Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 46-АПГ18-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Волгабурмаш" о признании не действующим положения N 3 "Карта правового зонирования" к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 года N 61, в части установления территориальных зон в границах земельного участка и о внесении изменений в приложение N 3 "Карта правового зонирования" к Правилам застройки и землепользования в городе Самара по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 15 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя АО "Волгабурмаш" Князевой Н.Н. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
акционерное общество "Волгабурмаш" (далее - АО "Волгабурмаш", общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приложения 3 "Карта правового зонирования" к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0412005:6, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Грозненская, 1; о внесении изменения в приложение 3 "Карта правового зонирования" к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре в части установления территориальных зон в границах указанного земельного участка в части изменения на "зону предприятий и складов III классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 300 м) ПК-2".
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником 15 объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 100 284 кв.м, который является частью земельного участка с кадастровым номером 63:01:0412005:6. Отнесение земельного участка к четырем территориальным зонам противоречит требованиям статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нарушает права общества по приобретению земельного участка под арендованными им объектами недвижимости, поскольку не отвечает установленным требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориально зоне, а также требованиям к установлению границ территориальных зон.
Решением Самарского областного суда от 15 мая 2018 г. административное исковое заявление АО "Волгабурмаш" удовлетворено частично. Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение N 3 "Карта правового зонирования г. Самары" к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре в части установления на земельном участке четырех территориальных зон. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Дума городского округа Самара, Администрация городского округа Самара и Департамент строительства городского округа Самара обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционных жалоб административным истцом АО "Волгабурмаш" и прокуратурой Самарской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Администрации городского округа Самара, Думы городского округа Самара, Главы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, открытого акционерного общества "Российские железные дороги", территориального управления Росимущества Самарской области, прокуратуры Самарской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 32 Градостроительного кодекса подготовка и утверждение планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 г. N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре. Приложением к Правилам является Карта правового зонирования г. Самары.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления в установленной форме, подписан главой муниципального образования, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что АО "Волгабурмаш" является собственником 15 объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0412005:6 по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения завода, правообладатель - Российская Федерация. Участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 10 мая 2006 г.
С учетом статьи 39.20 Земельного кодекса общество имеет исключительное право на приобретение земельного участка в аренду.
Согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре в отношении земельного участка установлены следующие территориальные зоны: зона предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) ПК-1, зона предприятий и складов III классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 300 м) ПК-2, зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), полоса отвода железной дороги.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался нормами федерального законодательства, сделав вывод о нарушении прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку отнесение земельного участка к четырем территориальным зонам создает правовую неопределенность его правового режима и препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, что ограничивает право административного истца на использование его по назначению.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Принимая во внимание, что территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0412005:6, в границах которого расположены объекты капитального строительства, принадлежащие административному истцу, требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, Правила застройки и землепользования в городе Самаре в этой части приняты в нарушение действующего федерального законодательства.
Нахождение земельного участка в четырех территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административного истца на приобретение в аренду земельного участка, в связи с чем отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 15 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 46-АПГ18-20
Текст определения официально опубликован не был