Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2018 г. N 18-КГ18-173
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Колесниковой Е.В. на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 23 августа 2017 г., и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению Колесниковой Е.В. к администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Колесникова Е.В. обратилась в Прикубанский районный суд города Краснодара с административным исковым заявлением к администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Обжалуемыми судебными актами в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Определением Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2018 г. в передаче кассационной жалобы административного истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Колесникова Е.В. просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что Колесникова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу г. ... категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Колесникова Е.В. 18 мая 2017 г. обратилась в Администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Администрация осуществила выезд на место и установила, что на земельном участке ведется строительство.
Решением от 25 мая 2017 г. административный ответчик отказал Колесниковой Е.В. в выдаче разрешения на строительство, указав, что действующим законодательством не предусмотрен порядок выдачи разрешения на строительство после начала строительства.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды указали, что исходя из требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта; далее - Градостроительный кодекс) лицо вправе приступить к строительству объекта недвижимости только после получения разрешения на строительство, выполнив предусмотренное законом оформление обязательных документов. Наличие данных документов не является единственным основанием для получения разрешения на строительство, поскольку они должны быть представлены перед началом строительства.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 указанной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 2 названной нормы).
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 13 названной нормы основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство как объекта капитального строительства, так и объекта индивидуального жилищного строительства, является отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 этой статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в выдаче Колесниковой Е.В. разрешения на строительство явилось начало строительства индивидуального жилого дома без соответствующего разрешения.
Вместе с тем статьей 51 Градостроительного кодекса указанное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство не предусмотрено.
Из этой же нормы следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения - законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.
В связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 323, 325, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 23 августа 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2017 г. отменить.
Административное исковое заявление Колесниковой Е.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара рассмотреть заявление Колесниковой Е.В. о выдаче разрешения на строительство.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2018 г. N 18-КГ18-173
Текст определения официально опубликован не был