Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 293-ПЭК18
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив надзорную жалобу Владивостокской таможни на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2018 N 303-КГ18-2575, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимпорт" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2017 по делу N А51-3860/2016 Арбитражного суда Приморского края, установила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного дела следует читать как "N А51-3860/2017"
общество с ограниченной ответственностью "Владимпорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможня) о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10702030/201015/0066298 и N 10702030/141015/0065046, выраженного в письме от 12.01.2017 N 25-33/01064.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2017 требование общества удовлетворено, решение таможни признано незаконным. Суд обязал таможенный орган произвести возврат обществу излишне уплаченных таможенных платежей.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2017, решение от 29.05.2017 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2018 названные постановления отменены, решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В надзорной жалобе заявитель (таможня), ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить определение от 14.06.2018 и оставить в силе постановления судов апелляционной инстанции и округа.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 308.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора предусмотрены статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относится нарушение обжалуемым судебным постановлением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.
Изучив изложенные в надзорной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации не находит таких оснований.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции, проанализировав представленные заявителем документы, исходил из того, что корректировка таможней заявленной обществом таможенной стоимости товаров являлась неправомерной, в связи с чем доначисленные на ее основании таможенные платежи признаются излишне уплаченными. При этом суд посчитал, что с заявлением на возврат общество представило в таможенный орган документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, в связи с чем таможня неправомерно возвратила заявление без рассмотрения и отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований общества, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для принятия таможней решения о корректировке таможенной стоимости, связанных с непредставлением декларантом в ходе проверки документов, а также соблюдение таможней требований действующего законодательства при определении размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, отменяя постановления судов апелляционной инстанции и округа, руководствовалась положениями статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), частями 1, 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), разъяснениями, данными в пунктах 13, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), и исходила из того, что до подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество, получившее возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости на основе дополнительно полученных документов, которые влияют на достоверность определения таможенной стоимости таможенным органом, согласно пункту 29 Постановления N 18 инициировало внесение соответствующих изменений в спорные декларации и представило в таможенный орган документы, подтверждающие, по мнению заявителя, необходимость внесения таких изменений.
В ходе рассмотрения судами настоящего дела таможня не представила материалы таможенного контроля, которые бы позволили сделать вывод о необоснованности изменений, заявленных обществом.
С учетом этого Судебная коллегия поддержала вывод суда первой инстанции о том, что общество представило в материалы дела все необходимые документы, совокупный анализ которых свидетельствовал об уплате обществом таможенных платежей в завышенном размере, в связи с чем основания для оставления заявления общества без рассмотрения в соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ отсутствовали.
В жалобе заявитель ссылается на исключительность процедуры внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ после выпуска товаров, и на определение законодательством исчерпывающего перечня случаев, при которых такое изменение допускается.
Между тем коллегия судей отклонила эти доводы таможенного органа как формальные, не учитывающие установленных судом первой инстанции обстоятельств настоящего спора, которые не исключают обязанность таможни проверить наличие оснований для возврата излишне уплаченной стоимости.
Поскольку в данном случае такая проверка не проводилась, возражениями заявителя не опровергаются выводы Судебной коллегии. С учетом изложенного доводы жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра дела в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 308.4 и 308.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать Владивостокской таможне в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 293-ПЭК18 по делу N А51-3860/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5395/19
10.12.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 293-ПЭК18
12.12.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4846/17
14.08.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5025/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-3860/2017