Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 декабря 2018 г. N 49-АПГ18-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Милек" о признании не действующим в части решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 г. N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Милек" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 августа 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителей Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Валиевой Ю.М., Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Фроловнина Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 г. N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" (далее также - Решение N 30/7) установлены с 1 января 2008 г. по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков (дополнительным соглашениям о присоединении к договорам аренды земельных участков), право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ставки арендной платы за землю по видам функционального использования земель (с учетом видов (типов) размещенных на земельном участке объектов) в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 мая 2017 г. N 11/3 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" (далее также - Решение N 11/3) в Решение N 30/7 внесены изменения, в частности оно дополнено приложением N 1-З "Ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 1 июня 2017 года" (далее также - приложение N 1-З).
Акционерное общество "Милек" (далее также - АО "Милек", Общество), являющееся арендатором расположенных в городе Уфе земельных участков, предоставленных для эксплуатации производственных зданий и сооружений, обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании не действующим Решения N 30/7 в части установления подпунктом 7.8 пункта 7 приложения N 1-З ставки арендной платы за земельные участки с подвидом функционального использования "Материально-техническое снабжение и земельные участки под объектами промышленности" в размере 3,93% от кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований административный истец указал на то, что в результате внесенных Решением N 11/3 изменений произошло существенное повышение размера арендной платы, что нарушает его права и охраняемые законом интересы как арендатора земельных участков, не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление N 582).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 августа 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Милек" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает недоказанным факт разработки проекта Решения N 11/3 и его принятия с учетом заключения закрытого акционерного общества "Эксперт-Оценка" (далее - ЗАО "Эксперт-Оценка") об экономическом обосновании установления арендных ставок. Обращает внимание, что согласно заключению проведенной по делу экспертизы пояснительная записка к проекту Решения N 11/3 не имеет расчетов и не содержит экономического обоснования установления ставки арендной платы за земельные участки для размещения объектов материально-технического снабжения, а заключение ЗАО "Эксперт-Оценка" не соответствует методологии оценки, выполнено при недостаточности аналогов, что привело к искажению результатов.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 2 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 г. N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" установлено, что размер арендной платы за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан по договорам аренды земельных участков (дополнительным соглашениям о присоединении к договорам аренды земельных участков), право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заключенным с физическими или юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) с 1 января 2008 г., исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (согласно пункту 1 данного решения) на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка.
При начислении арендной платы за землю за период с 1 апреля 2016 г. по 31 мая 2017 г. включительно арендная плата начислялась с использованием ставок, указанных в приложении N 1-Ж "Ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 1 апреля 2016 года" к Решению N 30/7, введенном решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2016 г. N 59/3 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 3 декабря 2007 года N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан".
Решением N 11/3 Решение N 30/7 дополнено приложением N 1-З "Ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период с 1 июня 2017 года". Изменения опубликованы 26 мая 2017 г. на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан www.gorsovet-ufa.ru и в газете "Вечерняя Уфа".
Согласно подпункту 7.8 пункта 7 указанного приложения ставка арендной платы за земельные участки с подвидом функционального использования "Материально-техническое снабжение и земельные участки под объектами промышленности" установлена в размере 3,93% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Принцип экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении N 582, предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Установленная Решением N 11/3 величина арендной ставки (в процентном выражении от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками под объектами производственно-складского назначения, расположенными в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена для нужд городского округа город Уфа Республики Башкортостан, была определена на основании заключения ЗАО "Эксперт-Оценка" от 15 мая 2017 г. N 17-396-КУ, составленного в соответствии с договором на оказание консультационных услуг. Согласно указанному заключению величина арендной платы определена по совокупности сложившихся физических и экономических факторов, влияющих на стоимость и состояние рынка, по состоянию на 31 декабря 2016 г.
В заключении приведен анализ коммерческой привлекательности производственно-складской недвижимости, исследованы основные факторы, влияющие на рынок недвижимости - месторасположение, площадь, возможное назначение, тип сделок, наличие железнодорожных путей, наличие инженерных коммуникаций, состояние внутренней отделки. В ходе исследования проводился подробный экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Изучено влияние субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность на земельных участках, на уровень доходности земельных участков. Приведена формула расчета средней ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости.
При расчетах использовались два метода: метод рыночной экстракции, на основании которого ставка арендной платы с учетом инфляции получена 8,09%, и метод компенсации затрат прошлых периодов, согласно которому ставка арендной платы составила 4,80%. По результатам исследования сделан вывод, что величина арендной ставки (в процентном выражении от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками под объектами производственно-складского назначения может варьироваться в диапазоне от 4,80% до 8,09%.
Оспариваемая административным истцом ставка (3,93%) не только соответствует указанному диапазону, но и не превышает среднего арифметического значения минимальной и максимальной предложенных оценщиком величин.
Наличие документов, свидетельствующих об учете экономических и иных факторов при увеличении ставки арендной платы, административным ответчиком подтверждено представленными в материалы документами, в том числе пояснительной запиской к проекту Решения N 11/3.
Установив данные обстоятельства и сопоставив оспариваемую редакцию Решения N 30/7 с перечисленными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что финансово-экономическое обоснование к проекту изменений, которыми указанное решение было дополнено приложением N 1-З, содержит многофакторный анализ, подтверждающий необходимость корректировки арендной платы, уплачиваемой за пользование названными земельными участками, в соответствии с уровнем их доходности, а содержащаяся в приложении оспариваемая ставка не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. При принятии оспариваемого нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления соблюдены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С данной судом первой инстанции оценкой заключения проведенной по делу экспертизы Судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Таким образом, не нашло подтверждения утверждение Общества о ненадлежащем обосновании размера ставки арендной платы по подвиду функционального использования "Материально-техническое снабжение и земельные участки под объектами промышленности".
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном истолковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Милек" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 декабря 2018 г. N 49-АПГ18-22
Текст определения официально опубликован не был