Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова о состоянии и перспективах развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В условиях фактического возврата западных стран в отношениях с Российской Федерацией к политике "холодной войны", сопровождающейся попытками политической изоляции России и применением экономических санкций, оборонно-промышленный комплекс нашей страны выступает важнейшим сегментом экономики, обеспечивающим государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" поставлена задача по оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведя к 2020 году их долю до 70 процентов.
В целях создания условий для развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (далее - оборонно-промышленный комплекс) принят ряд важных структурных и организационных решений:
повышен статус органа, образованного в целях реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности;
восстановлен институт генеральных (главных) конструкторов по созданию образцов (комплексов, системы) вооружения и военной и специальной техники;
созданы Фонд перспективных исследований, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Фонд развития промышленности, акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", другие организации, занимающиеся развитием передовых технологий и разработок.
Сложившаяся система законодательного обеспечения деятельности оборонно-промышленного комплекса, имеющийся научно-технологический потенциал для модернизации существующего и разработки перспективного вооружения, военной и специальной техники, реализация государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, государственных программ Российской Федерации, выполняемых в интересах обеспечения национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, позволяют оборонно-промышленному комплексу оснащать Вооруженные Силы Российской Федерации и другие элементы военной организации Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники.
В настоящее время оборонно-промышленный комплекс выполняет значимую социальную функцию, связанную с наполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечением занятости населения, содержанием объектов социальной инфраструктуры, внедрением передовых технологий в производство востребованной продукции гражданского назначения, созданием, поддержанием и внедрением военных и гражданских базовых и критических технологий, позволяющих обеспечить технологические прорывы или опережающий научно-технологический задел. К 2025 году долю востребованной продукции гражданского назначения в общем объеме производства организаций оборонно-промышленного комплекса планируется довести до 30 процентов, к 2030 году - не менее чем до 50 процентов.
Вместе с тем потенциал оборонно-промышленного комплекса в достижении актуальных военно-политических целей и решении социально-экономических задач реализуется не в полной мере. Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить:
недостаточно эффективное правовое регулирование деятельности оборонно-промышленного комплекса с учетом современных экономических и внешнеполитических вызовов, защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
преимущественное развитие организаций оборонно-промышленного комплекса на базе собственных ресурсов;
низкую рентабельность производства продукции военного назначения;
отсутствие эффективных стимулов для снижения себестоимости продукции по государственному оборонному заказу;
низкую инвестиционную привлекательность организаций оборонно-промышленного комплекса;
недостаточные темпы расширения производства востребованной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса;
ограничение возможностей Российской Федерации по развитию международной производственной кооперации, а также отсутствие эффективной системы импортозамещения в том числе в сфере производства продукции военного назначения.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова о состоянии и перспективах развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона N 197556-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) организовать работу по установлению единых подходов к реализации нормативных правовых актов в сфере оборонно-промышленного комплекса, включая Федеральный закон "О государственном оборонном заказе";
2) рассмотреть возможность:
использования математического моделирования процессов исполнения государственного оборонного заказа и учета результатов моделирования при внесении изменений в законодательство Российской Федерации;
формирования на основе предложений субъектов Российской Федерации перечня возможных федеральных специальных инвестиционных контрактов с участием организаций оборонно-промышленного комплекса;
разработки механизма реструктуризации задолженности по кредитам, возникшей у исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, перед кредитными организациями за последние три года из-за несвоевременного и неполного авансирования работ по государственному оборонному заказу;
стимулирования разработчиков и производителей импортозамещающих комплектующих изделий и материалов для вооружений, военной и специальной техники;
3) ускорить разработку порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, и внести соответствующие изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1465;
4) продолжить формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в оборонно-промышленный комплекс;
5) разработать дополнительные меры обеспечения оборонно-промышленного комплекса квалифицированными кадрами, включая меры, направленные на привлечение молодежи в научную, научно-технологическую и инновационную деятельность.
4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации внести изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части изменения понижающего коэффициента для продукции отечественного производителя.
5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации продолжить надзорную деятельность за исполнением законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в том числе за нецелевым использованием и хищением средств федерального бюджета, выделенных в рамках государственного оборонного заказа, и о результатах работы проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года.
6. Счетной палате Российской Федерации продолжить работу по оценке эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках государственного оборонного заказа, и о результатах работы проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проинформировать палату в период весенней сессии 2020 года о ходе реализации настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
11 декабря 2018 г.
N 573-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 декабря 2018 г. N 573-СФ "О состоянии и перспективах развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу с 11 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2018 г. N 51 ст. 7872