Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НПКО Элект" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку сигнальной громкоговорящей установки для оперативно-служебного транспорта (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003418000067) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требования к ширине световой панели, входящей в состав системы сигнальной громкоговорящей установки в рамках исполнения контракта товара, которому соответствует продукция только одного производителя, а именно ООО "ПК Элина";
2. Заказчик при описании объекта закупки неправомерно установил требования к наименованию показателей;
3. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно - представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 999,93 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.11.2018;
6) дата проведения Аукциона - 19.11.2018;
7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования к ширине световой панели, входящей в состав системы сигнальной громкоговорящей установки в рамках исполнения контракта товара, которому соответствует продукция только одного производителя, а именно ООО "ПК Элина".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Приложением 1 "Техническое задание на закупку СГУ" к документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены в том числе следующие характеристики к габаритам световой панели: "ширина (мм.) - не менее 300, не более 330".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что объект закупки сформирован в соответствии с потребностью Заказчика, а также представили ответы на официальные запросы, направленные Заказчиком при формировании объекта закупки и начальной (максимальной) цены контракта, в соответствии с которыми продукция организаций производителей ООО "Связь индустрия", ООО "Вспышка", ООО "Бриз" соответствует совокупности требований Технического задания документации об Аукционе, в том числе, в части требований установленных к габаритам световой панели.
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, а также, что на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют сведения о том, что указанные в жалобе Заявителя технические требования к поставляемым в рамках исполнения контракта товарам могут повлечь ограничения количество участников закупки, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего при описании объекта закупки требования к наименованию показателей.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к наименованию показателей: "Светоакустический блок", "Силовой блок", "Световая панель (СП)", "Габариты СП", "Рама СП", "Корпус силового блока", "Микрофон-манипулятор".
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что данные наименования не являются показателями товара, не влияют на технические характеристики, и являются комплектностью поставки.
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно - представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС в ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе Заказчиком размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 01.11.2018 N РД1, содержащие, в том числе, следующее: "Вопрос: При установлении требований к товару в Приложении 1 используются следующие наименования показателей: Светоакустический блок; Силовой блок; Световая панель (СП); Габариты СП; Рама СП; Корпус силового блока; Микрофон-манипулятор. Возможно ли при подаче заявки на участие в аукционе использование следующих наименований показателей? Светоакустическая панель; Блок управления; Светоакустическая панель (САП); Габариты САП; Рама САП; Корпус блока управления; Микрофон. Указанные наименования используются в технической документации одного из производителей сигнальных громкоговорящих установок и применяются для описания аналогичных изделий.
Ответ: В связи с наличием нескольких предприятий изготовителей данной продукции на территории РФ и отсутствием единых обозначений составных частей и элементов СГУ, участникам закупки в своих предложениях допускается использовать другие наименования составных частей при условии, что они выполняют те же функции и соответствуют техническим параметрам, указанным в документации об аукционе".
Изучив указанные разъяснения положений документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные разъяснения не изменяют суть документации об Аукционе и не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС в ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе Заказчиком размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 09.11.2018 N РД3, содержащие, в том числе, следующее: "Вопрос: В технической документации указанно: СП обеспечивает - не менее 4 (четырех) световых режимов: "3600 вперед-назад", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "1800 вперед", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "1800 назад", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "Вращение одного светового луча" по периметру СП, частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц. Данные показатели указаны не верно. Просим внести изменение в техническую часть в новой редакции: СП обеспечивает - 4 (четыре) световых режима: "360° вперед-назад", частота - в диапазоне 2-4 Гц; "180° вперед", частота - в диапазоне 2-4 Гц; "180° назад", частота - в диапазоне 2- 4 Гц; "Вращение одного светового луча" по периметру СП, частота - в диапазоне 2-4 Гц."
Ответ: В связи с технической ошибкой абзац "СП обеспечивает - не менее 4 (четырех) световых режимов: "3600 вперед-назад", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "1800 вперед", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "1800 назад", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц. "Вращение одного светового луча" по периметру СП, частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц." считать "СП обеспечивает - не менее 4 (четырех) световых режимов: "360° вперед-назад", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "180° вперед", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "180° назад", частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц; "Вращение одного светового луча" по периметру СП, частота - в диапазоне не менее 2, не более 4 Гц.". Также по данному вопросу, указанному в запросе вариант предоставления сведений о предлагаемом к поставке товаре, является равнозначным условиям, требуемым в техническом задании аукционной документации".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе, что не соответствует части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Аукциона не отклонялись.
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 2.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик оплачивает поставку Товара в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Акта приема продукции (Приложение N 6 к настоящему Контракту)".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок и порядок оплаты оказания услуг, нарушают часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта указанное условие отсутствует.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в проекте государственного контракта документации о Конкурсе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "НПКО Элект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30, пункта 2 части 13 статьи 34, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 22.11.2018 по делу N 18/44/105/1767 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2018 г. N 18/44/105/1767 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был