Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации письмом от 24.09.2015 N П9-47126, и сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах" Рослесхозом в отношении земель лесного фонда обеспечивает контроль за достоверностью сведений путем проведения их проверки на соответствие фактической ситуации, их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы (далее - ИСДМ-Рослесхоз).
Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 540 утверждена Методика осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, которая изменила порядок осуществления контроля за достоверностью сведений, представленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Сотрудниками федеральной диспетчерской службой лесного хозяйства в ходе проведения экспертной оценки достоверности сведений о лесных пожарах в течение 2015 года, по вышеуказанной Методике, было выявлено 83 факта значительного расхождения данных по лесным пожарам, по которым были направлены извещения уполномоченным органам в области лесных отношений в 25 субъектов Российской Федерации для представления объяснений по факту несовпадения или уточнения представленных сведений. По итогам было внесено 1 092 корректировки, скорректированная площадь, пройденная огнем, составила 558 тыс. га.
Кроме того, на основании пункта 9 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 N 687, проведены выездные проверки площадей, пройденных лесными пожарами, в Иркутской области и Забайкальском крае.
Сведения о лесных пожарах, в том числе на удаленных территориях, (отнесенных к резервным лесам), где обнаружение и наблюдение за их развитием осуществляется в основном с использованием космических средств наблюдения учитываются в форме N 1-ЛO "Ежедневная форма сведений о лесопожарной обстановке", утвержденной приказом Минприроды России от 22.07.2014 N 331, и в форме 1-ИСДМ, утвержденной приказом Рослесхоза от 25.05.2005 N 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров".
Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 23.06.2014 N 276 (далее - Порядок) предусмотрено уточнение сведений о лесных пожарах на труднодоступных территориях с помощью наземных или авиационных средств, а также осуществление оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 540. Данные сведения могут не указываться в текущих сводках о действующих лесных пожарах, но учитываются в сведениях о лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами в области лесных отношений субъектов Российской Федерации по итогам пожароопасного сезона.
В целом, по оперативным итоговым данным, в 2015 году расхождение данных о площадях лесных пожаров, возникших на землях лесного фонда, регистрируемой ИСДМ - Рослесхоз, сократилось до 1,9 тыс. га, что составляет менее 2% от общей площади, пройденной огнем (в 2014 году занижение указанных данных составило 472,1 тыс. га), что соответствует допустимому размеру отклонения, установленному Методикой инструментального замера площади лесного пожара, утвержденной приказом Минприроды России от 23.06.2014 N 275. На регулярной основе на сайте ФБУ "Авиалесоохрана" размещается информация о текущей лесопожарной обстановке, а также выявленные расхождения сведений о лесных пожарах, представляемых субъектами Российской Федерации с данными ИСДМ-Рослесхоз.
Приказом Минприроды России от 06.08.2015 N 347 регламентирована работа по учету информации о пожарах в лесах, расположенных на землях лесного фонда, на землях особо охраняемых природных территорий, на землях обороны и безопасности, на землях населенных пунктов.
Необходимо отметить, что в весенний период все пожары на землях лесного фонда возникают в связи с переходом огня от неконтролируемых палов травы на прилегающих к землям лесного фонда территориях, которые зачастую наносят непоправимый урон объектам экономики, жизни и здоровью людей. Так, например, в Республике Хакасия и Забайкальском крае в начале весны 2015 года сгорело более 1400 домов в результате бесконтрольных степных палов, которые стали причиной критической ситуации в лесах.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2013 года N Пр-1037 по итогам заседания президиума Государственного совета по теме "О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации" МЧС России ведется работа по установлению порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающего возможности перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты.
При этом необходимо отметить, что согласно приказу МЧС России от 21.11.2008 N 714 официальный статистический учет палов сухой травы и их последствий не ведется в России, так они считаются загораниями, не подлежащими учету.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" функции федерального государственного пожарного надзора на указанных землях осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора МЧС России.
Однако законодательством не определены органы исполнительной власти, отвечающие за тушение и профилактику пожаров на землях указанных категорий.
Средства субвенций из федерального бюджета на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации имеют целевой характер.
Размер субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации определяется по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838 и утверждается ежегодно в разрезе субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период Рослесхоз ежегодно направляет в Минфин России для рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Правительственная комиссия) предложения по увеличению финансирования отрасли, в том числе на увеличение численности государственных лесных инспекторов в соответствии с нормативами патрулирования лесов.
Кроме того, совместно с МЧС России подготовлены предложения о финансировании ликвидации чрезвычайной ситуации за счет Резервного фонда. Однако в условиях дефицита федерального бюджета предложения Рослесхоза не поддержаны.
Заместитель руководителя |
П.С. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 26 октября 2015 г. N НК-09-50/13294 "О рассмотрении обращения Цыпленкова С.А."
Текст письма официально опубликован не был