Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 26-КГ18-54
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2018 г. гражданское дело по иску Калиматовой Зинаиды Макшариповны к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий, об обязании возобновить указанные выплаты с даты их прекращения, по встречному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Калиматовой Зинаиде Макшариповне о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности сдать данный документ по кассационной жалобе представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенностям Евлоевой Марины Руслановны, Курсаева Александра Викторовича на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 30 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 февраля 2018 г., которыми исковые требования Калиматовой З.М. удовлетворены частично, в удовлетворении встречного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Калиматова Зинаида Макшариповна 12 сентября 2017 г. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - ОПФР по Республике Ингушетия, пенсионный орган) о признании незаконным решения комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, решения ОПФР по Республике Ингушетия о прекращении назначенной Калиматовой З.М. ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, возложении на МВД по Республике Ингушетия обязанности по возобновлению выплаты пенсии за выслугу лет с учётом повышения в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) с даты её прекращения, на ОПФР по Республике Ингушетия - обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий с даты её прекращения.
В обоснование заявленных требований Калиматова З.М. ссылалась на то, что в период с 1993 года по 1997 год она проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия на различных должностях, на последнем месте службы занимала должность следователя Сунженского РОВД МВД по Республике Ингушетия, имела специальное звание капитана милиции. В период прохождения службы Калиматова З.М. выполняла служебные задачи при ликвидации последствий вооружённого осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г., привлекалась к участию в выполнении задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
29 октября 2008 г. МВД по Республике Ингушетия Калиматовой З.М. было выдано удостоверение ветерана боевых действий, дающее право на получение льгот, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". На основании этого удостоверения Калиматовой З.М. как ветерану боевых действий была установлена и производилась через ОПФР по Республике Ингушетия ежемесячная денежная выплата в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также через группу пенсионного отдела Центра финансового обеспечения МВД по Республике Ингушетия производилась выплата пенсии за выслугу лет в повышенном размере на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
При обращении в МВД по Республике Ингушетия по вопросу прекращения ей с января 2017 г. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьёй 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Калиматовой З.М. было сообщено, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано ей без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ей прекращено начисление ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий и надбавки к пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
По мнению Калиматовой З.М., данное решение комиссии МВД по Республике Ингушетия является незаконным, так как вопрос об аннулировании (признании недействительным) удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных для ветеранов боевых действий, подлежит разрешению в судебном порядке, комиссия МВД по Республике Ингушетия не наделена соответствующими полномочиями по аннулированию (признанию недействительным) удостоверения ветерана боевых действий и прекращению ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
Калиматова З.М. считала, что факт выполнения служебных задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, а также задач по ликвидации последствий вооружённого осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г. подтверждён решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 25 июня 2004 г., которым с МВД по Республике Ингушетия в её пользу взыскана задолженность по денежному довольствию и на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность произвести зачёт в выслугу лет для назначения пенсии периодов фактического выполнения Калиматовой З.М. служебных задач по ликвидации последствий вооружённого осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г. из расчёта один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы, и решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 23 марта 2006 г. о взыскании с МВД по Республике Ингушетия в том числе в пользу Калиматовой З.М. задолженности по дополнительным денежным выплатам.
Кроме того, Калиматова З.М. полагала, что решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. по делу по иску Костоева М.С. и других сотрудников МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий имеет преюдициальное значение при разрешении вопроса о выдаче ей удостоверения ветерана боевых действий.
Калиматова З.М. также указывала, что при обращении в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий она никаких документов, кроме фотографий, не представляла, приказы МВД по Республике Ингушетия, на основании которых она привлекалась к выполнению служебных задач в условиях вооружённого конфликта, ввиду их секретности на тот момент на руки не выдавались и находились в кадровом подразделении органа внутренних дел.
МВД по Республике Ингушетия предъявило встречный иск к Калиматовой З.М. о признании недействительным выданного ей удостоверения ветерана боевых действий и возложении на неё обязанности сдать этот документ, сославшись в обоснование иска на то, что документальное подтверждение факта непосредственного участия Калиматовой З.М. в боевых действиях в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах отсутствует. МВД по Республике Ингушетия обратило внимание на то, что решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. по иску Костоева М.С. и других сотрудников МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку этим судебным актом на МВД по Республике Ингушетия была возложена обязанность выдать удостоверения ветерана боевых действий определённому кругу лиц, поименованных в решении суда, в число которых Калиматова З.М. не входит.
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 30 ноября 2017 г. исковые требования Калиматовой З.М. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение комиссии МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Калиматовой З.М., обязал МВД по Республике Ингушетия в течение трёх рабочих дней со дня вступления в силу решения суда возобновить Калиматовой З.М. как ветерану боевых действий ежемесячную денежную выплату с даты её прекращения и выплату пенсии за выслугу лет в повышенном размере в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. В удовлетворении остальной части исковых требований Калиматовой З.М. отказано.
В удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Калиматовой З.М. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и об обязании сдать указанное удостоверение отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 февраля 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителями МВД по Республике Ингушетия по доверенностям Евлоевой М.Р. и Курсаевым А.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2018 г. исполнение решения Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 30 ноября 2017 г. приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 1 августа 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 30 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Калиматова З.М. и представитель ответчика ОПФР по Республике Ингушетия, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Калиматова З.М. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации - в МВД по Республике Ингушетия.
29 октября 2008 г. Калиматовой З.М. МВД по Республике Ингушетия было выдано удостоверение ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель данного документа имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
16 ноября 2016 г. комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки комиссией принято решение, (протокол N 9) о признании ошибочно выданными удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Ингушетия, в том числе уволенным со службы, в числе которых поименована Калиматова З.М.
Письмом председателя комиссии МВД по Республике Ингушетия от 13 декабря 2016 г. Калиматова З.М. была уведомлена о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано ей без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ей прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, которая производится через ОПФР по Республике Ингушетия и группу пенсионного отдела Центра финансового обеспечения МВД по Республике Ингушетия, ей предложено сдать удостоверение в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия. Калиматовой З.М. также разъяснено, что в случае представления ею в комиссию МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих участие в боевых действиях, вопрос о выплате может быть рассмотрен в установленном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Калиматовой З.М. о признании незаконным решения комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании выданного ей удостоверения ветерана боевых действий, об обязании МВД по Республике Ингушетия возобновить ей ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий с даты её прекращения и выплату пенсии за выслугу лет с учётом повышения в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, суд первой инстанции ссылался на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282, и исходил из того, что указанные нормативные акты не содержат установленного порядка повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения, не уполномочивают МВД по Республике Ингушетия признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.
Суд первой инстанции также полагал, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц. Поскольку такого решения в отношении Калиматовой З.М. не принималось, она имеет право на получение предусмотренных законом выплат на основании выданного ей удостоверения ветерана боевых действий.
Отказывая в удовлетворении встречного иска Калиматовой З.М. к МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и об обязании сдать данный документ, суд первой инстанции исходил из того, что с выдачей Калиматовой З.М. соответствующего удостоверения государство в лице МВД по Республике Ингушетия фактически признало за ней право на льготы как за ветераном боевых действий и на протяжении длительного периода - с 2008 года по январь 2017 года - не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Система мер социальной поддержки ветеранов согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьёй 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьёй 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий (далее - Инструкция от 19 декабря 2003 г. N 763).
Пунктом 1 Инструкции от 19 декабря 2003 г. N 763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции от 19 декабря 2003 г. N 763).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная выше инструкция, как указано в её пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание, при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
Из приведённого правового регулирования следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось и в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых выше правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия полномочий обусловлена имеющейся у МВД по Республике Ингушетия обязанностью по осуществлению проверки наличия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий.
Суждение судов первой и апелляционной инстанций о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Калиматовой З.М., и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты Калиматовой З.М. как ветерану боевых действий могло быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведённому правовому регулированию спорных отношений.
Соответственно, нельзя признать основанной на законе и ссылку суда в обоснование отказа в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Калиматовой З.М., на то, что с выдачей Калиматовой З.М. соответствующего удостоверения государство в лице МВД по Республике Ингушетия фактически признало за ней право на льготы как за ветераном боевых действий и на протяжении длительного периода не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Калиматовой З.М. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, о прекращении ежемесячной денежной выплаты, так и для разрешения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Калиматовой З.М. о признании недействительным выданного ей удостоверения ветерана боевых действий являлось установление судом обстоятельств наличия у Калиматовой З.М. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Калиматовой З.М. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Калиматовой З.М. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 ГПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Калиматовой З.М. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судебными инстанциями не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 ГПК РФ, не получили, в связи с чем вывод судебных инстанций об удовлетворении иска Калиматовой З.М. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия является неправомерным.
Ввиду изложенного решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 30 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 февраля 2018 г. нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования Калиматовой З.М. и встречные исковые требования МВД по Республике Ингушетия в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 30 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 февраля 2018 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Карабулакский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 26-КГ18-54
Текст определения официально опубликован не был