Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 84-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Осипова В.В. о признании недействующим решения Совета депутатов Бургинского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области от 21 февраля 2017 г. N 74 "О внесении изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения" и Генерального плана Бургинского сельского поселения в части по апелляционной жалобе Осипова В.В. на решение Новгородского областного суда от 24 апреля 2018 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Осипов В.В. обратился в Новгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Бургинского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области от 21 февраля 2017 г. N 74 "О внесении изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения" и Генерального плана Бургинского сельского поселения в части включения земельных участков с кадастровыми номерами ... из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта деревни Прышкино с установлением в отношении земельных участков функциональной зоны малоэтажной жилой застройки Ж-2.
Решением Новгородского областного суда от 24 апреля 2018 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, а также нормативные акты в оспариваемой части нарушают права и законные интересы административного истца.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе Правительством Новгородской области и прокуратурой Новгородской области представлены в дело отзыв и возражения.
В судебное заседание представители административного истца, глава Бургинского сельского поселения Маловишерского района, Зимовой С.В., индивидуальный предприниматель Строев А.Н. представители Совета депутатов Бургинского сельского поселения Маловишерского района, Администрации Бургинского сельского поселения Маловишерского района, Администрация Маловишерского муниципального района Новгородской области, отдела водных ресурсов Невско-Ладожского БВУ по Новгородской области, Правительства Новгородской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения.
Законом Новгородской области от 02 декабря 2004 г. N 356-ОЗ "Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Маловишерского муниципального района, наделении их статусом городских и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений" установлены границы территорий муниципальных образований, входящих в состав территории Маловишерского муниципального района.
Решением Совета депутатов Бугринского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области от 03 августа 2011 г. N 50 утвержден Генеральный план Бугринского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области.
Решением Совета депутатов от 21 февраля 2017 г. N 74 "О внесении изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения" в Генеральный план Бургинского сельского поселения внесены изменения касающиеся карты границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, и карты функциональных зон поселения, а также утверждена прилагаемая карта планируемого размещения объектов местного значения поселения.
Указанное решение и утвержденные им карты границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, функциональных зон, планируемого размещения объектов местного значения поселения опубликованы в бюллетене "Бургинский вестник" от 27 февраля 2017 года N 77.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером ... площадью 5708619 кв.м имеет статус "ранее учтенный", принадлежит на праве общей долевой собственности бывшим членам ТООАФ "Дворищи" и не имеет границ, установленных в соответствии с требованиями законодательства, согласно выписки из ЕГРН.
Земельные участки с кадастровыми номерами ..., были образованы из земельного участка - ...
В результате внесенных изменений в Генеральный план поселения в границы деревни Прышкино включены земельные участки с кадастровыми номерами ... принадлежащие на праве собственности Зимовому С.В. (бывшие правообладатели Ф. и С. площадью, соответственно - 54 974 кв.м, и 55 001 кв.м, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в отношении которых установлена функциональная зона малоэтажной жилой застройки Ж-2.
Осипову В.В. с 1999 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ... площадью 150 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для организации крестьянского хозяйства, расположенный в деревне Прышкино на основании свидетельства о регистрации права от 02 апреля 1999 г. (предыдущий кадастровый номер ...).
Административным истцом для установления границ, принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ...выполнены кадастровые работы, в результате которых выявлено наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами ... на его земельный участок, о чем имеется акт обследования от 20 мая 2015 г.
Истец полагает, что фактически включены в границы населенного пункта указанные земельные участки без уточнения границ на местности, а также включен земельный участок с кадастровым номером ... в нарушение процедуры перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов при отсутствии согласования с уполномоченным органом, и в нарушение водного законодательства, в связи с включением прибрежной защитной полосы р. Мста, составляющей 200 м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что процедура перевода земельных участков административным ответчиком соблюдена, доказательств нарушения прав административного истца в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 1 подпункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 8 указанного закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При этом согласование проекта генерального плана с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 Градостроительного кодекса).
После истечения указанного срока, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с этими органами (часть 8 статьи 25 Градостроительного кодекса).
Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения (часть 9 статьи 25 Градостроительного кодекса).
В случае поступления от органов заключений о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса).
Как следует из материалов дела 15 июня 2016 г. в администрацию Маловишерского муниципального района поступило предложение Зимового С.В. собственника земельных участков с кадастровыми номерами ... о внесении изменений в Генеральный план д. Прышкино и включении в границы населенного пункта указанных земельных участков.
По результатам рассмотрения предложения Зимового С.В. главе района рекомендовано принять положительное решение по предложению, а заявителю в срок до 17 июля 2016 г. - представить проект планировки и межевания территории с обоснованием включения участков в границу населенного пункта д. Прышкино.
На основании представленного Зимовым С.В. проекта планировки и межевания территории Бургинского сельского поселения, принято решение о подготовке проекта планировки и межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами ... категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, которым планируется на принадлежащих ему земельных участках формирование квартала массовой жилой застройки индивидуальными жилыми домами (постановление администрации района от 11 июля 2016 г. N 683).
5 августа 2016 г. на основании постановления N 772 принято решение о проведении в д. Прышкино публичных слушаний 22 августа 2016 г. по проекту, а также установлен срок подачи письменных предложений и замечаний до 31 августа 2016 г. Указанное постановление опубликовано вместе с документацией по проекту планировки в бюллетене "Возрождение" от 10 августа 2016 г. N 19.
По результатам проведенных публичных слушаний и заключения по ним утвержден проект планировки и межевания земельных участков с кадастровыми номерами ... примыкающих к д. Прышкино (постановление администрации района от 1 сентября 2016 г. N 853).
Проект внесения изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения 31 августа 2016 г. размещен администрацией района в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), о чем было уведомлено Правительство Новгородской области.
Как следует из карты границ населенного пункта д. Прышкино, включению в границы данного населенного пункта подлежали земельные участки с кадастровыми номерами ..., а также земли вдоль реки Мета, соединяющие данные участки с ранее установленной границей населенного пункта.
Распоряжением Правительства Новгородской области от 2 декабря 2016 г. N 352-рг утверждено заключение об отказе в согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения, в связи с ошибочным указанием кадастрового номера земельного участка ... вместо ..., поскольку ... уже включен в земли населенных пунктов ранее, а на земельном участке с кадастровым номером ... расположена открытая мелиоративная система, в связи с чем он относится к ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается.
Постановлением администрации Маловишерского муниципального района от 28 декабря 2016 г. N 1323 создана согласительная комиссия для урегулирования разногласий. Согласительной комиссией откорректирован кадастровый номер земельного участка ... на кадастровый - ..., в связи с наличием технической ошибки. Относительно невозможности использования земельного участка с кадастровым номером ... в иных целях, кроме сельскохозяйственных угодий, Комиссия указала на нормы статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которыми предусмотрены исключительные случаи перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории в том числе, в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 3 указанной статьи) и направленные на развитие жилищного строительства.
По результатам рассмотрения разногласий согласительной комиссией принято решение о согласовании проекта о внесении изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения.
В период с 24 октября по 25 ноября 2016 года проведены публичные слушания в восьми деревнях Бургинского сельского поселения по проекту внесения изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения.
По результатам проведенных публичных слушаний 2 декабря 2016 г. комиссией по землепользованию и застройке администрации муниципального района дано положительное заключение о согласовании проекта решения о внесении изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения, которое опубликовано в бюллетене "Возрождение" от 16 января 2017 г. N 1.
6 февраля 2017 г. проект внесения изменений с протоколом заседания согласительной комиссии о результатах публичных слушаний направлены в адрес главы поселения, который направил проект в Совет депутатов для утверждения.
21 февраля 2017 г. Советом депутатов принято решение о внесении изменений в Генеральный план Бургинского сельского поселения.
На основании изложенного проект внесения изменений в Генплан принят с соблюдение процедуры его принятия, уполномоченным органом, в установленной форме и официально опубликован. Нарушений установленного порядка перевода земель из одной категории в другую административными ответчиками не допущено.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Градостроительного кодекса материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Администрацией Маловишерского муниципального района с администрацией Бугринского сельского поселения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ заключено 09 января 2017 г. соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе утверждение генерального плана поселения и внесения в него изменений, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселений.
Таким образом установление функциональной зоны в отношении включенных земельных участков в границы населенного пункта деревни Прышкино - малоэтажной жилой застройки Ж-2, правомерно в силу требований градостроительного законодательства.
Административным истцом в дело не представлено доказательств, подтверждающих факт включения земельного участка с кадастровым номером ... из числа земель селько-хозяйственного назначения в границы д. Прышкино. Земельные участки с кадастровыми номерами ... образованные из указанного участка, поставлены на кадастровый учет, их границы сформированы в установленном законом порядке еще предыдущими собственниками до включения в границы населенного пункта, что подтверждается материалами дела.
Межевание же земельного участка с кадастровым номером ..., как на момент возникновения права собственности административного истца, так и в период включения указанных земельных участков в границы населенного пункта не проведено, границы не установлены и не согласованы на местности, не определены координаты и межевые знаки, в связи с чем определить его фактическое нахождение и его индивидуализировать невозможно.
Довод изложенный в апелляционной жалобе о том, что разработчиком генерального плана являлось лицо, с которым муниципальный контракт не заключался, картографические и иные материалы не предоставлялись отклоняется, поскольку административные органы обязали собственника земельных участков подготовить проект планировки и межевания территории с обоснованием включения участков в границу населенного пункта, что не противоречит требованиям градостроительного законодательства.
Разработка проекта осуществлялась на основании заключенного договора между индивидуальным предпринимателем Строевым А.Н., специалистом ООО "Тера" Строевым Н.Н. и ООО "Стройинвест", одним из заявителей внесения изменений в Генеральный план. Проект внесения изменений в Генеральный план разработан как предложение ООО "Стройинвест" по внесению изменений в существующий Генеральный план.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новгородского областного суда от 24 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Осипова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 84-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был