Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N 58-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" о признании не действующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2017 г. N 41/9 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2018 год" в части пункта 1 таблицы 2 приложения 1 по апелляционной жалобе акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" на решение Хабаровского краевого суда от 16 мая 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей АО "Хабаровская горэлектросеть" Зеленской Н.И., Легчило А.Н., представителя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Гончар Е.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Хабаровская горэлектросеть" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2017 г. N 41/9 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2018 год" в части пункта 1 таблицы 2 приложения 1.
Решением Хабаровского краевого суда от 16 мая 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Хабаровская горэлектросеть" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Комитета установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края, поставляемой прочим потребителям, на 2018 год (действующие в период с 1 января по 31 декабря 2018 г., приложение 1); единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2018 год (приложение 2).
Суд апелляционной инстанции соглашается с расчетом органа регулирования в части определения обществу величины технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям) как долгосрочного параметра регулирования, утвержденного на первый год очередного долгосрочного периода регулирования (2015 год), в рамках сводного прогнозного баланса с учетом снижения по программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент осуществления тарифного регулирования на долгосрочный период 2015-2019 гг.) в случае отсутствия до 1 октября утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации нормативов технологических потерь на расчетный период регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определялась исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования.
Этой же нормой было предусмотрено, что в последующие годы долгосрочного периода регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется с учетом темпов ее снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей сетевой компании. В случае отсутствия программы по энергоэффективности норматив потерь понижается на 10 процентов по сравнению с предыдущим периодом.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае административный ответчик применял порядок определения величины технологического расхода (потерь) электрической энергии, действовавший на момент установления долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период.
С учетом уточнения сводного прогнозного баланса в срок до 1 сентября 2014 г. в соответствии с Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1, сформированных показателей по сводному прогнозному балансу - определение величины технологического расхода (потерь) электрической энергии осуществлялось в соответствии с приведенной нормой.
Новый порядок расчета указанного долгосрочного параметра регулирования на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 1074 не явился основанием для пересмотра этого показателя, поскольку изменения вступили в силу 2 ноября 2016 г., то есть в течение очередного долгосрочного периода регулирования, когда долгосрочные параметры для общества уже были определены.
Кроме того, потери электрической энергии ежегодно утверждались для общества соответствующими приказами Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы и принимались Комитетом с учетом темпов их снижения.
Согласно пункту 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются расходы на оплату труда, определяемые в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования.
Расходы на оплату труда являются подконтрольными, на первый год долгосрочного периода регулирования (2015 год) были рассчитаны Комитетом методом экономически обоснованных затрат в том числе с учетом предложенной численности персонала и тарифной ставки рабочего первого разряда, предусмотренной на момент утверждения тарифов Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 гг.
Поскольку 2018-й год является для общества четвертым расчетным годом долгосрочного периода регулирования, то расходы на оплату труда не могут быть пересчитаны с учетом изменения численности персонала.
Данный вывод следует из формулы (2) расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования (пункт 11 Методических указаний), согласно которой при расчете необходимой валовой выручки на второй и последующие расчетные годы долгосрочного периода регулирования подконтрольные расходы определяются путем их корректировки исходя из базового уровня подконтрольных расходов, индекса потребительских цен, коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, индекса эффективности подконтрольных расходов, а также показателя изменения количества условных единиц.
Уменьшение величины расходов на оплату труда обусловлено снижением количества условных единиц (активов), отраженным административным ответчиком в индексации на 2018 год, поскольку при проверке оснований владения объектами электросетевого хозяйства административный истец не подтвердил законность владения всеми объектами, которые учитывались при тарифном регулировании.
Исходя из скорректированных расходов на оплату труда Комитет рассчитал отчисления на социальные нужды.
Доводы административного истца о неправильном определении органом регулирования объема полезного отпуска являются несостоятельными.
При формировании плановых показателей на 2018 год административный ответчик исходил из фактического отпуска в сеть за 2016 год, а также утвержденных потерь электрической энергии при ее передаче. Снижение полезного отпуска электрической энергии против планового обусловлено фактическими потерями электрической энергии, которые выше по отношению к плановым по результатам деятельности регулируемой организации. При этом включение фактических потерь электрической энергии в расчет необходимой валовой выручки законодательством в сфере тарифного регулирования в области электроэнергетики не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 16 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть" - без удовлетворения]
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N 58-АПГ18-11
Текст определения официально опубликован не был