Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (постановление от 25 декабря 2017 г. N 14ПК))
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)" (далее - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по осуществлению контрольной деятельности в виде финансового аудита (контроля) в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации").
1.2. Стандарт разработан с учетом положений международных стандартов в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности, принятых в Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ).
1.3. Целью Стандарта является определение общих требований, характеристик, правил и процедур осуществления Счетной палатой контрольной деятельности в виде финансового аудита (контроля) путем проведения контрольных мероприятий.
1.4. Положения Стандарта применяются при проведении контрольных мероприятий, программы которых содержат цель (цели) и (или) вопрос (вопросы), относящиеся к финансовому аудиту (контролю).
1.5. Положения Стандарта могут применяться при проведении Счетной палатой контрольных мероприятий в рамках предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с учетом особенностей, установленных соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.
1.6. Основные понятия, используемые в Стандарте, соответствуют терминам и их определениям, установленным законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Счетной палаты.
2. Содержание и организация финансового аудита (контроля)
2.1. Содержание финансового аудита (контроля)
2.1.1. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При проведении финансового аудита (контроля) применяются методы осуществления контрольной деятельности Счетной палаты, такие как проверка (камеральная, выездная) и ревизия.
2.1.2. Задачами финансового аудита (контроля) являются:
проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
проверка целевого использования объектами аудита (контроля) средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также федеральной собственности в пределах компетенции Счетной палаты;
проверка организации и ведения бюджетного учета, полноты, своевременности и достоверности отражения в бюджетном учете информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни;
проверка, анализ и оценка бюджетной и иной отчетности на предмет соответствия ее состава, форм, порядка составления и представления требованиям законодательства Российской Федерации, а также достоверности содержащейся в ней информации, отражающей экономическую суть событий (фактов), в том числе определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее - главный администратор бюджетных средств).
2.1.3. Предметом финансового аудита (контроля) являются:
процессы формирования и использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также целевого использования федеральной собственности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;
организация и ведение бюджетного учета, формирование и представление бюджетной и иной отчетности;
финансовая и иная деятельность объекта аудита (контроля).
2.1.4. Объектами финансового аудита (контроля) являются:
федеральные государственные органы (в том числе их аппараты), органы государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
государственные органы субъектов Российской Федерации (в том числе их аппараты), органы местного самоуправления - в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации";
юридические лица (за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг - в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;
юридические лица (за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта), получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов, - в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом Российской Федерации, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающие средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами федерального бюджета, - в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
иные организации - в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.
2.2. Организация финансового аудита (контроля)
2.2.1. Профессиональная компетентность и навыки в финансовом аудите (контроле)
Формирование группы инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты для проведения финансового аудита (контроля) осуществляется с учетом положений стандарта внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - стандарт СГА 101) и с условием, что их профессиональная компетентность и навыки позволят обеспечить качественное проведение соответствующего мероприятия.
Под профессиональной компетентностью и необходимыми навыками для проведения финансового аудита (контроля) подразумевается:
понимание целей и вопросов контрольного мероприятия, наличие практического опыта выполнения аналогичных по содержанию и сложности заданий;
знание и понимание законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проверяемую сферу, а также основ отраслей национальной экономики, в которых функционирует объект финансового аудита (контроля);
знания в области информационных технологий в сфере бюджетного процесса, бухгалтерского учета и отчетности;
способность формировать профессиональное суждение.
Участники группы инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты при проведении финансового аудита (контроля) и выполнении порученных заданий должны придерживаться соблюдения этических норм, установленных Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации.
2.2.2. Взаимодействие при проведении финансового аудита (контроля). Служебные контакты
В целях качественной подготовки, проведения, оформления результатов финансового аудита (контроля), а также осуществления контроля их реализации член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия, руководитель соответствующего мероприятия, инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты с учетом прав и обязанностей, установленных Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и в пределах полномочий, установленных внутренними нормативными документами Счетной палаты, взаимодействуют с должностными лицами объектов финансового аудита (контроля) и пользователями информации о его результатах.
Под должностными лицами объекта финансового аудита (контроля) понимаются его руководитель, а также лица, отвечающие за различные аспекты деятельности объекта финансового аудита (контроля). В частности, такие должностные лица могут быть:
ответственными за предоставление информации, документов и материалов, запрошенных инспектором;
ответственными за действия, которые явились причиной выявленных по результатам финансового аудита (контроля) нарушений и недостатков;
уполномочены на принятие мер в ответ на предложения, требования, рекомендации, подготовленные по результатам финансового аудита (контроля).
2.2.3. Существенность и риски
В целях проверки достоверности бюджетной и иной отчетности объекта аудита (контроля) инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты осуществляется оценка существенности информации об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях объекта финансового аудита (контроля), полученной при проведении соответствующего контрольного мероприятия.
В целях Стандарта под существенностью информации понимается ее свойство влиять на решения, принимаемые пользователями бюджетной и иной отчетности, в случае ее пропуска или искажения.
Для использования при оценке существенности информации осуществляется расчет уровня существенности, при котором подлежат определению пороговые значения или точки отсчета, начиная с которых количественные и качественные аспекты деятельности объекта контрольного мероприятия по отдельности или в совокупности способны оказать влияние на результаты финансового аудита (контроля).
Под аудиторским риском при проведении финансового аудита (контроля) понимается вероятность того, что сформулированные в отчете по его результатам выводы и предложения (рекомендации) могут оказаться ненадлежащими (ошибочными) при условии, что информация, документы и материалы, представленные для проведения соответствующего контрольного мероприятия, существенно искажены, в том числе должностными лицами объекта аудита (контроля).
При проведении финансового аудита (контроля) проводится оценка рисков, в ходе которой осуществляются формирование перечня рисков, их группировка, описание и анализ, оцениваются вероятность их наступления и влияние на результаты финансового аудита (контроля), определяется возможность управления рисками, включающая комплекс мер по минимизации прежде всего наиболее существенных рисков и преодолению их последствий.
2.2.4. Получение доказательств и формирование выводов
В ходе финансового аудита (контроля) получение доказательств, подтверждающих наличие искажений в бюджетной и иной отчетности, нарушений и недостатков в процессах формирования и использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, целевого использования федеральных и иных ресурсов, в финансовой и иной деятельности объекта аудита (контроля), осуществляется в соответствии со стандартом СГА 101.
По результатам финансового аудита (контроля) по всей совокупности собранных доказательств формируются выводы:
о достоверности/недостоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности;
о целевом/нецелевом использовании федеральных и иных ресурсах;
о соблюдении/несоблюдении объектом финансового аудита (контроля) законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
3. Проведение финансового аудита (контроля)
Вопросы, подлежащие проверке с использованием методологии финансового аудита (контроля), зависят от функций и полномочий объекта аудита (контроля), установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, а также от деятельности объекта аудита (контроля), связанной с целевым использованием федеральных и иных ресурсов.
3.1. Финансовый аудит (контроль) в отношении главного администратора средств федерального бюджета
В рамках выполнения задач Счетной палаты и в пределах ее полномочий при проведении финансового аудита (контроля) в отношении главного администратора средств федерального бюджета проверяется:
соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе выполнение полномочий главного администратора бюджетных средств;
организация и ведение бюджетного учета, определение достоверности бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;
управление федеральной собственностью, ее целевое использование;
выполнение полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.
3.1.1. Соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации
3.1.1.1. Контроль за соблюдением главным администратором бюджетных средств бюджетного законодательства Российской Федерации осуществляется на предмет соблюдения им требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, включая выполнение бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом.
3.1.1.2. Главный распорядитель бюджетных средств проверяется на предмет выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 158 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для главного распорядителя бюджетных средств.
3.1.1.3. Главный администратор доходов федерального бюджета проверяется на предмет выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 160.1 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для главного администратора доходов федерального бюджета.
3.1.1.4. Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета проверяется на предмет выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 160.2 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
3.1.1.5. В Министерстве финансов Российской Федерации, являющемся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, также проводятся проверка и анализ выполнения им бюджетных полномочий, установленных статьей 165 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также иных полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.1.1.6. В Федеральном казначействе, являющемся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, также проводятся проверка и анализ выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 166.1 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также иных полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.1.1.7. При осуществлении контрольных действий также подлежат проверке на наличие и соответствие законодательству Российской Федерации правовые акты главного администратора бюджетных средств, регулирующие бюджетные правоотношения, обязанность по разработке и утверждению которых установлена соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.1.2. Организация и ведение бюджетного учета, определение достоверности бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств
3.1.2.1. Вопросы организации и ведения бюджетного учета, формирования отчетности подлежат проверке на предмет определения главным администратором бюджетных средств (в пределах предоставленных ему полномочий) особенностей организации и ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также вопросы организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых он осуществляет функции и полномочия учредителя.
Вопросы организации и ведения бюджетного учета самим главным администратором бюджетных средств подлежат проверке в порядке, определенном пунктом 4.2 Стандарта.
3.1.2.2. Достоверность бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств определяется в порядке, установленном стандартами внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета" и СГА 205 "Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов" (далее - стандарт СГА 203 и стандарт СГА 205).
3.1.3. Управление федеральной собственностью, ее целевое использование
3.1.3.1. Проверка вопросов управления федеральной собственностью и ее целевого использования проводится в отношении объектов, закрепленных за главным администратором бюджетных средств независимо от источников приобретения и способов получения.
3.1.3.2. В ходе осуществления контрольных действий также подлежат проверке вопросы, связанные с организацией и осуществлением главным администратором бюджетных средств контроля за целевым использованием объектов федеральной собственности подведомственными ему организациями, включая:
обеспечение сохранности объектов федеральной собственности и использования их по целевому назначению;
правомерность распоряжения объектами федеральной собственности (отчуждение, передача в пользование и списание).
3.1.3.3. Вопросы управления федеральной собственностью отдельными главными администраторами бюджетных средств - федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества, подлежат проверке на предмет их исполнения в части:
осуществления полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти и подведомственных ему организаций в установленной сфере деятельности;
осуществления полномочий собственника в отношении акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации;
осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
ведения в установленном порядке учета федерального имущества;
контроля за целевым использованием федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными организациями, а также переданного в установленном порядке иным лицам;
осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных и иных интересов государства в отношении федерального имущества;
исполнения других полномочий по управлению федеральной собственностью, установленных законодательством Российской Федерации.
3.1.3.4. Контроль за целевым использованием объектов федеральной собственности, находящихся непосредственно у главного администратора бюджетных средств, осуществляется в порядке, определенном пунктом 3.2.2 Стандарта.
3.1.4. Выполнение полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета
Выполнение главным администратором бюджетных средств полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета проверяется в порядке, определенном пунктом 3.2 Стандарта.
3.2. Финансовый аудит (контроль) в отношении получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета
При проведении финансового аудита (контроля) в отношении получателя бюджетных средств (администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета) проверяется:
соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе выполнение полномочий получателя средств федерального бюджета (администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета);
целевое использование федеральной собственности;
организация и ведение бюджетного учета, полнота, своевременность и достоверность отражения в бюджетном учете информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни;
проверка, анализ и оценка бюджетной и иной отчетности на предмет соответствия ее состава, форм, порядка составления и представления требованиям законодательства Российской Федерации, а также достоверности содержащейся в ней информации, отражающей экономическую суть событий (фактов).
3.2.1. Соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации
3.2.1.1. Контроль за соблюдением получателем бюджетных средств (администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) бюджетного законодательства Российской Федерации осуществляется на предмет соблюдения им требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе выполнение бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом.
3.2.1.2. Получатель бюджетных средств проверяется на предмет выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 162 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для получателя бюджетных средств.
3.2.1.3. Администратор доходов бюджета проверяется на предмет выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 160.1 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для администратора доходов бюджета.
3.2.1.4. Администратор источников финансирования дефицита бюджета проверяется на предмет выполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 160.2 и другими статьями Бюджетного кодекса, а также полномочий и функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для администратора источников финансирования дефицита бюджета.
3.2.1.5. Проверке подлежит также исполнение получателем бюджетных средств (администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) правовых актов соответствующего главного администратора бюджетных средств, регламентирующих вопросы организации и осуществления деятельности подведомственных получателей бюджетных средств (администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета) в сфере бюджетных правоотношений.
3.2.2. Целевое использование федеральной собственности
3.2.2.1. Проверка вопросов целевого использования федеральной собственности проводится в отношении объектов, закрепленных за проверяемым объектом финансового аудита (контроля) на праве оперативного управления (предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования), независимо от источников приобретения и способов получения.
3.2.2.2. Проверка проводится на предмет:
наличия правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов на объекты федеральной собственности;
состояния учета и своевременности передачи необходимых сведений в Росимущество для учета в реестре федерального имущества;
обеспечения сохранности объектов федеральной собственности и их использования по целевому назначению.
3.2.2.3. Проверка наличия правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов проводится в отношении объектов федеральной собственности, обязанность государственной регистрации прав на которые установлена законодательством Российской Федерации, а также иных объектов, право оперативного управления которыми возникло у объекта финансового аудита (контроля) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2.2.4. Состояние учета и своевременность направления правообладателем необходимых документов и сведений в информационную подсистему "Автоматизированная система учета федерального имущества" проверяется на предмет выполнения объектом финансового аудита (контроля) требований Положения об учете федерального имущества.
3.2.2.5. При проверке обеспечения сохранности объектов федеральной собственности контролируется:
создание условий для безопасной эксплуатации (хранения) объектов, исключающих их порчу или утрату. Необходимо учитывать, что требования к эксплуатации и хранению некоторых видов имущества могут устанавливаться отдельными правовыми актами;
заключение письменных договоров о полной материальной ответственности с работниками, непосредственно обслуживающими или использующими объекты. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы договоров разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
проведение инвентаризации объектов федеральной собственности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
принятие мер по фактам ущерба, причиненного государству, и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации (при наличии таких фактов).
3.2.2.6. Использование по целевому назначению объектов федеральной собственности, закрепленных за объектом финансового аудита (контроля) на праве оперативного управления (предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования), предполагает пользование ими в соответствии с целями своей деятельности и назначением этих объектов.
3.2.2.7. В ходе проверки целевого использования объектов федеральной собственности осуществляется также контроль за законностью операций, связанных с распоряжением указанными объектами, в том числе:
1) отчуждением объектов федеральной собственности (возмездным - продажа, мена; безвозмездным - дарение, жертвование).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством Российской Федерации продажа федерального имущества осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Министерством обороны Российской Федерации (в отношении высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации) или федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (в отношении высвобождаемого движимого военного имущества);
2) передачей объектов федеральной собственности в безвозмездное или возмездное пользование (аренду) в соответствии с решением соответствующего главного администратора бюджетных средств, согласованным с органом по управлению государственным имуществом.
При сдаче объектов федеральной собственности в аренду проверке подлежат вопросы соблюдения в установленных случаях требований о проведении конкурсных процедур при заключении договоров, государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, осуществления арендодателем контроля за правильностью определения размера арендной платы, полнотой и своевременностью ее внесения арендатором, а также наличия актов сверки расчетов по арендной плате;
3) списанием объектов федеральной собственности, непригодных для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения ввиду полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе вследствие физического или морального износа, либо выбывших из владения, пользования по причине гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления их местонахождения. Проверке подлежит выполнение объектом финансового аудита (контроля) требований законодательства Российской Федерации, определяющего особенности списания федерального имущества, а также правового акта главного администратора бюджетных средств, устанавливающего порядок согласования и документального оформления его списания.
3.2.3. Организация и ведение бюджетного учета
3.2.3.1. Проверка организации бюджетного учета осуществляется на предмет наличия утвержденной руководителем объекта финансового аудита (контроля) учетной политики, которая должна содержать:
рабочий план счетов бюджетного учета, содержащий применяемые счета бюджетного учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
порядок признания в бюджетном учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бюджетного учета и иных документов бюджетного учета, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бюджетного учета.
Утвержденная руководителем объекта финансового аудита (контроля) учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а ее изменение производится при условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
3.2.3.2. В ходе проверки вопросов организации бюджетного учета также проверяется наличие решения руководителя объекта финансового аудита (контроля) о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии и комиссии по поступлению и выбытию активов.
3.2.3.3. Проверка полноты, своевременности и достоверности отражения в бюджетном учете финансовых и хозяйственных операций проводится, как правило, выборочно и включает оценку их соответствия законодательству Российской Федерации и оценку целевого характера использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также федеральной собственности в пределах компетенции Счетной палаты.
При этом осуществляется проверка правильности отражения информации об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни в регистрах бюджетного учета исходя из требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и особенностей, установленных учетной политикой объекта аудита (контроля).
Также осуществляется проверка отражения результатов инвентаризации в бюджетном учете объекта финансового аудита (контроля) в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
3.2.4. Проверка, анализ и оценка бюджетной и иной отчетности
3.2.4.1. Проверка и анализ бюджетной и иной отчетности (далее - отчетность) осуществляются для получения необходимой информации, позволяющей выразить определенное мнение на предмет ее достоверности.
Достоверность и, следовательно, ценность отчетности для пользователей информации характеризуется наличием следующих признаков:
соответствие целям формирования отчетности;
полнота отражения в отчетности всех активов, обязательств, доходов, расходов, источников финансирования деятельности и фактов хозяйственной жизни объекта финансового аудита (контроля) за отчетный период;
надежность содержащейся информации, отражающей экономическую суть событий (фактов);
нейтральность и объективность (непредвзятость);
понятность (ясность и всеобъемлющий характер, не представляющие возможности для различного толкования).
3.2.4.2. Анализ отчетности осуществляется также для выявления наличия и (или) отсутствия необходимых элементов отчетности, каких-либо противоречий между ее различными элементами, выявления любых неправомерных решений.
При анализе отчетности необходимо убедиться в том, что:
состав и формы отчетности соответствуют требованиям порядка ее составления, установленного законодательством Российской Федерации;
отчетность подтверждена данными бюджетного учета и материалами инвентаризации;
все элементы отчетности раскрыты в необходимом объеме и представлены надлежащим образом.
3.2.4.3. При анализе отчетности осуществляется контроль за правильностью переноса данных из регистров бюджетного учета в формы отчетности при их составлении с соблюдением порядка формирования отчетности, установленного законодательством Российской Федерации.
3.2.4.4. В процессе выполнения контрольных процедур на объекте финансового аудита (контроля), а также при оценке их результатов инспектор должен учитывать риск искажений в отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных недобросовестных действий сотрудников объекта финансового аудита (контроля).
Инспектор должен учитывать, что риск необнаружения существенного искажения в результате преднамеренных недобросовестных действий выше, чем риск необнаружения искажения в результате ошибки.
Ошибкой считается непреднамеренное искажение отчетности, включая неотражение какого-либо числового показателя и (или) нераскрытие какой-либо информации, в том числе:
неправильные действия при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась отчетность;
неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;
несоблюдение принципов бюджетного учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию информации.
Искажения, являющиеся следствием преднамеренных недобросовестных действий, могут возникать в процессе составления, представления отчетности и (или) в результате недостоверного отражения в бюджетном учете активов и обязательств.
Преднамеренные недобросовестные действия могут быть направлены на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении отчетности считаются:
изменение записей в регистрах бюджетного учета и документов, на основании которых составляется отчетность;
неверное отражение информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни в регистрах бюджетного учета и (или) их преднамеренное исключение из отчетности;
нарушение принципов бухгалтерского учета.
Кроме того, при проведении проверки отчетности необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных недобросовестных действий помимо недостатков самих систем бюджетного учета и внутреннего финансового контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего финансового контроля могут указывать следующие обстоятельства:
попытки руководства объекта финансового аудита (контроля) создавать препятствия при проведении контрольного мероприятия;
задержки в предоставлении запрошенной информации;
необычные (нетиповые) финансовые и хозяйственные операции;
наличие документов, исправленных или составленных вручную при возможности их подготовки с использованием средств вычислительной техники;
наличие фактов хозяйственной жизни, которые не были отражены в бюджетном учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта финансового аудита (контроля) и другие.
3.2.4.5. Недостоверное отражение информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни может быть осуществлено различными способами, в том числе в целях сокрытия противоправных действий в сфере обращения с государственными средствами, инициирования оплаты объектом аудита (контроля) несуществующих товаров или услуг, совершения мнимых и притворных сделок и т. д. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами.
Инспектор при установлении фактов таких действий должен осуществлять контрольные процедуры таким образом, чтобы обеспечить уверенность в отсутствии существенных искажений отчетности, возникших вследствие преднамеренных недобросовестных действий.
3.2.4.6. При обнаружении искажений и выявлении признаков наличия преднамеренных действий, приводящих к искажению, инспектору необходимо провести дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.
При этом инспектор должен исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.
3.2.4.7. Если результаты дополнительных контрольных процедур указывают на наличие признаков преднамеренных действий, которые привели к искажению отчетности, а также содержащих признаки состава преступления и требующих принятия незамедлительных мер для безотлагательного пресечения противоправных действий, инспектор действует в соответствии с пунктом 6.1.3 стандарта СГА 101.
3.3. Финансовый аудит (контроль) в отношении федерального государственного бюджетного учреждения и федерального государственного автономного учреждения
При проведении финансового аудита (контроля) в отношении федерального государственного бюджетного учреждения и федерального государственного автономного учреждения (далее - бюджетное (автономное) учреждение) осуществляется проверка следующих основных направлений деятельности объекта финансового аудита (контроля):
соблюдение законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих деятельность бюджетного (автономного) учреждения;
использование средств, выделяемых бюджетному (автономному) учреждению из федерального бюджета;
целевое использование федеральной собственности;
организация и ведение бухгалтерского учета, полнота, своевременность и достоверность отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни;
проверка, анализ и оценка бухгалтерской и иной отчетности на предмет соответствия ее состава и форм требованиям законодательства Российской Федерации, а также достоверности содержащейся в ней информации, отражающей экономическую суть событий (фактов).
3.3.1. Соблюдение законодательства Российской Федерации
Соблюдение бюджетным (автономным) учреждением законодательства Российской Федерации проверяется на предмет выполнения им требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также учредительных документов учреждения, правовых актов органа, осуществляющего в отношении бюджетного (автономного) учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), регламентирующих его деятельность по ведению бухгалтерского учета, формированию бухгалтерской и иной отчетности, целевому использованию федеральных и иных ресурсов, осуществлению финансовой и иной деятельности.
3.3.2. Использование средств, выделяемых бюджетному (автономному) учреждению из федерального бюджета
3.3.2.1. При проведении финансового аудита (контроля) в отношении бюджетного (автономного) учреждения осуществляется проверка использования средств федерального бюджета, полученных ими в виде:
субсидии на выполнение государственного задания;
субсидии на иные цели;
субсидии на осуществление капитальных вложений;
бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;
бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
3.3.2.2. Вопросы получения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, изменения ее размера в связи с изменением показателей государственного задания, а также использования в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) подлежат проверке с учетом положений соответствующего соглашения, заключаемого между бюджетным (автономным) учреждением и учредителем.
Использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания должно осуществляться в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения.
В случае наличия остатков средств субсидий на выполнение государственного задания на конец отчетного финансового года проводится анализ причин их образования.
Необходимо учитывать, что при достижении бюджетным (автономным) учреждением показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной услуги (работы), не использованные бюджетным (автономным) учреждением в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного задания используются в очередном финансовом году на уставные цели учреждения.
Федеральными законами может быть предусмотрен возврат в федеральный бюджет остатка субсидии на выполнение государственного задания бюджетным (автономным) учреждением в объеме, соответствующем показателям государственного задания, не достигнутым указанным учреждением.
3.3.2.3. Контрольные процедуры в отношении средств федерального бюджета, выделенных бюджетному (автономному) учреждению в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в виде субсидии на иные цели, осуществляются на предмет:
соблюдения бюджетным (автономным) учреждением положений соглашения о предоставлении субсидии;
достижения целей и задач предоставления субсидии на иные цели, включая соблюдение сроков выполнения мероприятий;
ведения обособленного учета, достоверности составления и своевременности предоставления отчетности об использовании средств субсидии на иные цели;
своевременности и полноты возврата сумм не использованных на начало очередного финансового года остатков целевых субсидий в федеральный бюджет (в случае отсутствия решения учредителя о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии в очередном финансовом году).
Целевое назначение, размер и сроки предоставления субсидии на иные цели, порядок и сроки предоставления отчетности об использовании средств, сроки выполнения мероприятий, документы, подтверждающие произведенные расходы, а также порядок возврата сумм неиспользованных остатков целевых субсидий в федеральный бюджет регламентируются договором (соглашением) о предоставлении целевой субсидии, заключаемым между бюджетным (автономным) учреждением и учредителем, выполнение положений которого также подлежит проверке.
3.3.2.4. Контрольные процедуры в отношении средств федерального бюджета, выделенных бюджетному (автономному) учреждению в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса в виде субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность (далее - субсидии на осуществление капитальных вложений), осуществляются на предмет:
соблюдения бюджетным (автономным) учреждением положений соглашения о предоставлении субсидии и целевого характера использования средств субсидии;
ведения обособленного учета средств субсидии на осуществление капитальных вложений, достоверности составления и своевременности представления отчетности об их использовании;
своевременности и полноты возврата сумм не использованных на начало очередного финансового года остатков субсидий в федеральный бюджет (в случае отсутствия решения учредителя о наличии потребности в направлении этих средств на цели предоставления субсидии на капитальные вложения в очередном финансовом году).
3.3.2.5. Проверка в отношении средств федерального бюджета, выделенных бюджетному (автономному) учреждению в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности (далее - бюджетные инвестиции), проводится на предмет:
соблюдения бюджетным (автономным) учреждением положений соглашения о передаче полномочий государственного заказчика, включающего исполнение обязанности по заключению и исполнению государственных контрактов от имени Российской Федерации;
осуществления операций с бюджетными инвестициями на лицевом счете по переданным полномочиям получателя бюджетных средств;
ведения бюджетного учета, составления и представления учредителю бюджетной отчетности по суммам полученных и использованных бюджетных инвестиций.
3.3.2.6. Контрольные процедуры в отношении средств федерального бюджета, выделенных бюджетному (автономному) учреждению в виде бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляются на предмет:
осуществления оплаты денежных обязательств по исполнению учреждением публичных обязательств в пределах бюджетных данных, отраженных на лицевом счете по переданным полномочиям;
обеспечения ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
отражения информации об осуществлении учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, в отчетах о результатах деятельности и об использовании закрепленного государственного имущества;
исполнения других функций и полномочий, установленных правовым актом учредителя, определяющим порядок осуществления бюджетным (автономным) учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
3.3.3. Целевое использование федеральной собственности
3.3.3.1. Проверка вопросов целевого использования федеральной собственности проводится в отношении всех объектов, закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования) за бюджетным (автономным) учреждением, в порядке, определенном пунктом 3.2.2 Стандарта.
3.3.3.2. Помимо этого, проверке подлежат вопросы отнесения движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений к категории особо ценного движимого имущества.
Порядок отнесения имущества бюджетных (автономных) учреждений к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды и перечни особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений определяются учредителем.
3.3.3.3. При проверке вопросов целевого использования учреждением объектов федеральной собственности необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации:
автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение;
бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное (автономное) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования, бюджетное (автономное) учреждение в соответствии с частью 3 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжаться не вправе.
3.3.4. Организация и ведение бухгалтерского учета
3.3.4.1. Проверка вопросов организации и ведения бухгалтерского учета проводится в отношении бюджетного (автономного) учреждения в порядке, определенном пунктом 3.2.3 Стандарта.
3.3.4.2. Помимо этого, проверке подлежат вопросы формирования в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений фактической себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг как в рамках выполнения государственного задания, так и при осуществлении приносящей доход деятельности.
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования может устанавливаться учредителем либо осуществляться бюджетным (автономным) учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики исходя из необходимости оптимизации степени полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
3.3.4.3. Также проверке подлежат вопросы организации обособленного учета недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, а также отражения в бухгалтерском учете расчетов с учредителем по такому имуществу.
3.3.4.4. Учет бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, а также средств федерального бюджета, выделенных бюджетному (автономному) учреждению на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, подлежит проверке на предмет его соответствия требованиям к организации и ведению бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации для получателя бюджетных средств.
3.3.5. Проверка, анализ и оценка бухгалтерской и иной отчетности
3.3.5.1. Проверка, анализ и оценка бухгалтерской и иной отчетности бюджетного (автономного) учреждения проводится в порядке, определенном пунктом 3.2.4 Стандарта.
3.3.5.2. В части операций по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по исполнению учреждением публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении учреждением на основании соглашений полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, являющихся государственными заказчиками, а также при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, бюджетным (автономным) учреждением формируется и представляется учредителю бюджетная отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для получателя бюджетных средств.
3.3.5.3. Также в ходе проверки подлежат анализу и оценке на предмет полноты и достоверности формируемые бюджетным (автономным) учреждением и представляемые учредителю:
отчет о выполнении государственного задания (ф. 0506001), периодичность и сроки представления, требования и дополнительные показатели которого устанавливаются государственным заданием;
отчеты об использовании средств целевой субсидии, а также субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, порядок и сроки представления которых определяются условиями соответствующих соглашений с учредителем;
отчет о результатах деятельности государственного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества.
3.4. Финансовый аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации
3.4.1. При проведении финансового аудита (контроля) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов) в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", проверяется соблюдение порядка, условий предоставления (расходования) и целевое использование ими средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, предоставленных бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в виде:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов.
3.4.2. Контрольные процедуры в отношении средств федерального бюджета, выделенных субъекту Российской Федерации в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, осуществляются на предмет соблюдения условий предоставления дотации.
Проверке подлежит выполнение ограничений, установленных частью 3 статьи 130 Бюджетного кодекса для субъекта Российской Федерации, в бюджете которого доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
В отношении субъекта Российской Федерации, в бюджете которого доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, также проверяется осуществление им дополнительных мер, установленных частью 4 статьи 130 Бюджетного кодекса.
3.4.3. Контрольные процедуры в отношении средств субсидии, выделенной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, осуществляются в пределах компетенции Счетной палаты.
3.4.4. Контрольные процедуры в отношении средств субвенции, выделенной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке, осуществляются на предмет соблюдения порядка использования средств субвенции, установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При предоставлении из федерального бюджета субвенции бюджету субъекта Российской Федерации на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований в соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса проверка осуществляется на предмет соблюдения субъектом Российской Федерации порядка предоставления субвенций местным бюджетам, установленного федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3.4.5. Контрольные процедуры в отношении средств иных межбюджетных трансфертов, выделенных бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии со статьей 132.1 Бюджетного кодекса, а также из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о бюджете государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, осуществляются на предмет соблюдения порядка их использования, установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3.5. Финансовый аудит (контроль) в отношении иных объектов аудита (контроля)
3.5.1. При проведении финансового аудита (контроля) иных организаций в пределах полномочий Счетной палаты осуществляются контрольные действия в отношении:
федеральных государственных унитарных предприятий (с учетом положений пункта 3.5.2 Стандарта);
государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний (с учетом положений пункта 3.5.3 Стандарта);
хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах (с учетом положений пункта 3.5.4 Стандарта);
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг (с учетом положений пункта 3.5.5 Стандарта);
юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на основании федеральных законов, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (с учетом положений пункта 3.5.6 Стандарта);
кредитных организаций (с учетом положений пункта 3.5.7 Стандарта);
других организаций - при осуществлении финансового аудита (контроля) в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.
3.5.2. При проведении финансового аудита (контроля) деятельности федерального государственного унитарного предприятия (далее - унитарное предприятие) в пределах компетенции Счетной палаты проверке подлежат вопросы выполнения объектом финансового аудита (контроля) положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", учредительного документа (устава), других правовых актов на предмет:
формирования имущества унитарного предприятия, включая объекты капитального строительства (недвижимого имущества), приобретенные в государственную собственность в результате предоставления субсидий и осуществления бюджетных инвестиций в соответствии со статьями 78.2 и 79 Бюджетного кодекса, и его целевого использования;
формирования и изменения (увеличения, уменьшения) уставного фонда унитарного предприятия (за исключением казенного), а также формирования и использования резервного и иных фондов;
перечисления в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации;
проведения в случаях, определенных собственником имущества, ежегодной независимой аудиторской проверки бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, представления ее уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации.
3.5.3. При проведении финансового аудита (контроля) государственной корпорации, государственной компании и публично-правовой компании проверяются вопросы деятельности объекта финансового аудита (контроля):
выполнения объектом финансового аудита (контроля) предусмотренных Бюджетным кодексом бюджетных полномочий участника бюджетного процесса, а также других законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании в сфере бюджетных правоотношений;
целевого использования имущества, сформированного за счет имущественных взносов Российской Федерации, в том числе посредством предоставления субсидии в соответствии со статьей 78.3 Бюджетного кодекса, а также созданного за счет доходов от осуществления государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией своей деятельности и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. В отношении государственной компании проверке подлежат также вопросы целевого использования имущества, переданного ей в доверительное управление и созданного за счет доходов от управления таким имуществом;
осуществления объектом финансового аудита (контроля) предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это соответствует и служит достижению целей, ради которых создана государственная корпорация, государственная компания, публично-правовая компания;
проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской отчетности, а также публикации годового отчета государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
соблюдения порядка инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования).
Необходимо учитывать, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации и публично-правовой компании, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.
Вопросы выполнения государственной корпорацией бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, установленных федеральным законом о ее создании, подлежат проверке в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Стандарта.
3.5.4. При проведении финансового аудита (контроля) в отношении хозяйственных товариществ и обществ, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах проверке подлежат вопросы, связанные с участием Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах объектов финансового аудита (контроля).
В ходе проверки вопросов, связанных с предоставлением бюджетных инвестиций, влекущих возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов хозяйственных товариществ и обществ, осуществляется контроль за выполнением объектом финансового аудита (контроля) условий договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, заключаемых с Правительством Российской Федерации, а также своевременное оформление доли Российской Федерации в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ.
3.5.5. Финансовый аудит (контроль) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг проводится на предмет соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), а также договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации.
Средства из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в виде субсидии. В ходе контрольного мероприятия проверке подлежат вопросы соответствия договора требованиям, установленным статьей 78 Бюджетного кодекса, а также выполнение их условий объектом финансового аудита (контроля).
Использование юридическим лицом объектов федеральной собственности проверяется на предмет выполнения им условий договора возмездного (безвозмездного) пользования, в том числе:
документального оформления приема-передачи объектов и отражения их в учете (на забалансовых счетах), проведения инвентаризации;
содержания объектов в исправном состоянии (включая проведение ремонта в установленных договором случаях), их целевого использования с соблюдением норм и правил эксплуатации;
своевременности внесения платы за пользование и иных платежей, предусмотренных договором возмездного пользования.
В ходе финансового аудита (контроля) исполнения договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации контролю подлежит соблюдение принципалом целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации с учетом требований, установленных статьями 115 - 116 Бюджетного кодекса, а также выполнение обязанностей по целевому использованию заемных средств, своевременному представлению установленной отчетности об их использовании и других требований, установленных правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
3.5.6. При проведении финансового аудита (контроля) в отношении юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на основании федеральных законов, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, контролю подлежат вопросы:
аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом Российской Федерации;
учета средств пенсионных накоплений;
передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику;
расходов на инвестирование и осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений;
соблюдения обязательств по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
целевого использования средств, полученных по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
3.5.7. В отношении кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, финансовый аудит (контроль) проводится на предмет соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
4. Оформление результатов финансового аудита (контроля)
4.1. Оформление акта по результатам финансового аудита (контроля)
4.1.1. По итогам контрольных действий на объекте финансового аудита (контроля) проводятся обобщение и оценка результатов контрольного мероприятия на предмет правильности ведения бюджетного учета, формирования бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, осуществления финансовой и иной деятельности объекта финансового аудита (контроля), соблюдения им бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
4.1.2. В акте по результатам контрольного мероприятия, помимо результатов проверки, указываются формы отчетности, которые изучались и проверялись (с указанием периода, за который они составлены).
4.1.3. Общий порядок составления акта по результатам контрольного мероприятия приведен в пункте 6.6 стандарта СГА 101.
4.2. Оформление отчета о результатах финансового аудита (контроля)
4.2.1. Порядок составления отчета о результатах контрольного мероприятия и информации об основных итогах контрольного мероприятия приведен в стандарте СГА 101.
4.2.2. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности каждого главного администратора бюджетных средств оформляются заключением в порядке, определенном стандартами СГА 203 и СГА 205.
4.2.3. На основании фактов, изложенных в акте(ах) по результатам контрольного мероприятия, в отчете (заключении) может быть сформулировано мнение о достоверности бюджетной, бухгалтерской (финансовой) или иной отчетности в одном из следующих видов:
1) "Бюджетная (бухгалтерская, финансовая либо иная) отчетность на "___" __________ 20__ года отражает достоверную во всех существенных отношениях информацию";
2) "За исключением влияния обстоятельств, изложенных в пункте(ах) ____ настоящего отчета (заключения), бюджетная (бухгалтерская, финансовая либо иная) отчетность на "___" __________ 20__ года отражает достоверную во всех существенных отношениях информацию";
3) "Вследствие существенности обстоятельств, изложенных в пункте(ах) ____ настоящего отчета (заключения) и содержащих основания для выражения отрицательного мнения, бюджетная (бухгалтерская, финансовая либо иная) отчетность на "___" __________ 20__ года не отражает достоверную во всех существенных отношениях информацию";
4) "Вследствие существенности обстоятельств, изложенных в пункте(ах) ____ настоящего отчета (заключения), в связи с отсутствием возможности получить достаточные надлежащие доказательства мнение о достоверности во всех существенных отношениях информации, содержащейся в бюджетной (бухгалтерской, финансовой либо иной) отчетности на "___" ________ 20__ года, выражено быть не может".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (постановление от "25" декабря 2017 г. N 14ПК))
Текст стандарта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 30 мая 2023 г. N 5ПК
Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 24 декабря 2020 г. N 21ПК