Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу РОО ОО "Стопкартель" на действия Комитета по развитию транспортной системы города Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу города Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Полная замена эскалаторов с частичной заменой конструкций наклонного хода и вестибюля станции "Технологический институт-1" для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения - 0172200002518000154) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно выбравших способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 22.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 142 626 328,39 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 13.12.2018;
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлено, что, в случае выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн рублей, заказчик вправе осуществлять определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены условия отнесения объектов к категории особо опасных, технически сложных и уникальных, при этом пунктом 8 части 1 указанной статьи установлено, что объект "метрополитен" является особо опасным и технически сложным объектом.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в рамках исполнения контракта осуществляется реконструкция объектов станции метрополитена "Технологический институт-1" города Санкт-Петербурга, при этом осуществляются, в том числе, работы по реконструкции вестибюля, наклонного хода, демонтаж существующего эскалатора и монтаж эскалатора типа КТП-V.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что, в связи с тем, что объект закупки относится к особо опасным и технически сложным объектам в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства N 99, Заказчиком, Уполномоченным органом выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ осуществления закупки путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Вместе с тем, частью 2 статьи 84 Закона о контрактной системе установлено, что в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также, осуществления закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, закупка осуществляется путем закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, в том числе не размещены сводный сметный расчет, сведения об архитектурных и технологических решениях, что, как пояснил представитель Заказчика, обусловлено тем, что ряд томов проектной документации имеют гриф "ДСП" и гриф "С" (секретно), в связи с чем, указанные материалы не могут быть размещены в открытом доступе, поскольку содержат сведения, составляющие государственную тайну.
Вместе с тем, учитывая, что в Конкурсной и проектной документации содержатся, в том числе, сведения, составляющие государственную тайну, в связи с чем, проектная документация, позволяющая определить объем работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, не размещена в ЕИС в полном объеме, Комиссия приходит к выводу о том, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении объекта закупки необходимо осуществлять закрытым способом с учетом положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, что является нарушением части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу РОО ОО "Стопкартель" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.11.2018 по делу N 18/44/105/1794 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2018 г. N 18/44/105/1794 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был