Aircraft equipment. Aircraft program suppliers management. General requirements
Дата введения - 1 сентября 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Рабочей группой из представителей АО "Вертолеты России", АО "Объединенная двигателестроительная корпорация", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2018 г. N 414-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению поставщиками услуг по выполнению научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, технического обслуживания и ремонта, услуг по выполнению технологических операций при создании авиационной техники, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
1.2 Требования настоящего стандарта распространяются на головных разработчиков (разработчиков), головных изготовителей (изготовителей) авиационной техники, а также поставщиков услуг по выполнению научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, технического обслуживания и ремонта, услуг по выполнению технологических операций, сырья, материалов и комплектующих изделий, состоящих в кооперационных и технологических связях с целью разработки, производства и обслуживания авиационной техники.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанием всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 авиационная техника: Воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт и комплектующие изделия.
3.1.2 головной изготовитель: Юридическое лицо, отвечающее за обеспечение установленного качества выпускаемой продукции и осуществляющее координацию работ по изготовлению или ремонту ее составных частей.
3.1.3 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком продукции, координирующее работу исполнителей составных частей (продукции) разработки и отвечающее за разработку продукции в целом.
3.1.4 дистрибьютор: Юридическое лицо, осуществляющее закупку, хранение, разделение на части или продажу продукции без оказания влияния на ее соответствие.
3.1.5 изготовитель: Предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее производство изделия авиационной техники и имеющее на месте изготовления технические данные и чертежи, оформленные в установленном порядке, и иные документы, установленные соответствующими нормативными документами.
3.1.6 изделие авиационной техники: Экземпляр воздушного судна.
3.1.7 комплектующее изделие: Изделие, обладающее конструктивной целостностью, не подвергаемое никаким изменениям в процессе изготовления изделий авиационной техники и их компонентов, в которых его применяют, и изготовленное по самостоятельному комплекту конструкторской документации.
3.1.8 контракт (договор): Соглашение двух или нескольких лиц (как физических, так и юридических) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
3.1.9 программа: Комплекс мероприятий по проектированию, разработке, производству и обслуживанию воздушного судна.
3.1.10 разработчик: Юридическое лицо, являющееся исполнителем научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы.
3.1.11 субпоставщик: Юридическое лицо, осуществляющее поставку продукции или оказание услуг в рамках контрактов/договоров, заключенных с поставщиком.
3.1.12 третья сторона: Лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
3.1.13 цепь поставок: Совокупность организаций, вовлеченных в восходящие и нисходящие взаимосвязи, разнообразные процессы и мероприятия, создающие ценность в виде продуктов и услуг, доставленных до конечного потребителя.
Примечание - Участниками цепи поставок в общем виде являются:
- конечный потребитель (эксплуатант);
- финальный разработчик/производитель (головной разработчик, головной изготовитель), является потребителем по отношению к поставщикам всех уровней;
- поставщики 1-го уровня, осуществляющие разработку, производство и испытания систем и комплектующих изделий, входящих в изделие авиационной техники (являются потребителями по отношению к поставщикам уровней ниже);
- поставщики 2-го уровня, осуществляющие разработку, производство и испытания систем и узлов для поставщиков 1-го уровня или для финального разработчика/производителя (являются потребителями по отношению к поставщикам уровней ниже);
- поставщики 3-го уровня, осуществляющие производство деталей компонентов для поставщиков 1-го и 2-го уровней (являются потребителями по отношению к поставщикам уровней ниже);
- поставщики 4-го уровня, осуществляющие производство сырья, материалов и стандартных изделий;
- поставщики, обеспечивающие технологические процессы.
3.1.14 эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
AT - авиационная техника;
ВС - воздушное судно;
КД - конструкторская документация;
КИ - комплектующее изделие;
СМК - система менеджмента качества;
ТД - технологическая документация;
ТЗ - техническое задание;
ТО - техническое обслуживание;
ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;
ТУ - технические условия.
4 Общие положения
4.1 Потребитель несет ответственность за соответствие всей полученной извне продукции, процессов и услуг, включая полученное из источников, определенных потребителем его продукции, процессов и услуг.
4.2 Потребитель должен гарантировать, что в процессе создания авиационной техники участвуют только утвержденные поставщики, в том числе поставщики, обеспечивающие выполнение технологических процессов, в частности специальных процессов.
4.3 Потребитель должен устанавливать и управлять установленными им рисками, связанными с обеспечением поставок продукции, процессов и услуг на всех этапах жизненного цикла изделия, а также оценивать риски, связанные с выбором и вовлечением поставщиков.
4.4 Потребитель должен требовать, чтобы его поставщики применяли соответствующие элементы контроля в отношении своих поставщиков, чтобы гарантировать соблюдение установленных требований.
Поставщик, в свою очередь, должен предоставить потребителю объективные свидетельства того, что средства и методы, применяемые им для контроля и управления поставщиками, гарантируют соблюдение установленных требований к поставляемой продукции, процессам и услугам.
4.5 Потребитель должен определять и применять критерии оценки, утверждения, мониторинга результатов деятельности и повторной оценки поставщиков на основе их способности выполнять процессы или поставлять продукцию и оказывать услуги в соответствии с установленными требованиями.
4.6 Потребитель должен установить и задокументировать процесс управления поставщиками в соответствии с требованиями нормативного документа* для продукции гражданского назначения и требованиями установленных стандартов для продукции военного назначения.
------------------------------
* См. [1].
Потребитель должен установить показатели результативности процесса управления поставщиками, к которым относятся, но не ограничиваются:
- качество закупаемой продукции;
- своевременность поставок;
- стоимость владения.
К основным элементам процесса управления поставщиками относятся:
- формирование и управление требованиями к поставщикам;
- оценка и утверждение поставщиков;
- планирование качества продукции и одобрение процесса производства;
- верификация закупленной продукции;
- мониторинг поставщика;
- надзор за поставщиком;
- управление изменениями.
5 Формирование и управление требованиями к поставщикам
5.1 Потребитель должен установить документированную процедуру по формированию, управлению и передаче требований к поставщикам.
Потребитель должен формировать и применять требования к поставщикам с учетом критичности поставляемой продукции, процессов и услуг.
Требования к поставщикам должны включать:
- требования к поставляемой продукции, процессам и услугам (например, чертежи, спецификации, технические условия, рабочие инструкции и др.);
- требования к системе менеджмента качества (например, национальные, межгосударственные и международные стандарты, дополнительные требования к отдельным элементам СМК);
- требования федерального и авиационного законодательства;
- требования программы (согласованные процедуры управления проектом);
- требования к технологическим возможностям и производственным мощностям;
- требования конечных потребителей (эксплуатантов, головного изготовителя, головного разработчика);
- другие необходимые требования.
С учетом вышеперечисленных требований потребитель должен составлять раздел "Требования по качеству" контракта (договора) с поставщиком.
Типовые требования по качеству к поставщикам приведены в приложении А.
Требования к поставщикам должны являться основой для разработки критериев по оценке поставщиков.
5.2 Потребитель должен убедиться в том, что поставщик в полной мере понимает установленные требования.
Поставщик должен провести анализ требований с целью выявления:
- требований, которые не могут быть выполнены поставщиком в полном объеме, что потребует оформление отклонений;
- неприменимых требований;
- частично применимых требований.
Выявленные отклонения должны быть задокументированы (например, в виде матрицы применимых требований, в плане по обеспечению качества или в ином документе) и согласованы сторонами при заключении контракта.
5.3 Поставщики должны передавать требования, установленные потребителем, по всей цепи своих поставщиков.
Поставщики должны передавать субпоставщикам только применимые требования. Излишние требования могут привести к дополнительным издержкам.
Поставщик должен раскрыть потребителю всю свою цепь поставок.
6 Оценка и утверждение поставщика
6.1 Потребитель должен установить документированную процедуру по оценке поставщиков, которая включает:
- классификацию поставщиков по типу продукции;
- критерии оценки поставщиков;
- порядок проведения оценки.
Процедура потребителя по оценке и утверждению поставщиков должна быть доступна для ознакомления действующим и потенциальным поставщикам.
Потребитель должен выполнять оценку потенциального поставщика до начала конкурентных процедур с целью определения соответствия потенциального поставщика предъявляемым требованиям.
Оценка потенциального поставщика должна включать анализ рисков невыполнения требований контракта (договора).
Типовые элементы оценки потенциального поставщика приведены в приложении Б.
Поставщик должен предоставить по запросу потребителя доказательства соответствия установленным требованиям до начала конкурентных процедур.
Потребитель имеет право провести аудит поставщика с целью оценки соответствия поставщика установленным требованиям. Поставщик должен обеспечить возможность проведения данного аудита.
6.2 Оценку и утверждение поставщиков осуществляет комиссия потребителя. Состав комиссии, ответственность, полномочия и порядок работы определяется внутренним документом потребителя. Результатом работы комиссии является перечень утвержденных поставщиков. Потребитель должен регистрировать и сохранять документированную информацию о проведенной оценке.
Потребитель должен установить процедуру по отзыву статуса утвержденного поставщика. Статус утвержденного поставщика может быть приостановлен или отозван в результате неудовлетворительных показателей качества, прекращения действия контракта или мошеннической деятельности.
7 Заключение контракта (договора) с поставщиком
Потребитель должен осуществлять закупки только у утвержденных поставщиков.
На конкурентные процедуры допускаются только поставщики, прошедшие квалификационную оценку и утверждение. Номенклатура закупаемой у поставщика продукции, процессов и услуг должна соответствовать области его утверждения.
8 Одобрение процесса производства
8.1 Поставщик по запросу должен представить на согласование потребителю план мероприятий по постановке изделия на производство, а также план по обеспечению качества, содержащий процедуры и мероприятия, позволяющие выполнять требования потребителя по качеству.
8.2 Поставщик должен проводить контроль первого изделия для всех новых или модернизированных видов продукции, которые являются предметом поставки по контракту (договору). Поставщик обязан проводить эту процедуру до начала серийного производства продукции. Процедура контроля первого изделия может проводиться с участием полномочных и квалифицированных специалистов потребителя, о чем должно быть указано в контракте (договоре).
9 Верификация закупленной продукции
9.1 Закупаемая у поставщика продукция с целью проверки соответствия качества и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции подлежит обязательной верификации.
9.2 Потребитель должен установить процедуру верификации закупленной продукции. Номенклатуру закупаемой продукции, подлежащей верификации, контролируемые параметры и свойства, вид контроля и его объем следует определять исходя из стабильности качества продукции поставщика, результативности СМК, важности параметров и оценки рисков поставщика.
К видам верификации закупленной продукции относятся:
- входной контроль (на территории потребителя);
- приемка продукции на территории поставщика;
- делегирование приемки продукции (поставщику или третьей стороне).
9.3 Продукция, не прошедшая верификацию с положительным результатом, считается несоответствующей. Порядок действий с такой продукцией должен быть определен документированной процедурой потребителя.
10 Надзор за поставщиком
Потребитель должен осуществлять надзор за поставщиком для обеспечения уверенности в том, что поставщик соответствует его требованиям. Объем проверок в рамках процесса надзора за поставщиком должны зависеть от результатов аудитов, выявленных отклонений, показателей деятельности поставщика, оценки рисков поставщика.
Надзорные мероприятия потребителя в отношении поставщика включают, но не ограничиваются:
- мониторинг показателей деятельности по качеству и срокам;
- оценку рейтинга поставщика;
- аудит продукции;
- аудит производственного процесса;
- аудит СМК;
- контроль способности поставщика обеспечивать установленные темпы производства.
11 Управление изменениями
Потребитель должен установить процедуру управления изменениями. Поставщик должен обеспечить выполнение этой процедуры по требованию потребителя. Процедура управления изменениями должна обеспечивать внесение изменений в продукцию, процессы и систему в контролируемых условиях, и передачу информации об этих изменениях всем заинтересованным сторонам.
12 Послепродажное обслуживание
Потребитель определяет степень участия поставщика в послепродажной поддержке продукции в эксплуатации и отражает это участие в договоре с ним.
В случае принятия потребителем решения о необходимости участия поставщика в послепродажной поддержке продукции потребитель обязан отразить в договоре обязательства, распространяющиеся:
- на выполнение поставщиком гарантийных обязательств;
- доработку изделий;
- установление и продление ресурсов и сроков службы;
- работу с рекламациями;
- формирование обменного фонда и обеспечение запасными частями.
13 Последствия поставки продукции ненадлежащего качества. Претензии и рекламации
В случае обнаружения дефекта или некомплектности продукции в период действия гарантийных обязательств восстановление исправного состояния продукции, ее комплектности, в том числе замена дефектной продукции на новую, осуществляется согласно требованиям заключенного контракта (договора), которые должны включать следующее:
- потребитель ведет рекламационную работу непосредственно с поставщиком, если иное не предусмотрено сторонами дополнительно;
- при проведении исследования дефектной продукции у поставщика вызов потребителя для участия в совместном исследовании обязателен, если это предусмотрено контрактом (договором). Дефектная продукция должна быть направлена для исследования в установленном порядке, и должно быть обеспечено хранение продукции в условиях, не ухудшающих ее состояние, и без смешения с другой продукцией. Исследование дефектной продукции без согласия и/или участия поставщика не допускается;
- поставщик по требованию потребителя обязан устранить дефекты в принятой продукции, независимо от причин появления дефектов или разногласий в оценке их происхождения с последующим возмещением расходов виновной стороной;
- поставщик обязан принять все необходимые меры, включая отзывные компании, для предотвращения повторов дефектов в изделиях, находящихся в производстве, эксплуатации, ремонте, хранении и на этапе поставки.
14 Программы повышения качества и надежности изделий
14.1 Программы повышения качества и надежности изделий являются элементом системы взаимодействия между поставщиком и потребителем, обеспечивающим эффективную реализацию заданных требований к качеству и надежности изделий на основе взаимоувязанного комплекса мер в сферах разработки, производства и эксплуатации изделий.
14.2 Программы повышения качества и надежности строятся по целевому принципу. Целью совместных работ поставщика и потребителя является достижение согласованных значений целевых показателей надежности изделий AT и значений целевых показателей комплектующих изделий.
14.3 В качестве целевых показателей для изделий, наряду с показателями, установленными в стандартах и ТУ на изделие, могут быть использованы показатели: доля изделий, признанных браком на входном контроле, при производстве, по рекламациям; уровень дефектности и др.
14.4 В составе мероприятий программы повышения качества и надежности, обеспечивающих достижение установленных значений целевых показателей, предусматривают комплекс совместных работ:
- по совершенствованию конструкторско-технологических решений изделий;
- выбору оптимальных режимов применения изделий;
- внедрению диагностических (неразрушающих) методов контроля у изготовителя для выявления доминирующих видов дефектов;
- разработке или совершенствованию инструкций входного контроля;
- подготовке и аттестации специалистов потребителя на проведение регулировочных и восстановительных работ по КИ;
- проведению совместного анализа дефектов (отказов) изделий с выработкой согласованных мер коррекции и корректирующих мероприятий;
- корректировке СМК;
- оценке результативности корректирующих и предупреждающих действий и др.
14.5 Поставщик и потребитель систематически оценивают состояние реализации программы повышения качества и надежности. Оценку следует проводить по согласованной процедуре. Периодичность оценки реализации программы устанавливают в договоре на поставку не реже одного раза в год (полгода).
15 Обмен данными между поставщиком и потребителем
15.1 Информационное обеспечение взаимодействия поставщик-потребитель реализует право потребителя на получение им от поставщика, в случае необходимости (по запросу и в установленном порядке), полной и достоверной информации о качестве изделий и мероприятий, направленных на устранение дефектных изделий, в процессе испытаний, производства и приемочного контроля и право поставщика на получение им от потребителя информации о качестве изделий при испытаниях, изготовлении и приемке по качеству на входном контроле, в сфере производства и эксплуатации.
15.2 Основой информационного взаимодействия поставщик-потребитель служат данные о качестве и надежности изделий поставщика.
15.3 Порядок и формы взаимного представления поставщиком и потребителем информации по качеству изделий устанавливают в контракте (договоре) на поставку.
Процедуры (порядок) расчета данных о качестве и надежности должны быть взаимно согласованы.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58175-2018 "Авиационная техника. Управление поставщиками при создании авиационной техники. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2018 г. N 414-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 сентября 2018 г.