Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 26-КГ18-57
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2018 г. гражданское дело по иску Пошева Дауда Алаудиновича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным (недействительным) решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обязании устранить допущенные нарушения, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Пошеву Дауду Алаудиновичу о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и об обязании сдать данный документ по кассационной жалобе представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенностям Евлоевой Марины Руслановны и Курсаева Александра Викторовича на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 января 2018 г., которыми исковые требования Пошева Д.А. удовлетворены и в удовлетворении встречного искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Пошев Д.А. через представителя по доверенности Пошеву Л.А. 23 октября 2017 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - МВД по Республике Ингушетия) о признании незаконным (недействительным) решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований Пошева Л.А. ссылалась на то, что Пошев Д.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия.
13 января 2006 г. комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) Пошеву Д.А. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии ... N ..., дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 7 декабря 2016 г. Пошеву Д.А. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Пошеву Д.А. ошибочно, без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Решение комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании Пошеву Д.А. удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий Пошева Л.А. считала незаконным, полагая, что комиссия МВД по Республике Ингушетия не наделена соответствующими полномочиями по аннулированию (признанию недействительными) таких удостоверений и прекращению ежемесячной денежной выплаты Пошеву Д.А. как ветерану боевых действий.
По смыслу статьи 1 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ежемесячная денежная выплата, предоставляемая Пошеву Д.А. как ветерану боевых действий, расценивается как имущество, следовательно, вопрос о лишении права на данную выплату может быть разрешён только в судебном порядке.
Также имелись условия для выдачи Пошеву Д.А. удостоверения, поскольку его служба была связана с выполнением служебных задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, а также задач по ликвидации последствий вооружённого осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г. В подтверждение факта несения Пошевым Д.А. службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте Пошева Л.А. ссылалась, в том числе, на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 6 октября 2004 г. и решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 6 мая 2006 г., на основании которых время фактического выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта зачтено Пошеву Д.А. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, в его пользу взысканы денежные суммы.
Кроме того Пошева Л.А. указала, что на протяжении многих лет государством признавался статус Пошева Д.А. как ветерана боевых действий и его право на получение соответствующих выплат, данных о его недобросовестности при приобретении статуса ветерана боевых действий не имеется.
Представитель ответчика МВД по Республике Ингушетия исковые требования Пошева Д.А. в суде не признал.
МВД по Республике Ингушетия предъявило встречный иск к Пошеву Д.А. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и о возложении на Пошева Д.А. обязанности сдать этот документ, указав в обоснование иска на то, что документальное подтверждение факта участия Пошева Д.А. в боевых действиях отсутствует, при этом сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий не относятся, само по себе нахождение Пошева Д.А. в зоне вооружённого конфликта на приграничной территории к Чеченской Республике не означает фактическое его участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Представитель истца встречные исковые требования в суде не признал.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2018 г. исковые требования Пошева Д.А. удовлетворены частично. Признано недействительным решение комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий Пошева Д.А. и прекращении ему ежемесячной денежной выплаты, как ветерану боевых действий. На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность в течение трёх рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу отменить решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий Пошева Д.А. и возобновить осуществление Пошеву Д.А. ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. В удовлетворении встречного искового заявления МВД по Республике Ингушетия отказано. С МВД по Республике Ингушетия в пользу Пошева Д.А. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 января 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителей МВД по Республике Ингушетия ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены названных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 2 августа 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 30 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Пошев Д.А., представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по Республике Ингушетия, явившегося в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Пошев Д.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия, имел специальное звание капитана милиции.
Вступившими в законную силу решениями Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 6 октября 2004 г. и Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 6 мая 2006 г. с МВД по Республике Ингушетия в пользу Пошева Д.А. взысканы компенсации, предоставляемые сотрудникам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, а также произведён зачет в выслугу лет в льготном исчислении периодов фактического выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта.
13 января 2006 г. комиссией МВД по Республике Ингушетия Пошеву Д.А. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии ... N ..., дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
22 марта 2016 г. в МВД по Республике Ингушетия поступило письмо начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 21 марта 2016 г., согласно которому в феврале 2008 г. сотрудниками МВД России в МВД по Республике Ингушетия была проведена проверка правомерности признания сотрудников и пенсионеров МВД по Республике Ингушетия ветеранами боевых действий, а также обоснованности зачёта в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении периода их участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г. В ходе проведённой проверки в МВД по Республике Ингушетия были выявлены лица, которым удостоверения ветерана боевых действий выданы без законных оснований.
Письмом заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 1 августа 2016 г. на имя министра внутренних дел по Республике Ингушетия сообщалось, что Департаментом государственной службы и кадров МВД России при рассмотрении обращения ГУ МВД России по г. Москве по вопросу применения решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. и правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий Евлоеву М.М. было выявлено, что до февраля 2008 г. МВД по Республике Ингушетия названное решение использовалось как судебное прецедентное решение в отношении неопределенного круга лиц. Однако в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся, решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. вынесено в отношении определённого круга лиц и не подлежит применению как прецедентное решение. В письме содержалась также просьба о проведении проверки наличия оснований для выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия.
Письмом управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 7 декабря 2016 г. Пошеву Д.А. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Пошеву Д.А. ошибочно, без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования Пошева Д.А. о признании незаконным (недействительным) решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обязании устранить допущенные нарушения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России (приложение к приказу МВД России от 7 мая 2004 г. N 282), исходил из того, что указанные нормативные правовые акты не содержат установленного порядка повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения, не уполномочивают МВД по Республике Ингушетия признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.
По мнению суда первой инстанции, принятие государственным органом решения о присвоении гражданину определённого социального статуса влечёт за собой приобретение последним права на получение льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, при этом вопрос о лишении гражданина льгот может быть рассмотрен этим же органом при условии, что закон предоставил ему соответствующие полномочия. Такими полномочиями комиссия МВД по Республике Ингушетия наделена не была.
Суд первой инстанции также полагал, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц. Поскольку такого решения в отношении Пошева Д.А. не принималось, он имеет право на получение предусмотренных законом выплат на основании выданного ему удостоверения ветерана боевых действий.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия, суд первой инстанции указал, что при получении удостоверения ветерана боевых действий право Пошева Д.А. фактически было признано государством в лице МВД по Республике Ингушетия и реализовано, истец получал выплаты и льготы, предусмотренные действующим законодательством, и МВД по Республике Ингушетия на протяжении длительного периода с 2006 по 2016 годы не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действии, при этом недобросовестности со стороны Пошева Д.А. при получении удостоверения ветерана боевых действий не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно подпунктам 1-5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьёй 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьёй 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" МВД России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Данная инструкция, как указано в её пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Из приведённых нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно, его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий со ссылкой на незаконность приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501.
Суждение суда первой инстанции о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Пошеву Д.А., и, как следствие, прекращение ежемесячной денежной выплаты Пошеву Д.А. как ветерану боевых действий могли быть приняты только судом по заявлению заинтересованных лиц, противоречит приведённому правовому регулированию спорных отношений.
При таких обстоятельствах нельзя признать основанной на законе и ссылку судов первой и апелляционной инстанций в обоснование отказа в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным выданного Пошеву Д.А. удостоверения ветерана боевых действий и об обязании сдать данный документ, на то, что МВД по Республике Ингушетия ранее признало за Пошевым Д.А. права на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий бессрочно и на протяжении длительного периода (с 2006 по 2016 годы) не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Пошева Д.А. о признании незаконным (недействительным) решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обязании устранить допущенные нарушения, так и для разрешения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Пошеву Д.А. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и об обязании сдать данный документ являлось установление судом обстоятельств наличия у Пошева Д.А. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Пошеву Д.А. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Пошеву Д.А. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Пошеву Д.А. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций о частичном удовлетворении иска Пошева Д.А. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия являются неправомерными.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить исковые требования Пошева Д.А. о признании незаконным (недействительным) решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обязании устранить допущенные нарушения и встречные исковые требования МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным выданного Пошеву Д.А. удостоверения ветерана боевых действий и об обязании сдать данный документ в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 января 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 26-КГ18-57
Текст определения официально опубликован не был