Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 декабря 2018 г. N 03-04-05/91736
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложением о внесении изменений в статью 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса установлено, что стандартный налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.
Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, стандартный налоговый вычет на детей, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2-6 статьи 219 Кодекса (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 данной статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период (пункт 2 статьи 219 Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами 2-6 статьи 219" имеется в виду "подпунктами 2-6 пункта 1 статьи 219"
Таким образом, стандартные и социальные налоговые вычеты представляют собой своеобразную форму участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц, в том числе имеющих на своем обеспечении детей.
Необходимо учитывать, что увеличение предельных размеров указанных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц повлечет соответствующий рост выпадающих доходов региональных, муниципальных (городских) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с необходимостью возврата налога на доходы физических лиц.
Согласно положениям статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства. Кодекс предусматривает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (пункт 2 статьи 3 Кодекса).
Вместе с тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27.04.2001 N 7-П, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Приведенная правовая позиция, имеющая общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход для различных категорий субъектов налогообложения.
Так, механизм стандартного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщикам, имеющим на обеспечении детей, предусматривает уменьшение величины налоговой базы в установленных размерах при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысил 350 000 рублей.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.