Представление Счетной палаты РФ от 23 ноября 2012 г. N ПР 03-254/03-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2012 год проведено контрольное мероприятие "Проверка управления и распоряжения федеральным имуществом, использования его по назначению и сохранности в г. Москве в 2010 - 2011 годах и истекшем периоде 2012 года" на объектах Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и Территориальное управление Росимущества в городе Москве, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. На территории города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года в реестре федерального имущества учтено 95 826 объектов недвижимого имущества (включая земельные участки), при этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) право собственности Российской Федерации зарегистрировано всего на 11,8% общего количества указанных объектов. Как показала судебная практика, сделки по передаче в аренду федерального имущества и его перераспределении в отсутствие зарегистрированных прав Российской Федерации несут значительные риски. Признание права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества явилось предметом исков, поданных в Территориальное управление Росимущества в городе Москве, в 6% случаев в 2011 году и 48% в 2010 году.
2. Однозначный порядок реализации полномочий по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории города Москвы, отсутствует. Существующие нормативные правовые акты в сфере управления федеральным имуществом и его приватизации, а также ведомственные акты не определяют порядок реализации тех или иных полномочий, не содержат критериев их осуществления, в связи с чем остается возможность принятия уполномоченными лицами решений в условиях неопределенности оснований, что предоставляет необоснованно широкие пределы усмотрения или применения исключений из общих правил.
3. При перераспределении федерального имущества как Росимуществом, так и Территориальным управлением Росимущества в городе Москве не исполняются нормы части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой установлен исчерпывающий перечень федерального имущества и порядок действий в случае, если имущество не может находиться в федеральной собственности и подлежит передаче на иной уровень.
4. Не имеющие ведомственной принадлежности федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения продолжают наделяться имуществом, в том числе социально-бытового назначения, в состав оснований для принятия данных решений не входит положительная эффективность деятельности ФГУП, ее соответствие уставным задачам и функциям, что создает предпосылки для незаконного использования данных объектов в целях извлечения прибыли и их утраты или дальнейшего отчуждения в результате проведения процедур банкротства.
5. В хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "СтрЭкс", не имеющим ведомственной принадлежности, находится объект культурного наследия (жилой дом XVIII в.) по адресу: Москва, Волконский 2-й пер., 8А и помещения в здании по адресу: Москва, Милютинский пер., 17, стр. 1, переданные в хозяйственное ведение распоряжениями Росимущества от 27 октября 2010 г. N 2114-р и от 19 октября 2010 г. N 1947-р. Показатели эффективности деятельности данного предприятия в Росимуществе отсутствуют. При этом, место государственной регистрации ФГУП "СтрЭкс" изменено на г. Тверь, в связи с чем распоряжение указанными выше объектами недвижимого имущества может осуществляться как Росимуществом, так и Территориальным управлением Росимущества в Тверской области. Полномочия Территориального управления Росимущества в городе Москве в отношении данных объектов, хотя и расположенных на территории города Москвы, отсутствуют.
6. В результате существующей практики заключения долгосрочных договоров аренды федерального недвижимого имущества путем оформления договора на срок до одного года, не подлежащего государственной регистрации, и дополнительных соглашений к нему, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), как и в реестре федерального имущества, отсутствует информация об обременении федерального имущества, что несет значительные риски при принятии управленческих решений.
7. Имущество казны Российской Федерации, находящееся на территории города Москвы, закрепляется на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за предприятиями и учреждениями, предложения о приватизации данного имущества отсутствуют. Как результат - наличие в федеральной собственности излишнего имущества и включение в прогнозный план (программу) приватизации имущества казны Российской Федерации по "остаточному" принципу. Во второй раздел прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 2102-р, включающий 554 объекта казны Российской Федерации, расположенных в различных регионах, включен лишь один объект федерального недвижимого имущества, расположенный на территории города Москвы.
8. Территориальным управлением Росимущества в городе Москве в соответствии с Положением о нем осуществлялось согласование сделок с недвижимым имуществом, в том числе сделок мены. Учитывая, что понятие "сделка" Положением не раскрывается, оно может включать в себя все предусмотренные законодательством действия в отношении федерального недвижимого имущества, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
9. Реализация приказа Росимущества от 28 августа 2012 г. N 190 "О проведении инвентаризации федерального имущества", отсутствие автоматической сверки информации, представленной в ЕАС ЕСУГИ, с базами данных ФНС России, Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти несут значительные риски неисполнения или ненадлежащего исполнения поручений Президента Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N Пр-1064 и Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N ВП-П13-2529.
10. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в статье 13 часть 1 (пункт "г") установлена необходимость размещения государственными органами в сети Интернет перечня подведомственных организаций. Анализ информации, приведенной на официальном сайте Росимущества (www.rosim.ru), показал, что в разделе "Подведомственные организации" Росимуществом размещена информация о двадцати трех ФГУП и трех ФГУ, при том что официально за Росимуществом закреплены только 2 ФГУП.
11. Не обеспечена прозрачность процедур принятия решений об условиях приватизации, в том числе при формировании перечней подлежащих и не подлежащих приватизации объектов (включая исключительные права) в составе имущественного комплекса предприятий, утверждения передаточных актов, основании для внесения в них изменений. Нормативный правовой акт или регламент Росимущества, регулирующий указанные вопросы, отсутствует.
С учетом изложенного и на основании статьи 23 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по управлению государственным имуществом предлагается следующее:
1. Совместно с Росреестром обеспечить регистрацию права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, в том числе земельные участки в целях исключения рисков его утраты.
2. Рассмотреть возможность внесения изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, и Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденное приказом Росимущества от 5 марта 2009 г. N 67, в части установления однозначного порядка реализации функций и исключения полномочий, дублирование которых оказывает негативное воздействие на управление федеральной собственностью.
3. Исполнить требования части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принять меры по передаче имущества, которое не может находиться в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в том числе с его изъятием из хозяйственного ведения или оперативного управления предприятии и учреждении.
4. Осуществлять заключение долгосрочных договоров аренды путем оформления одного документа с указанием полного срока аренды федерального имущества, установленного по результатам торгов на право заключения договора аренды, в целях регистрации арендатором обременений федерального имущества и наличия полной и достоверной информации о федеральном имуществе.
5. Осуществлять ежегодный пересмотр арендной платы по договорам, предусматривающим односторонний порядок ее изменения, в целях получения дополнительных доходов федерального бюджета. Средства на заключение договоров оценки предусматривать в составе сметы расходов на очередной финансовый год.
6. Обеспечить доступ потенциальным инвесторам к информации об объектах федерального недвижимого имущества, планируемых к вовлечению в хозяйственный оборот путем передачи в аренду, с размещением на официальных сайтах Росимущества и его территориальных органов информации о данном имуществе с указанием его адресных ориентиров, характеристик и реквизитов балансодержателя-арендодателя.
7. Подготовить предложения о включении в прогнозный план приватизации объектов имущества казны Российской Федерации, расположенных на территории города Москвы, в целях увеличения доходов федерального бюджета и реализации положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в части избавления Российской Федерации от излишнего имущества.
8. Осуществить реформирование федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, в том числе ФГУП "СтрЭкс", не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в целях реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1188 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации" и исключения предпосылок для незаконного использования федерального недвижимого имущества.
9. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации проект распоряжения об утверждении перечня подведомственных Росимуществу федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений. Обеспечить включение в указанный перечень предприятий, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в целях, определенных частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
10. Совместно с Росреестром обеспечить исполнение требований совместного приказа Росреестра N П/484 и Росимущества N 376 от 2 декабря 2011 г. о получении полной и актуальной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества для проведения инвентаризации объектов государственной собственности и их учета в соответствующих информационных базах данных.
11. Привести в соответствие с требованиями действующего законодательства информацию, приведенную на официальном сайте Росимущества (www.rosim.ru) в разделе "Подведомственные организации".
12. Разработать и утвердить нормативный акт или регламент Росимущества, регулирующий процедуры принятия решений об условиях приватизации ФГУП, а также форму отчетности территориальных управлений и Центрального аппарата в части исполнения поручений Росимущества по приватизации ФГУП за текущий год и предыдущий период до момента их полного исполнения или снятия с контроля в целях обеспечения прозрачности реализации прогнозных планов (программ) приватизации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 ноября 2012 г. N 50К (883).
O результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 60 дней со дня его получения.
Аудитор |
И.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 ноября 2012 г. N ПР 03-254/03-01
Текст представления официально опубликован не был