Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 84-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" об оспаривании постановлений Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 26 ноября 2015 г. N 40/1 "О производственной программе, долгосрочных параметрах и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (Великий Новгород) на 2016 - 2018 годы", от 15 июля 2016 г. N 23/4 "О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 26.11.2015 N 40/1", от 29 ноября 2017 г. N 45 "О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 26.11.2015 N 40/1"
по апелляционной жалобе административного истца на решение Новгородского областного суда от 2 июля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области по доверенности Крутяковой Н.А., представителя муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" по доверенности Печниковой Л.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет, регулирующий орган) от 26 ноября 2015 г. N 40/1 (далее - Постановление N 40/1) утверждена производственная программа общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (далее - Общество, ООО "Теплоэнергосервис") на 2016 - 2018 гг. согласно приложению N 1.
Пунктом 3 Постановления N 40/1 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения (приложение N 3) и водоотведения (приложение N 4) на тот же период регулирования.
Разделом 3 производственной программы Общества установлены плановые объемы подачи воды (пункты 8 и 8.3) и принимаемых сточных вод (пункты 4 и 4.3) на указанный период регулирования.
В указанный нормативный правовой акт, в том числе и в производственную программу ООО "Теплоэнергосервис", вносились изменения постановлениями Комитета от 15 июля 2016 г. N 23/4 (далее - Постановление N 23/4) и от 29 ноября 2017 г. N 45 (далее - Постановление N 45).
Общество обратилось в Новгородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило признать не действующим Постановление N 40/1 в части:
- пунктов 8 и 8.3 по транспортировке воды и пунктов 4 и 4.3 по транспортировке стоков раздела 3 производственной программы Общества "Планируемый объем подачи воды и объем принимаемых сточных вод" приложения N 1 в первоначальной редакции и редакции Постановления N 23/4 и Постановления N 45;
- приложения N 3 в первоначальной редакции и пункта 1.3 Постановления N 23/4;
- приложения N 4 в первоначальной редакции.
В обоснование заявленных требований ООО "Теплоэнергосервис" указало, что регулирующий орган определил плановый объем транспортируемой воды и принимаемых сточных вод не предусмотренным тарифным законодательством методом, а именно исходя из пропускной способности сетей. В результате названные плановые показатели установлены в завышенном размере, что повлекло утверждение экономически необоснованных тарифов на транспортировку воды и сточных вод.
Решением Новгородского областного суда от 2 июля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования. Административный истец полагает, что суд не принял во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2016 г. по делу N А44-9981/2015; руководствовался не подлежащими применению положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ). Податель апелляционной жалобы также указывает на то, что методика расчета Комитетом объемов транспортировки воды и сточных вод, признанная судом верной, не предусмотрена тарифным законодательством.
Прокуратура Новгородской области, Комитет и заинтересованное лицо - муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал" (далее - МУП "Новгородский водоканал", Предприятие) представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на транспортировку воды и сточных вод (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статья 2, пункт 3 части 2, пункт 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Как установлено судом и не оспаривается Обществом, Постановление N 40/1 в первоначальной редакции, а также Постановление N 23/4 и Постановление N 45, которыми вносились соответствующие изменения, приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном порядке.
ООО "Теплоэнергосервис" осуществляет деятельность по транспортировке воды и сточных вод в целях оказания услуг водоснабжения и водоотведения абонентам гарантирующей организации - МУП "Новгородский водоканал" посредством находящихся в собственности Общества магистральных водопроводных и канализационных сетей, и транзитных сетей, присоединенных к централизованным сетям Предприятия.
На основании заявления ООО "Теплоэнергосервис" от 29 апреля 2015 г. Комитетом методом индексации установлены Обществу тарифы на транспортировку воды и сточных вод на 2016-2018 гг. При этом регулирующий орган определил объемы воды и сточных вод по магистральным водопроводам и коллекторам расчетным способом на основании их пропускной способности, а по присоединенным сетям - на основании сведений о фактических объемах за 2014 г., оплаченных абонентами МУП "Новгородский водоканал".
При корректировке указанных тарифов Постановлением N 23/4 и Постановлением N 45 на 2017 и 2018 гг. Комитет также применил в отношении магистральных сетей и коллекторов указанный выше способ расчета объема воды и сточных вод, подлежащих транспортировке, а в отношении присоединенных сетей исходил из фактических объемов воды и сточных вод, оплаченных абонентами Предприятия за 2015 и 2016 гг., соответственно.
Как следует из пункта 29 Основ ценообразования расчетный объем отпуска воды определяется в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года.
Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с указанной выше формулой с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний).
Расчетные объемы определяются органом регулирования с учетом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6 (далее - Стандарты), на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний), а также расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт "з" пункта 17 Правил регулирования тарифов).
Регулируемая организация сообщает сведения о планируемом объеме подачи воды и принимаемых сточных вод в составе копии утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проекте производственной программы (подпункт "в" пункта 5 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 (далее - Правила разработки производственных программ), прилагаемой к заявлению об установлении тарифа (подпункт "д" пункта 17 Правил регулирования тарифов). Кроме того, на регулируемую организацию возлагается обязанность представить расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт "з" пункта 17 Правил регулирования тарифов).
Вместе с тем в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 (далее - Правила организации коммерческого учета воды), и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения (пункт 9 Методических указаний).
Как следует из пунктов 3-5 названных правил, коммерческий учет холодной воды, а также сточных вод осуществляется по общему правилу абонентом и транзитной организацией путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом водоснабжении.
В частности коммерческий учет воды расчетным способом, в том числе при помощи метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, применяется при отсутствии приборов учета (пункт 14, подпункт "а" пункта 15 Правил организации коммерческого учета воды).
Аналогичное условие для применения коммерческого учета сточных вод расчетным способом предусмотрено подпунктом "а" пункта 22 Правил.
Суд первой инстанции установил, что у ООО "Теплоэнергосервис" не заключен договор с МУП "Новгородский водоканал" на транспортировку воды и сточных вод, отсутствуют приборы учета на границе балансовой принадлежности магистральных сетей или эксплуатационной ответственности. Также у регулирующего органа отсутствовала информация о потерях воды в сетях и о расходе воды на собственные нужды Общества, подлежащая представлению в соответствии с подпунктами "л" и "о" пункта 14, подпункта "к" пункта 39 Стандартов. Представленный ООО "Теплоэнергосервис" проект производственной программы при установлении долгосрочных тарифов предусматривал существенное снижение планируемых объемов транспортировки воды и сточных вод по сравнению с фактическими объемами транспортировки за 2015 г. При этом заявленные Обществом объемы не подтверждены результатами технического обследования сетей в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Правил разработки производственных программ. С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к обоснованным выводам, что определение Комитетом объемов воды и сточных вод для определения указанных тарифов Общества расчетным способом, в соответствии с пунктами 16 и 23 соответствует принципам тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 3 Закона о водоснабжении).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами "л" и "о" пункта 14" имеется в виду "подпунктами "л" и "о" пункта 18"
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о том, что суд не учитывал обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-9981/2015 по иску Общества к Предприятию, подлежат отклонению, так как вопреки доводам истца обстоятельства, относящиеся к взысканию неосновательного обогащения, установленные названным судебным актом, не носят преюдициальный характер для суда при рассмотрении дела о проверке оспариваемого акта в порядке абстрактного нормоконтроля.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не опровергают выводов суда первой инстанции и отклоняются Судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм Закона о водоснабжении, Стандартов и Правил организации коммерческого учета воды.
Ссылка суда на Закон N 261-ФЗ не противоречит остальным выводам суда и не привела к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное решение является правильным по существу. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новгородского областного суда от 2 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 84-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был