Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2018 г. N 7-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017 г. N 177-к/4 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год"
по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 26 июня 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" Борисовой А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее также - Департамент, тарифный орган) от 20 декабря 2017 г. N 177-к/4 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год" (далее также - Постановление N 177-к/4) установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее также - ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами", Общество) в размере 407,44 (руб./куб.м) без учета НДС и 480,78 (руб./куб.м) с учетом НДС.
Пунктом 2 указанного постановления определен срок действия тарифов: с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
Согласно пункту 3 Постановления N 177-к/4 с 1 января 2018 г. утрачивает силу постановление Департамента от 28 июня 2017 г. N 147-к/1 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2017 год".
ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" обратилось в Ивановский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 1, 2, 3 Постановления N 177-к/4, ссылаясь на их несоответствие положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Закон N 89-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 (далее также - Методические указания).
В обоснование заявленных требований административный истец указал на неправильное определение тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие необоснованного использования данных о массе твердых коммунальных отходов, приведенных в разделе 7 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22 сентября 2016 г. N 140 (далее также - Территориальная схема), с применением показателя средней плотности твердых коммунальных отходов в качестве коэффициента перевода массы твердых коммунальных отходов.
Решением Ивановского областного суда от 26 июня 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: пункт 1 Постановления N 177-к/4 признан не действующим со дня вступления в законную силу судебного акта, на Департамент энергетики и тарифов Ивановской области возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
В апелляционной жалобе Департамент энергетики и тарифов Ивановской области просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование указывает на несоответствие выводов суда нормам материального права и обстоятельствам дела. Полагает, что в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484, и пунктом 14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) рассчитывается исходя из нормативов накопления только при отсутствии утвержденной уполномоченным органом территориальной схемы обращения с отходами. Представленная административным истцом по запросу тарифного органа информация по объемам накопления ТКО объектов общественного назначения содержала недостоверную информацию, в связи с чем не могла быть использована при расчете тарифов. По мнению Департамента, выполненный им расчет показателя средней плотности ТКО соответствует пункту 85 Методических указаний.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484, и Методическими указаниями.
Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 3.5.14, 5.2 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п, пункты 27, 33 Положения об утверждении порядка работы правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного приказом Департамента от 12 января 2015 г. N 1/2-п) и официально опубликован в соответствии со статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" в печатном издании "Ивановская газета" 29 декабря 2017 г., N 103(6102).
Согласно протоколу о результатах проведения конкурсного отбора от 30 декабря 2016 г. ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области.
17 января 2017 г. между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и Обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ивановской области, по которому Общество приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Статус регионального оператора присвоен с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2031 г.
На основании заявления Общества от 29 октября 2017 г. тарифный орган установил на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере: 407,44 (руб./куб.м) без учета НДС; 480,78 (руб./куб.м) с учетом НДС.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 7 Методических указаний тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Удовлетворяя административный иск Общества, суд первой инстанции исходил из того, что при определении тарифа Департамент использовал недопустимое значение расчетного объема твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
Аналогичное положение закреплено в пункте 14 Методических рекомендаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "Методических рекомендаций" имеется в виду "Методических указаний"
Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется по формулам, приведенным в пункте 85 Методических рекомендаций, учитывающим в своем составе в том числе показатели объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор (QPO (WPO), и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (QOj (WOj).
Пунктом 95 Методических указаний предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величины QOj (WOj) и QPO (WPO) определяются в соответствии с пунктом 86, согласно которому орган регулирования тарифов учитывает количество отходов QOj (WOj) и QPO (WPO), определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Проанализировав указанные нормы в их взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объем (масса) ТКО для расчета единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами подлежит определению в следующем порядке:
на основании данных о фактической массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;
в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы;
при отсутствии территориальной схемы - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
Поскольку территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 гг. была утверждена в 2016 г., статус регионального оператора был присвоен Обществу в 2017 г. и, соответственно, сведения о динамике образования в Ивановской области ТКО за последние 3 года отсутствовали, а сама Территориальная схема решением Ивановского областного суда от 19 апреля 2017 г. с учетом его изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 г. была признана не действующей в части раздела 3 "Количество образующихся отходов", в рассматриваемом случае Департаменту следовало при расчете тарифов учитывать количество отходов QOj (WOj) и QPO (WPO) исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" договоров на оказание услуг.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.
Ссылки в жалобе на наличие в предоставленной Обществом информации об объемах вывозимых ТКО в соответствии с заключенными договорами недостоверных сведений не свидетельствуют о допустимости использования тарифным органом иного способа определения оспариваемых величин QOj (WOj) и QPO (WPO). При этом в ходе анализа данных бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации Департамент имел возможность исключить такие недостоверные сведения и провести собственный расчет.
Вопреки доводам жалобы, использование для определения количества отходов сведений из раздела 7 Территориальной схемы "Схема потоков отходов" (таблица 20) является неправомерным.
Как правильно отмечено в решении, в указанном разделе использованы те же данные об общем количестве образования ТКО в Ивановской области в размере 532 240 тонн в год, что и в разделе 3 "Количество образующихся отходов"; таблица 19 "Схема движения отходов Ивановской области на 2017 г." и таблица 20 "Схема движения отходов Ивановской области на 2018 г." раздела 7 Территориальной схемы содержат одинаковые данные об объеме (массе) образования отходов в год, представляющие собой сумму показателей за вычетом объема отходов, приходящихся на Ивановский мусоросортировочный завод.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для применения Департаментом коэффициента средней плотности накопления ТКО 182 кг/куб.м, совпадающего с установленным ранее в приложении к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 февраля 2017 г. N 133-н/1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области" коэффициентом, исключенным на момент рассмотрения тарифной заявки постановлением Департамента от 24 октября 2017 г. N 161-н/1.
Выводы суда об ошибочности способа расчета этого коэффициента аргументированны, основаны на правильной оценке фактических обстоятельств административного дела и на положениях тарифного законодательства.
Приведенные в заседании суда апелляционной инстанции представителем административного ответчика доводы о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку Постановление N 177-к/4 утратило силу в связи с изданием постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 1 ноября 2018 г. N 230-к/1 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год" (далее - Постановление N 230-к/1), подлежат отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Исходя из специфики правовых отношений в сфере регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также в силу предмета таких отношений, тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается на определенный год. Вместе с тем, при возникновении споров о расчетах и платежах за прошедшие периоды либо о зачетах по платежам, которые проводились за прошлый и настоящий периоды, необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению тарифов на соответствующие периоды.
Оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, тем самым затрагивая его права и законные интересы.
Следовательно, тот факт, что Постановление N 177-к/4 утратило силу в связи с принятием Постановления N 230-к/1, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, в том числе те, на которые ссылается представитель административного ответчика, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 26 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2018 г. N 7-АПГ18-8
Текст определения официально опубликован не был