Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей доводит методические материалы по финансовой грамотности (тема "Деньги") для использования в работе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - методические материалы, организация для детей-сирот).
Методические материалы разработаны в рамках реализации Перечня мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности воспитанников организаций для детей-сирот.
Заместитель директора |
И.И. Романова |
Методические материалы
по теме ("Деньги" для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*
Занятие для детей 6-9 лет
"Считаем деньги в своем кошельке"
Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о российских деньгах (монетах).
Задачи:
- познакомить детей с историей российских денег;
- способствовать развитию представлений о деньгах как средстве платежа;
- научить детей арифметическим расчетам в пределах 20;
- воспитывать рациональное отношение к процессу покупок, бережное отношение к приобретенным товарам.
Оборудование: магнитная доска, изображения российских монет, выполненные на плотной бумаге, по одному комплекту на каждого ученика, ножницы, листы формата А4, картинки с изображением игрушек для прикрепления на магнитную доску.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Как вы знаете, с помощью денег люди могут приобретать товары в магазинах, на рынках, платить за свет, газ, воду, стрижку в парикмахерской, проезд в транспорте.
Кто из вас скажет, почему именно рублями называются деньги нашей страны - России? Правильно, слово "рубль" произошло от слова "рубить", так как раньше людям приходилось рубить металлические слитки-деньги, чтобы получить более мелкие денежки. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми.
В России выпускаются монеты - копейки и рубли (демонстрируем детям картонные или настоящие монеты). Обратите внимание, ребята: монета имеет две стороны. Сторона, где изображен двуглавый орел (или всадник), называется аверсом, сторона с изображением номинала монеты - это реверс, или решка. Вы, возможно, видели, когда взрослые, подкидывая монетку на удачу, спрашивают: "Орел или решка?"
Какие монеты-копейки вы знаете? Давайте их перечислим: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек. Отлично! Теперь, ребята, возьмите ножницы, вырежьте монеты и положите возле себя.
А теперь перечислим монеты-рубли: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей. Снова возьмем ножницы, вырежем рубли и также положим рядом.
Давайте сосчитаем сумму монет - копеек и рублей, которая у вас получится (18 рублей 66 копеек).
Кстати, знаете ли вы, сколько копеек в одном рубле? Правильно, 100! Скажите, куда складывают деньги, чтобы удобно было их хранить и не потерять? Правильно, в кошелек. Кошельки делают из разного материала, различных цветов и форм.
Сделаем кошелек из бумаги для наших монеток? Возьмите листы бумаги, сложите так, как я вам покажу (педагог демонстрирует алгоритм создания бумажного кошелька).
Вот какие красивые кошелечки получились для наших монеток. Сложите, пожалуйста, монетки в кошельки.
Итак, у вас, уже есть кошелек, сделанный своими руками, в котором лежат монетки.
Мы можем отправиться в магазин и купить подарок на день рождения для себя и близких. Согласны? Тогда вы - покупатели, а я - продавец.
Представьте, что мы находимся в магазине товаров для детей. Перед вами на доске прикреплены карточки с изображением игрушек, а рядом - монетки (ровно столько монеток стоят увиденные вами игрушки). Вы хотите купить подарок для сестры и игрушки для себя. Какие из игрушек вы выберете на деньги, которые лежат у вас в кошельке? Помните, что больше, чем у вас есть - 18 рублей 66 копеек, - вы потратить не можете.
Педагог предоставляет слово детям, и те высказываются, какие игрушки они могут приобрести на деньги в рамках своего бюджета.
Педагог. Молодцы, ребята, выбирая подарки, вы позаботились не только о себе, но и о своих близких. Деньги помогают нам покупать товары, продукты. К покупкам нужно относиться бережно: не портить, не ломать вещи, игрушки. Если вы больше не хотите играть с куклой, машинкой, передайте ее другим, младшим ребятам, у которых такой игрушки нет. Они будут вам благодарны.
Теперь вы знаете, что деньги в нашей стране называются рублями. Существуют монеты-копейки и монеты-рубли. Мы покупаем в магазине разные товары в обмен на деньги. Потратить в магазине вы можете столько денег, сколько есть в вашем кошельке. Поэтому нужно покупать только необходимые вещи, продукты, чтобы у вас на всё хватило денег.
Вопросы по результатам занятия
(могут быть включены в итоговое тестирование)
Ответьте на вопросы, выбирая один из трех вариантов ответа:
1. Что можно оплатить с помощью денег?
- Продукты в магазине.
- Воду и свет в квартире.
- Всё вышеперечисленное
2. Что является денежной единицей нашей родины - России?
- Рубль.
- Тугрик.
- Доллар.
3. От какого слова произошло слово "рубль"?
- Замок.
- Кошелек.
- Рубить.
4. Сколько копеек в одном рубле?
- 50.
- 100.
- 25.
5. Как называются металлические деньги?
- Монеты.
- Пуговки.
- Копейки.
Занятия для детей 10-14 лет
Комплекс занятий "Что я должен знать о деньгах?"
Темы занятий:
1. Бартер.
2. История возникновения денег.
3. Современные деньги. Деньги Российской Федерации.
4. Поврежденные и фальшивые деньги.
5. Деньги стран мира. Валютообменные операции.
Цель: сформировать у детей представление об эволюции денег, валютах, способах расчетов деньгами в России и за рубежом.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения денег;
- рассказать о деньгах разных стран;
- проинформировать детей о том, что нужно делать с поврежденными и ветхими деньгами;
- научить детей определять подлинность денег по защитным признакам;
- заложить основы понимания валютообменных операций.
Организационный момент: для проведения занятий участников делят на четыре команды по 5-7 человек. Потребуются почтовые конверты, карточки с изображением российских рублей и монет, иностранных денег, ножницы, клей, бумага для расчетов, калькуляторы.
В зависимости от времени, выделяемого на данный комплекс занятий, каждое из них может быть проведено как отдельное мероприятие, либо возможна организация поочередного проведения каждого занятия в один день в виде посещения станций участниками мероприятия (одна станция - одно занятие).
Педагог. Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на увлекательные занятия, на которых вы узнаете о том, каким образом рассчитывались люди в древности и сейчас, о деньгах разных стран и способах их обмена, а также о многом другом.
Давайте разделимся на четыре команды - по цветам. Тяните карточки из мешка. У вас на руках карточки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Отлично.
Сейчас, ребята, мы совершим путешествие в прошлое и увидим наших предков, которые занимались земледелием, скотоводством, ловили рыбу и делали посуду из глины. Все они жили дружно, но вот однажды им захотелось обменяться результатами своего труда.
Занятие 1. Бартер
Педагог. Ребята, сейчас каждая команда получит по пять карточек, которые познакомят вас с содержанием различных профессий.
Давайте представим, что:
- команда зеленых - земледельцы, выращивают пшеницу (команда получает набор карточек с изображением поля, колосьев пшеницы, лошади, запряженной в плуг, людей, сеющих пшеницу с помощью плуга, снопов сена);
- команда красных - скотоводы, выращивают домашних животных (команда получает карточки с изображением домашнего скота: лошадей, коров, овец, свиней; хлева, где содержатся животные, людей, ухаживающих за животными, доярки с кринкой молока, пастуха);
- команда синих - рыбаки, ловят рыбу (команде выдаются карточки с изображением рыбы, лодки, сетей, удочек, рыбаков);
- команда желтых - гончары, делают посуду из глины (команде выдаются карточки с изображением ваз, керамических тарелок, гончара за работой, глины, другой керамической посуды).
Педагог. Используя карточки, пожалуйста, составьте рассказ о том, чем занимается ваша команда (5-7 предложений).
Вы, ребята, успешные представители ряда профессий. Но ежедневно вам нужны и продукты труда других людей. Вашим командам необходимо обменять по одной карточке так, чтобы в результате обмена каждая команда могла получить:
1. Команда земледельцев - глиняную посуду.
2. Команда скотоводов - рыбу.
3. Гончары - зерно.
4. Рыбаки - мясо.
Пожалуйста, команды, договоритесь об обмене. Полученные карточки от других команд покажите ведущему. Расскажите, кто из команд на что обменялся? Легко ли было совершать обмен?
Итак, как вы увидели, древние люди обменивались друг с другом тем, что выращивали, производили, ловили. Этот обмен называется бартером.
Но бартер был не всегда удобен людям. Например, рыбаку нужна новая посуда для хранения рыбы, он обращается к гончару, но ему рыба не нужна, ему нужна пшеница. Поэтому люди постоянно искали новую форму обмена товара на товар, которая будет устраивать всех. Так появились деньги.
Занятие 2. История денег
Педагог. Ребята, совершим полет во времени и посмотрим, какие формы денег существовали в прошлом. Каждой команде я раздам конверты, в которых лежат изображения определенных предметов.
- У команды желтых - ракушки.
- У команды зеленых - перья птиц.
- У команды красных - бусы из соли.
- У команды синих - домашний скот.
В эти же конверты вложены четыре описания древних форм денег. Пожалуйста, выберите именно то описание, которое соответствует вашему предмету. Вам дается 3 минуты на сопоставление.
1. Эти предки денег появились в Китае более 3500 лет назад, став первыми китайскими монетами, затем распространились в Индию и Индонезию. Они представляли собой раковину моллюска каури, живущего в океане, и до сих пор в Папуа - Новой Гвинее являются платежным средством и обмениваются на местные деньги. (Ответ: ракушки.)
2. Данная форма денег использовалась жителями Тихого океана. Перья длиной до 10 см склеивались между собой в круги, применялись при расчетах. (Ответ: перья птиц.)
3. Деньги из этого полезного ископаемого пользовались популярностью долгое время. Их удобно хранить, они не портятся, их можно разделить, а также использовать для приготовления пищи. (Ответ: бусы из соли.)
4. Данная форма денег была распространена в основном у народов-кочевников. Люди, не имевшие постоянного места жительства, переезжавшие с места на место, перегоняли за собой стадо животных, которым и рассчитывались друг с другом. (Ответ: домашний скот.)
Педагог. Итак, время вышло, пожалуйста, какое описание каждая из команд выбрала для выданной вам формы денег? Все справились?
Так что же такое деньги? Давайте вместе ответим на этот вопрос. Деньги позволяют людям обмениваться товарами и услугами. Мы покупаем товары в магазине, ходим в парикмахерскую или кинотеатр, ездим в транспорте - за все это мы расплачиваемся деньгами. Только в отличие от наших предков мы платим металлическими монетами и бумажными купюрами. Деньги являются средством платежа.
Издавна на Руси люди слагали пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, например: "Деньги счет любят", "Копейка рубль бережет".
Педагог. Сейчас, ребята, я раздам вам карточки с фрагментами пословицы, которую вы должны сложить по смыслу. Вам дается 3 минуты на самостоятельную работу.
1. Команда желтых: береженая копейка счет всякая кладется: копейка на рубль бережет. (Правильный вариант: "Всякая копейка кладется на счет: береженая копейка рубль бережет".)
2. Команда зеленых: хлебу - счет, мера - слову, деньгам - вера. (Правильный вариант: "Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет".)
3. Команда красных: дальнего дороже копеечка рубля ближняя. (Правильный вариант: "Ближняя копеечка дороже дальнего рубля".)
4. Команда синих: густо, работа, где там и доме - пусто а в ленивом. (Правильный вариант: "Где работа, там и густо, а в ленивом доме - пусто".)
Время вышло, какие пословицы у вас получились? Прошу представителей команд зачитать свои варианты. Молодцы, у вас всё получилось.
Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: всё ли мы можем купить за деньги? Каждой команде я выдам список слов и табличку, в которую вы должны будете распределить слова из списка. Посовещайтесь и примите решение, у вас 3 минуты. Поясните ваши ответы.
Что можно купить за деньги? |
Что нельзя купить за деньги? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Команда желтых: любовь, гречневая крупа, компьютер, радость, молоко.
- Команда зеленых: книга, смех ребенка, грузовик, хлеб, крем.
- Команда красных: доверие, мобильный телефон, дружба, торт, полевые цветы.
- Команда синих: уважение окружающих, помощь близких, одежда, карандаш, кондиционер.
Педагог. Молодцы, ребята. Вы правильно определили, что такие важные человеческие чувства и качества, как доброта, любовь, понимание, не покупаются и не продаются, их нужно заслужить своим отношением к людям.
За свою историю деньги сильно видоизменились, теперь мы не рассчитываемся солью или перьями. О том, как выглядят современные деньги, вы узнаете на следующем занятии.
Занятие 3. Современные деньги
Педагог. Ребята, знаете ли вы, почему российские деньги называют рублями? Много веков назад на Руси деньги представляли собой серебряные слитки. Чтобы их разменять, необходимо было слитки разрубить, вот почему деньги и получили свое название - рубли.
Металлические деньги называют монетами. Существуют монеты-рубли и монеты-копейки. Свое название монеты-копейки получили от изображения на аверсе всадника, пронзающего копьем змея. В настоящее время на всех монетах-копейках сохранилось данное изображение.
Давайте рассмотрим номиналы российских металлических денег.
Бумажные деньги называют банкнотами. Номиналы российских банкнот:
Педагог демонстрирует детям на магнитной доске прикрепленные изображения российских денег.
Педагог. А теперь, ребята, представим, что мы с вами находимся в магазине. Давайте попробуем рассчитаться за продукты банкнотами и монетами.
Например, хлеб стоит 30 рублей. Мы можем заплатить за него монетами: 3 x 10; 6 x 5; (4 х 5) + 10.
Мы также можем расплатиться банкнотами: 6 x 5; 3 x 10; 2 x 10 + 2 x 5. Возможны и другие варианты.
Педагог. Ребята, попробуйте рассчитать стоимость предложенных продуктов, опираясь на имеющиеся деньги в кошельке.
Команда желтых
| ||
У вас в кошельке |
Вам необходимо приобрести |
Расчет |
Банкноты: 3 x 100, 6 x 50, 1 x 500 |
Торт, цена - 550 рублей |
|
Монеты: 10 x 5 |
|
|
Команда зеленых
| ||
У вас в кошельке |
Вам необходимо приобрести |
Расчет |
Банкноты: 3 x 100, 2 x 50, 1 х 500 |
Рыба, цена - 321 рубль |
|
Монеты: 2 x 1, 2 x 10 |
|
|
Команда красных
| ||
У вас в кошельке |
Вам необходимо приобрести |
Расчет |
Банкноты: 2 x 100, 2 x 50 |
Пельмени, цена - 263 рубля |
|
Монеты: 5 x 10, 1 x 2, 3 x 1 |
|
|
Команда синих
| ||
У вас в кошельке |
Вам необходимо приобрести |
Расчет |
Банкноты: 1 x 100, 1 х 50 |
Овощи, цена - 119 рублей |
|
Монеты: 2 x 2, 2 x 10, 2 x 5 |
|
Педагог. Молодцы ребята, умеете считать деньги, сможете расплатиться в магазине.
Занятие 4. Поврежденные и фальшивые деньги
Педагог. Дети, иногда к нам в руки попадают деньги, которые износились, стали ветхими. Банкноты могут быть порванными, а металлические монеты - поцарапанными. Что же делать в данном случае? Давайте разберемся.
Вы можете расплачиваться в магазине деньгами, если:
- повреждения мелкие (загрязнения, потертости, царапины, небольшие надрывы или сколы).
Вам нужно отнести деньги в коммерческий банк, где их бесплатно обменяют на целые, если:
- деньги пострадали сильно, но большая часть банкноты или монеты сохранилась и их подлинность очевидна.
Вы не сможете воспользоваться деньгами, если:
- у вас в руках меньше половины купюры или монета, на которой невозможно разобрать изображение.
Педагог. Ребята, сейчас я раздам всем командам по три поврежденные банкноты и вы скажете, как нужно поступить с каждой из них: можно рассчитаться в магазине, отнести на обмен в банк или данные банкноты обмену не подлежат. Ведущий принимает ответы команд, комментирует их.
- Команда желтых:
1. Банкнота с потертостями. (Ответ: принимается в магазине.)
2. На купюре отметка Гознака "Образец". (Ответ: такую банкноту придется оставить на память или выбросить - такие купюры неплатежеспособные, их не обменяют в банке.)
3. Деньги окрасились после стирки. (Ответ: банкноту следует отнести в банк для замены.)
- Команда зеленых:
1. На банкноте посторонние символы. (Ответ: можно рассчитываться в магазине. Как только купюра попадет в банк, ее уничтожат.)
2. Банкнота порвалась на кусочки. (Ответ: если удастся собрать не менее 55% площади банкноты, ее можно склеить и отнести в банк.)
3. На банкноте не хватает уголка или края. (Ответ: можно рассчитываться в магазине.)
- Команда красных:
1. На банкноте производственный брак. (Ответ: ее можно обменять в банке.)
2. От банкноты осталось менее 55%. (Ответ: ее нельзя обменять в банке.)
3. Банкнота залита специальной краской. (Ответ: такая банкнота потребует дополнительной экспертизы. В банке ее могут обменять не сразу.)
- Команда синих:
1. Не хватает значительной части банкноты. (Ответ: необходимо отнести банкноту в банк.)
2. У вас две поврежденные банкноты одного номинала и они складываются по рисунку в одну банкноту. (Ответ: главное условие - каждая из частей двух банкнот должна составлять не меньше 50% от полной площади банкноты, такую купюру можно сдать в банк.)
3. На банкноте посторонние символы. (Ответ: можно рассчитываться в магазине. Как только банкнота попадет в банк, ее уничтожат.)
Педагог. Отлично справились с задачей, ребята! Теперь мы знаем, что делать с поврежденными бумажными деньгами.
Однако и банкноты, и монеты могут иметь поврежденный вид, но быть подлинными. А могут выглядеть точно как настоящие, но быть поддельными. Вы должны быть внимательными, покупая товары в маленьких магазинчиках или на рынке, а также, если вам дают сдачу крупными купюрами: 1000, 2000 рублей. Чаще всего среди фальшивых денег встречаются именно купюры 5000 рублей, так как мошенникам их выгодно подделывать.
Как можно проверить подлинность банкнот?
- Водяные знаки.
Это видные на просвет изображения: водяные знаки, портреты исторических персонажей.
- Защитная нить.
На всех современных банкнотах присутствует полоса из специальной пленки с повторяющимися числами номинала банкноты. Для пятитысячной купюры используется особая защитная нить со специальным эффектом: при наклоне цифры числа 5000 двигаются, как будто приплясывают.
- Переливающиеся гербы.
На тысячной и пятитысячной купюрах есть особая защита от подделок. При наклоне купюры по гербам городов словно перекатывается сверкающая полоса.
- Выпуклый рельеф.
Эмблема Банка России, текст "Билет Банка России" и штрихи по краям легко проверить на ощупь - они слегка выступают.
Также на купюрах 200 и 2000 рублей есть QR-код, который ведет на сайт Банка России с описанием соответствующей банкноты. На сайте вы сможете найти отличительные признаки банкнот, с помощью которых определите подлинность денег.
Педагог. Теперь, ребята, давайте закрепим полученные знания на практике.
(Для всех уровней общего образования при наличии в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компьютеров/планшетов/смартфонов с выходом в сеть Интернет рекомендуем проведение обучающей игры "Признаки подлинности банкноты Банка России номиналом 1000 рублей образца 1997 года модификации 2010 года", размещенной на сайте Банка России www.cbr.ru в разделе "Банкноты и монеты/Обучающая игра".)
Запустим на наших устройствах "Обучающую игру", в которой поможем Муравьишке расставить по своим местам те изображения, на которые нужно обратить внимание при получении денег в руки.
Педагог. Узнать подробно о защитных признаках бумажных денег нам также поможет мобильное приложение "Банкноты Банка России". Загрузив его в смартфоны, мы сможем отсканировать любую банкноту, выпущенную в обращение с 1997 года. Приложение не проверит за нас подлинность банкнот, но поможет нам сделать это самостоятельно. Оно расскажет нам о четырех типах признаков: проверяемых на просвет, при увеличении, на ощупь или при изменении угла наблюдения. Также приложение покажет, где именно на банкнотах расположены защитные признаки и как они должны выглядеть.
Я раздам всем командам банкноты, нам необходимо проверить каждую купюру с помощью приложения.
Занятие 5. Деньги стран мира. Валютообменные операции
Педагог. Ребята, как вы знаете, денежной единицей нашей страны - Российской Федерации - является рубль.
Очевидно, что в других странах существуют свои деньги. Денежная единица страны называется валютой. Возможно, вы знаете валюты других стран? Назовите их, пожалуйста. Молодцы, правильно, например:
- валютой большинства стран Европы (например, Германии, Италии, Франции) является евро;
- валюта США - доллар США;
- валюта Китайской Народной Республики - юань;
- валюта Великобритании - фунт стерлингов.
Педагог. Ребята, сейчас каждая из команд получит в конвертах разрезанные фрагменты банкнот четырех валют, вам необходимо сложить и склеить каждую купюру. (Дети получают купюры, разрезанные на четыре фрагмента.)
- Команда желтых: валюта большинства стран Европы (например, Германии, Италии, Франции) - евро.
- Команда зеленых: валюта США - доллар США.
- Команда красных: валюта Китайской Народной Республики - юань.
- Команда синих: валюта Великобритании - фунт стерлингов.
Педагог. Ну что, ребята, все справились с заданием? Теперь у вас на руках по три купюры каждой валюты.
Отправляясь в другую страну, нам необходимо обменять российскую валюту на валюту той страны, куда мы едем. Например, отправляясь в Соединенные Штаты Америки, нам необходимо обменять российские рубли на доллары США. То есть нам нужно будет продать рубли и купить доллары США.
Отношение одной валюты к другой называется валютным курсом. Он и определяет, сколько рублей будет стоить, например, доллар США. Узнать валютный курс можно на сайте Банка России.
Например, курс доллара США 11.07.2018 составлял 62 рубля, то есть, чтобы купить один доллар США, нам необходимо заплатить за него 62 рубля, за 10 долларов США мы заплатим 620 рублей.
Педагог. Дети, у каждой команды в наличии по три банкноты иностранной валюты разного номинала. Посчитайте, сколько рублей вы потратите, чтобы купить указанную валюту. Ответы запишите в таблицу.
Команда желтых
| ||
Евро |
Валютный курс - 73 рубля, расчет; |
Потрачено рублей |
200 |
Пример расчета: 200 x 73 |
14 600 |
50 |
|
|
5 |
|
|
Итого евро: |
|
Итого рублей: |
Команда зеленых
| ||
Доллар США |
Валютный курс - 62 рубля, расчет: |
Потрачено рублей |
100 |
|
|
50 |
|
|
10 |
|
|
Итого долларов США: |
|
Итого рублей: |
Команда красных
| ||
Юань |
Валютный курс - 9 рублей, расчет: |
Потрачено рублей |
100 |
|
|
5 |
|
|
1 |
|
|
Итого юаней: |
|
Итого рублей: |
Команда синих
| ||
Фунт стерлингов |
Валютный курс - 83 рубля, расчет: |
Потрачено рублей |
5 |
|
|
20 |
|
|
50 |
|
|
Итого фунтов стерлингов: |
|
Итого рублей: |
Педагог. Время заполнения таблиц истекло, давайте посмотрим результаты расчетов.
Хочется добавить, что самым надежным способом обмена денег является офис коммерческого банка. Здесь вы не встретите мошенников, которые меняют деньги по очень высокому, невыгодному для вас курсу или берут дополнительные комиссии. Вы также можете обменять деньги в пункте обмена валюты, в банкомате банка.
Вопросы по результатам занятий
(могут быть включены в итоговое тестирование)
Ответьте на вопросы, выбирая один из трех вариантов ответа.
1. Что такое бартер?
- Обмен товарами и услугами без использования денег.
- Обмен товарами и услугами за деньги.
- Способ покупки товаров за деньги.
2. Что из перечисленного не является древней формой денег?
- Раковины каури.
- Бусы из соли.
- Бумажные купюры.
3. Что означает смысл пословицы "Копейка рубль бережет"?
- Копейка слишком маленькая монета, чтобы сэкономить рубль.
- Если экономить, беречь самую маленькую монету - копейку, то тем самым можно сберечь целый рубль.
- Копейку можно обменять на рубль, тем самым его сберечь.
4. Как называют бумажные деньги?
- Банкноты.
- Валюта.
- Монеты.
5. Какой банкноты не существует?
- 1000 рублей.
- 2000 рублей.
- 3000 рублей.
6. Примут ли у вас в магазине банкноту с потертостями?
- Примут.
- Не примут.
- Примут, но вызовут полицию.
7. При каких условиях поврежденную банкноту обменяют в банке?
- Если от нее осталось менее 55%.
- Если от нее осталось более 55%.
- Если она полностью залита специальной краской.
8. Как можно проверить подлинность банкнот?
- С помощью водяных знаков на банкноте.
- С помощью защитной нити на банкноте.
- Всё вышеперечисленное помогает проверить подлинность банкноты.
9. Что такое валюта?
- Денежная единица страны.
- Денежная единица Германии.
- Денежная единица Российской Федерации.
10. Где можно обменять деньги на валюту другой страны?
- В магазине.
- В банке.
- На рынке.
Занятие для детей с задержкой психического развития
Цель: формирование и закрепление у детей элементарных знаний о денежной единице Российской Федерации - рубле.
Задачи:
- доступно рассказать детям об экономическом смысле денег;
- познакомить воспитанников с российскими банкнотами и монетами;
- научить детей отличать монеты-рубли от монет-копеек;
- разъяснить детям, что духовные ценности первичны по отношению к материальным.
Оборудование: магнитная доска, изображения российских монет и банкнот, проектор для демонстрации слайдов презентации.
Педагог. Здравствуйте, дети! Меня зовут __________. Рад(а) по знакомиться с вами! Давайте посмотрим друг другу в глаза с теплотой и радостью, улыбнемся каждому! Спасибо! А теперь начнем наше занятие.
Сегодня мы поговорим с вами на очень интересную тему. Помогут нам в этом сказочные герои.
Вот летит к нам и жужжит Муха-Цокотуха. Давайте вспомним строчки из сказки К.И. Чуковского:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Что сделала с этой денежкой Муха? Правильно, отправилась на базар и купила самовар.
А вот герои сказки Э. Успенского Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик отправились с друзьями в лес, где они дружно искали и нашли клад. (Демонстрируем детям слайды или картинки из сказок.)
Для чего, ребята, они искали клад? Правильно, чтобы на найденные деньги купить корову.
Итак, как вы догадались, сегодня мы с вами поговорим о деньгах. Деньги, ребята, помогают нам покупать товары и продукты в магазине, платить за стрижку в парикмахерской, ремонт обуви.
Ребята, деньги нашей страны - России - называют рублями. Они бывают бумажными и металлическими.
Металлические деньги - это монеты. Существуют монеты-рубли и монеты-копейки. В одном рубле - 100 копеек.
Ребята, давайте посмотрим, как выглядят монеты. (На доску прикреплены изображения монет или монеты демонстрируются на слайде презентации.)
Копейки:
Рубли:
Педагог. Давайте все вместе вслух проговорим, какие мы с вами знаем монеты - копейки и рубли. (Дети, не торопясь, повторяют за педагогом.)
Поиграем, ребята? Я буду показывать по одной карточке с изображением монеты и кидать вам мячик. Вам нужно его поймать, ответить, что вы видите на карточке: монету-копейку или монету-рубль - и бросить мяч мне обратно. (Демонстрируем детям карточки или слайды с изображением монет, бросаем детям мяч и ловим его обратно.)
Молодцы, ребята, прекрасно справляетесь с заданиями! Бумажные деньги называют банкнотами. Давайте посмотрим, какие банкноты находятся в обращении в нашей стране. (Демонстрируем детям слайды или карточки с изображением банкнот, комментируем их.)
Педагог, чтобы лучше запомнить бумажные деньги, проведем небольшую физкультминутку. Я раздам каждому из вас по карточке с изображением банкноты, а вы должны выстроиться в шеренгу друг за другом. Первым в шеренге будет тот из вас, у кого банкнота 5 рублей, вторым - у кого 10 рублей и так далее. Замыкать нашу шеренгу будет тот, у кого на руках банкнота 5000 рублей. Попробуем? Те ребята, кому не досталась банкнота, могут помогать ребятам строиться в шеренгу, делать подсказки. Итак, начнем! Построились? Молодцы! Поднимите свои банкноты вверх. Отлично, все справились с заданием, и каждый занял свое место!
А сейчас, ребята, я раздам вам карточки, на которых изображены монеты и банкноты. Но в каждую карточку закралась ошибка. Одна монета или банкнота лишняя. Зачеркните, пожалуйста, лишнее изображение.
1.
2.
3**.
Педагог. Отлично, ребята, вы показали хорошие результаты, умеете отличать банкноты от монет, копейки от рублей.
Знаете ли вы, ребята, что люди всегда относятся бережно к деньгам, говорят о том, что нужно стараться тратить деньги только на самое нужное, необходимое?
Я раздам вам конверты, в которых лежат карточки со словами. Давайте сложим эти карточки по смыслу так, чтобы получить пословицы. (Раздаем детям выборочно три конверта с фрагментами трех пословиц.)
О чем говорится в каждой пословице?
1. Деньги счет любят.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Считай деньги в своем кармане.
Молодцы, ребята, хорошо выполнили задание!
А теперь, ребята, ответьте на вопросы.
1. Для чего нам нужны деньги?
2. Как называют деньги нашей страны?
3. Как называют бумажные деньги?
4. Как называют металлические деньги?
5. Сколько в одном рубле копеек?
Наше занятие завершилось. Вы узнали о том, зачем людям нужны деньги и какими они бывают в России. За вашу активную работу на занятии хочу угостить вас шоколадными монетами. Всего вам доброго!
______________________________
* При данной публикации опущены отдельные графические материалы, носящие исключительно иллюстративный характер.
** В зависимости от количества детей в группе педагог может придумать достаточное количество подобных заданий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2018 г. N 07-5474 "О направлении методических материалов"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2018 г., N 24