Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МАКИРА" (далее - Заявитель) на действия Департамента городского хозяйства администрации г. Евпатории Республики Крым (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым Этап II, лот 2 (номер извещения 0875300011318000049) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика в письменных возражениях согласились с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 132 849 350 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.11.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) во время проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника закупки, снижение составило 6%.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе, пунктом 5.2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен размер аванса - 22,06 % от цены государственного контракта.
При этом, пунктом 3 раздела "Условия финансового обеспечения" информационной карты документации об Аукционе, пунктом 7.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет - 10 % от цены государственного контракта.
Представители Заказчика в письменных возражениях сообщили, что при составлении документации об Аукционе, проекта государственного контракта документации об Аукционе допущена техническая ошибка в отношении размера обеспечения исполнения контракта и что размер обеспечения исполнения контракта составляет - 22,06 % от цены государственного контракта.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего размер обеспечения исполнения контракта нарушают часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 раздела "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении 1 Раздела IV. "Техническое задание" настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии)".
Вместе с тем, согласно положениям документации об Аукционе участникам закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели товаров, которые в техническом задании документации об Аукционе установлены в виде графических изображений информации, например: "Фундаментный блок", без обозначения физических величин, без указания наименований характеристик, что затрудняет поиск и определение формы предоставления информации с учетом положений инструкции по заполнению заявок, а также вводит участников закупки в заблуждение и препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в Аукционе, в связи с чем ограничивает количество участников закупки.
Также, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товарам "Раствор цементный" установлено требование "Марка по подвижности от Пк1 до Пк3. Раствор должен соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98"; "Раствор цементный" установлено требование "Марка по подвижности от Пк2 до Пк4. Раствор должен соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98".
Согласно разделу 5 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" растворные смеси и растворы принимают партиями путем проведения приемосдаточного и периодического контроля; подвижность и среднюю плотность растворной смеси в каждой партии контролируют не реже одного раза в смену у изготовителя после выгрузки смеси из смесителя.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанным основаниям не отклонены.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В техническом задании документации об Аукционе к товару "Камни бортовые" установлены, в том числе, следующие характеристики товара: "(БР 100.30.18. и БР 100.20.8.) Камни должны быть прямые, рядовые. Бетон камней должен иметь класс по прочности на сжатие не менее В30. Должны соответствовать ГОСТ 6665-91".
При этом, согласно таблице 1 ГОСТ 6665-91 марка камней БР 100.20.8. соответствует классу по прочности на сжатие В22,5.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования, не позволяют участникам закупки указать значения, одновременно удовлетворяющие требования документации об Аукционе и ГОСТ 6665-91.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанному основанию не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МАКИРА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 29.11.2018 N 18/44/105/1838 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.