Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Норд Вест Хаус" (далее - Заявитель) на действия Службы капитального строительства Республики Крым (далее - Заказчик), Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на право заключение государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма, Республика Крым" (номер извещения - 0175200000418000643) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлены лимиты финансирования исполнения контракта в 2018 году;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений (далее - Порядок оценки) по показателю "Наличие у участника запроса предложений в электронной форме опыта выполнения работ (оказания услуг) сопоставимых по характеру и объему с предметом запроса предложений в электронной форме" (далее - Показатель N 1) в рамках критерия "Квалификация участника запроса предложений" (далее - Критерий N 2);
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
Представитель Заказчика в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего рассмотрения довода жалобы Комиссией 22.11.2018 объявлен перерыв в рассмотрении жалобы, заседание продолжилось 27.11.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 557 410 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 26.11.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений - 27.11.2018;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлены лимиты финансирования исполнения контракта в 2018 году.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Пунктом 16 информационной карты документации о проведении Запроса предложений установлено, что источником финансирования строительства объекта является бюджет Республики Крым (субсидии из федерального бюджета 2018-2020 годах бюджету Республики Крым в целях софинансирования расходных обязательств Республики Крым по реализации перечня мероприятий (объектов) федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2018 N 1059 в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года" внесены изменения, в том числе, в части объемов финансирования выполнения работ по объекту, в отношении которого осуществляется определение подрядчика по результатам проведения Запроса предложений, в соответствии с которыми, лимиты финансирования выполнения работ составляют 125,63 миллионов рублей.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 16.11.2018, при этом в пункте 2.2 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, что объем финансирования выполнения работ по контракту в 2018 году составляет 2,696 миллиарда рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, предусматривающим заключение государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, контракт по итогам проведения Запроса предложений не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных документацией о проведении Запроса предложений, а именно в связи отсутствием финансирования выполнения работ по контракту в 2018 году в объеме, указанном в документации о проведении Запроса предложений, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений установлен ненадлежащий Порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 2.
Пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что документация о проведении запроса предложений в электронной форме должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В документации о проведении Запроса предложений установлен следующий Порядок оценки:
1. Цена контракта - значимость критерия: 60%;
2. Критерий N 2 - значимость критерия: 40%.
В рамках Критерия N 2 оценке подлежат сведения о наличии у участника закупка опыта выполнения соответствующих работ, что подтверждается контрактами (гражданско-правовыми договорами), которые заключены и исполнены в периоде не ранее 3 (трех) календарных лет до даты объявления настоящего запроса предложений в электронной форме. При этом цена такого контракта (гражданско-правового договора) должна быть не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится Запрос предложений. При этом, подтверждением наличия у участника закупки опыта по строительству объектов капитального строительства являются копия исполненного контракта (гражданско-правового договора) со всеми приложениями и изменениями; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость заключенного и исполненного контракта (гражданско-правового договора); копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при его наличии у участника запроса предложений в электронной форме).
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что Порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 2 не противоречит положениям Правил и Закона о контрактной системе, установлен с целью выявления лучших условий исполнения контракта и не ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Пунктом 9 раздела II.VII документации о проведении Запроса предложений и пунктом 4.2.11 проекта контракта документации об Аукционе установлен перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570, который включает в себя 34 соответствующих вида работ, предусмотренных Постановлением Правительства N 570.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что вышеуказанные положения документации о проведении Запроса предложений установлены в связи с тем, что объектом закупки является одновременно выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, в связи с чем, определить конкретные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570 возможно исключительно по окончании выполнения проектно-изыскательских работ.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается, в том числе, обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта документации о проведении Запроса предложений не содержит условий, предусмотренных частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что, в свою очередь, не соответствует части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 3.1 документации о проведении Запроса предложений установлено, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи.
Вместе с тем, учитывая, что положения об антидемпинговых мер, установленные Законом о контрактной системе, применяются исключительно в случае проведении конкурса или аукциона, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения документации о проведении Запроса предложений установлены в нарушение положений части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Норд Вест Хаус" обоснованной в части установления в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом положений о лимитах финансирования исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта части 13 статьи 34, части 1 статьи 37, части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.11.2018 по делу N 18/44/105/1796 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.