Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 45-АПГ18-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпредприятие "Балтымское" о признании недействующими в части решения Думы Березовского городского округа от 24 октября 2013 г. N 94 "Об утверждении Генерального плана Березовского городского округа Свердловской области в отношении п. Монетного" и в части решения Думы Березовского городского округа от 22 декабря 2016 г. N 33 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Березовского городского округа", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпредприятие "Балтымское" на решение Свердловского областного суда от 18 мая 2018 г., которым отказано в удовлетворении административного заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпредприятие "Балтымское" Кульба Г.Ю., объяснения представителя Думы Березовского городского округа и администрации Березовского городского округа Зобнина Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сельхозпредприятие "Балтымское" обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Думы Березовского городского округа от 24 октября 2013 г. N 94 "Об утверждении Генерального плана Березовского городского округа Свердловской области в отношении п. Монетного" в части отнесения на схеме Генерального плана существующего землепользования 17 502 кв.м земельного участка используемого для эксплуатации здания телятника литер 1 общей площадью 1 536,3 кв.м по адресу: Свердловская область, г. Березовский, р.п. Монетный, 1 бригада, к функциональной зоне жилой застройки и в части разделения функциональной зоны в границах существующего землепользования и здания телятника на несколько частей, а также о признании недействующей статьи 51.2 "Карта градостроительного зонирования Березовского городского округа применительно к территории п. Монетного, п.Молодежного. Фрагмент" Правил землепользования и застройки Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от 22 декабря 2016 г. N 33 в части отнесения существующего землепользования 17 502 кв.м земельного участка используемого для эксплуатации здания телятника: литер 1 общей площадью 1 536, 3 кв.м по адресу: Свердловская область, г. Березовский, р.п. Монетный, 1 бригада, к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и к зоне общего пользования (ЗОП).
Решением Свердловского областного суда от 18 мая 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый об удовлетворении искового заявления, ссылаясь на нарушение судом норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Думой Березовского городского округа, администрацией Березовского городского округа и прокуратурой Свердловской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с Уставом Березовского городского округа, утвержденного решением Березовской городской Думы от 27 июня 2015 г. N 115 в состав территории городского округа входит, в том числе поселок Монетный.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату решения Березовской городской Думы N 115 следует читать как "27 июня 2005 года"
Согласно Уставу Дума Березовского городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе по утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа.
Решением Думы Березовского городского округа от 24 октября 2013 г. N 94 утвержден Генеральный план Березовского городского округа Свердловской области в отношении поселка Монетного.
Решением Думы Березовского городского округа от 22 декабря 2016 г. N 33 утверждены Правила землепользования и застройки Березовского городского округа. В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют в редакции решения Думы от 25 августа 2017 г. N 85.
Как следует из материалов дела ООО "Сельхозпредприятие "Балтымское" является собственником здания телятника с кадастровым номером 66:35:0220001:139, общей площадью 1 536,3 кв.м, находящегося по адресу: Сведловская обл., г. Березовский, р.п. Монетный, 1 бригада, приобретенного обществом у ГП совхоз "Монетный" на основании договора купли-продажи от 20 сентября 2004 г.
Здание телятника расположено на несформированном земельном участке на территории г. Березовский, р.п. Монетный, в пределах кадастрового квартала 66:35:0220001.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Березовского городского округа применительно к территории р.п. Монетного, п. Молодежного. Фрагмент 2 Правил землепользования и застройки, задние телятника находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и часть его расположена в зоне общего пользования (ЗОП).
Согласно схеме Генерального плана здание телятника с кадастровым номером 66:35:0220001:139 входит в состав функциональной зоны жилой застройки: застройка жилыми домами усадебного типа, а также на схеме отображен планируемый внутриквартальный проезд (дорога), проходящий через здание телятника.
В связи с полученными отказами (2015 г., 2017 г.) на обращение общества в администрацию городского округа о приобретении земельного участка в собственность для эксплуатации здания телятника и иных сельскохозяйственных нужд, об утверждении схемы его расположения, основанных на нахождении земельного участка частично в зоне индивидуальной жилой застройки и частично в зоне общего пользования, в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки и городского округа истец полагает, что оспариваемыми нормативными актами нарушаются его права и интересы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение территории на которой находится здание телятника к функциональной зоне жилой застройки и соответствующей территориальной зоне не препятствует использованию объекта капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования, не соответствующего градостроительному регламенту.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса), в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Поскольку территориальное зонирование рассматриваемого нежилого здания телятника и земельного участка на котором оно расположено не отвечает требованиям принадлежности участка только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки городского округа в этой части приняты с нарушением действующего законодательства.
В данном случае расположение земельного участка в двух зонах препятствует реализации права истца на образование единого участка под объектом недвижимости и приведет к невозможности использования здания телятника.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса).
Отнесение в соответствии с Генеральным планом земельного участка к двум функциональным зонам осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса.
Нахождение земельного участка в двух функциональных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование по назначению земельного участка, в связи с чем вывод суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования необоснован.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм права.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, Судебная коллегия принимает во внимание, что поскольку оспариваемые в части нормативные акты применялись и реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Судебная коллегия полагает, что они подлежат признанию недействующими в оспариваемой части с даты принятия настоящего определения.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 18 мая 2018 г. отменить.
Признать недействующим решение Думы Березовского городского округа от 24 октября 2013 г. N 94 "Об утверждении Генерального плана Березовского городского округа Свердловской области в отношении п. Монетного" в части отнесения на схеме Генерального плана существующего землепользования 17 502 кв.м земельного участка используемого для эксплуатации здания телятника: литер 1 общей площадью 1 536, 3 кв.м по адресу: Свердловская область, г. Березовский, р.п. Монетный, 1 бригада, к функциональной зоне жилой застройки и в части разделения функциональной зоны в границах существующего землепользования и здания телятника на несколько частей с даты принятия настоящего определения.
Признать недействующим статью 51.2 "Карта градостроительного зонирования Березовского городского округа применительно к территории п. Монетного, п.Молодежного. Фрагмент" Правил землепользования и застройки Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от 22 декабря 2016 г. N 33 в части отнесения существующего землепользования 17 502 кв.м земельного участка используемого для эксплуатации здания телятника: литер 1 общей площадью 1 536,3 кв.м по адресу: Свердловская область, г. Березовский, р.п. Монетный, 1 бригада, к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и к зоне общего пользования (ЗОП), проходящей по зданию телятника с даты принятия настоящего определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 45-АПГ18-17
Текст определения официально опубликован не был