Заключение Счетной палаты РФ от 30 ноября 2018 г. N 202/16-09
на проект федерального закона N 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 ноября 2018 г. N 63К (1284)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 6 ноября 2018 г. N 153) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, направлен на совершенствование предоставления межбюджетных трансфертов. В указанных целях законопроектом предлагается внести изменения в статьи 8, 9, 58, 63, 63.1, 87, 93.2, 129, 130, 131, 132, 132.1, 133, 135, 136, 137, 138, 139, 139.1, 140, 142, 142.1, 142.2, 142.3, 142.4, 142.5, 142.8, 154, 168.4, 179.4, 192 и 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации новыми статьями 138.3 и 138.4.
Законопроект содержит положения, уточняющие подходы к предоставлению межбюджетных трансфертов на федеральном уровне, а также на региональном и муниципальном уровнях. Законопроектом определяется порядок предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, вводится понятие "единой субвенции" бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривается возможность предоставления новых форм межбюджетных трансфертов ("горизонтальных" субсидий), уточняются бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением по установлению единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
В целом концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем у Счетной палаты Российской Федерации по законопроекту имеется ряд замечаний и предложений.
Законопроектом (подпункт "а" пункта 9 статьи 1) предлагается уточнить в пункте 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) и отнести к ним соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий, установленных пунктами 2-4 данной статьи, пунктом 2 статьи 92.1, статьями 106 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
При этом исключается такое условие предоставления межбюджетных трансфертов (предусмотренное действующей редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации), как соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогичная норма предусматривается законопроектом (подпункт "а" пункта 15 статьи 1) при уточнении в статье 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
Предлагаем сохранить в статьях 130 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормы о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций), из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Законопроектом (подпункт "в" пункта 19 статьи 1) предлагается в пункте 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установить, что при распределении субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации о бюджете допускается утверждение на очередной финансовый год и плановый период не распределенного между муниципальными образованиями объема субсидий в размере не более 10 процентов общего объема соответствующей субсидии.
Следует отметить, что Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 132) в случае распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода.
Полагаем целесообразным установить аналогичную норму в пункте 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
Согласно пояснительной записке законопроектом предлагается установить в пункте 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации положение об обязательности включения в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований, предусматривающих компенсацию снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в случае принятия федеральных законов, приводящих к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). Однако такая норма в законопроекте отсутствует. В целях усиления финансовой защищенности регионов представляется целесообразным включить данное положение в законопроект.
Обращаем также внимание, что в соответствии со статьей 3 законопроекта предусмотренные изменения вступают в силу со дня его официального опубликования и применяются начиная с составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Полагаем, что сроки вступления в силу законопроекта нуждаются в уточнении.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.