Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 декабря 2018 г. N 03-04-06/89876
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов, полученных членами совета директоров - резидентами Республики Кипр и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение).
Согласно статье 16 "Гонорары директоров" Соглашения гонорары директоров и другие подобные выплаты, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в качестве члена совета директоров компании, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
Таким образом, Соглашение предоставляет Российской Федерации право налогообложения вознаграждения, выплачиваемого российской организацией членам совета директоров - резидентам Кипра.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
Такие доходы налогоплательщиков в соответствии со статьями 207 и 209 Кодекса подлежат налогообложению в Российской Федерации независимо от налогового статуса физических лиц.
Таким образом, выплаты указанным членам совета директоров Общества подлежат обложению в Российской Федерации налогом на доходы физических лиц. При этом в отношении выплат членам совета директоров, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 30 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, именуемые налоговыми агентами, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 Кодекса.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О установлено, что вознаграждения, производимые членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", иностранные граждане, исполняющие свои обязанности по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, на территории иностранного государства, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 420 Кодекса не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключённых договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
На основании изложенного, в случае если граждане Республики Кипр (не являющиеся гражданами Российской Федерации) исполняют обязанности членов совета директоров организации дистанционно, то есть не пребывают на территории Российской Федерации, то вознаграждения, выплачиваемые в их пользу в связи с исполнением указанных обязанностей, страховыми взносами не облагаются.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.