Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова о мерах Правительства Российской Федерации по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Приоритеты, намеченные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, и задачи, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", легли в основу национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Программа).
В состав Программы входят шесть федеральных проектов, в которых комплексно взаимоувязаны задачи в сферах нормативного регулирования цифровой среды, создания информационной инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, поддержки цифровых технологий на основе отечественных разработок, а также цифрового государственного управления. Определены цели, задачи и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации. Ключевые параметры Программы утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрен общий объем финансирования Программы в размере 409,6 млрд рублей, в том числе в 2019 году - 108 млрд рублей. Основными источниками финансирования развития цифровой экономики являются внебюджетные средства и частные инвестиции.
Эффективная реализация Программы будет способствовать обеспечению качественного и устойчивого экономического роста Российской Федерации, в том числе ускоренного перехода экономики на новый технологический уклад, созданию новых индустрий и рынков, развитию трудовых ресурсов, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.
В настоящее время осуществление Программы связано с разработкой законодательных актов, направленных на снятие административных барьеров развития цифровой экономики, созданием системы правового регулирования для реализации проектов по цифровизации экономики и социальной сферы. Одновременно разрабатываются проекты нормативных правовых актов, направленных на формирование новой эффективной системы управления изменениями в сфере цифровой экономики. По мере решения первоочередных задач и общесистемных вопросов формирования единой цифровой среды доверия перечень мероприятий будет расширяться, в том числе применительно к другим отраслям федерального законодательства.
Важными задачами цифровизации экономики Российской Федерации являются формирование согласованной политики в этой сфере и гармонизация ее нормативно-правового регулирования на пространстве Евразийского экономического союза.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что цифровизация национальной экономики обладает большим потенциалом для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Для достижения определенных Программой задач в субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные программы развития цифровой экономики с учетом их экономической специализации, конкурентных преимуществ, территориального размещения наукоемких производств и перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации эффективно взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организационного и финансового обеспечения федеральных проектов и региональных программ развития цифровой экономики.
Совместно с субъектами Российской Федерации осуществляются мероприятия по устранению цифрового неравенства регионов путем создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех территорий Российской Федерации. Продолжается формирование единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения, а также создание современной и безопасной цифровой образовательной среды.
В то же время Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает отставание в создании системы правового регулирования для реализации проектов по цифровизации экономики и социальной сферы.
В целях конструктивного взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по законодательному обеспечению реализации Программы создан Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации).
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова о мерах Правительства Российской Федерации по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:
N 419059-7 "О цифровых финансовых активах";
N 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ";
N 514780-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации";
N 605945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить не позднее 30 декабря 2018 года рассмотрение и утверждение Программы, направленной на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203;
2) обеспечить взаимоувязанность Программы и национального проекта "Здравоохранение", федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" и федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в части синхронизации подключения социально значимых объектов инфраструктуры к широкополосному доступу информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формирования инфраструктуры и сервисов для граждан до 1 января 2021 года;
3) создать центр компетенций цифровой трансформации здравоохранения для обеспечения методической поддержки и координации реализации мероприятий по внедрению информационных технологий в сферу здравоохранения;
4) уточнить необходимый объем финансирования и разработать механизмы участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации мероприятий Программы для достижения ее целей и целевых показателей, в том числе в сфере цифровизации городского хозяйства, до 1 октября 2019 года;
5) разработать формы поддержки региональных проектов цифрового развития, обеспечивающих распространение лучших практик и механизмов их реализации, предусмотрев создание и ведение информационного банка оптимальных российских решений цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации;
6) определить технологические приоритеты по направлениям "сквозных" цифровых технологий в каждом субъекте Российской Федерации;
7) проработать вопрос развития информационной телекоммуникационной инфраструктуры связи в Арктической зоне Российской Федерации преимущественно на основе отечественных технологий и разработок;
8) рассмотреть вопрос обеспечения стабильной спутниковой связи по доступным тарифам в арктических и северных территориях Дальневосточного федерального округа;
9) разработать план применения отечественного электронного и телекоммуникационного оборудования при создании сетей связи в рамках Программы;
10) предложить комплекс мер по стимулированию закупки (использования) электронного и телекоммуникационного оборудования отечественного производства, включающих в том числе инструменты таможенно-тарифного регулирования;
11) обеспечить разработку пилотного проекта по созданию системы цифровых сервисов на базе электронного и телекоммуникационного оборудования преимущественно отечественного производства в одном из субъектов Российской Федерации;
12) рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований субъектам Российской Федерации на софинансирование мер финансовой поддержки в целях реализации Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" исходя из обоснований, представленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
13) рассмотреть предложение Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации о применении рейтинга цифрового развития субъектов Российской Федерации и на его основе разработать комплекс мер по применению указанного рейтинга;
14) предоставить членам Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации доступ к ресурсам создаваемой электронной системы информационного взаимодействия участников Программы;
15) предложить автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика" включить в состав рабочих групп по федеральным проектам Программы членов Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации;
16) разработать нормативные правовые акты, направленные на расширение перечня данных, хранение которых обязательно на территории Российской Федерации;
17) подготовить предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:
освобождения организаций, являющихся производителями телекоммуникационного оборудования, которому в установленном порядке присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, от уплаты налога на добавленную стоимость;
включения организаций, являющихся производителями телекоммуникационного оборудования, которому в установленном порядке присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, в число плательщиков, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
18) рассмотреть вопрос о возможности предоставления льгот по уплате налога на прибыль организаций и установления пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа с учетом расчетов, приведенных в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона N 388996-7 "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
19) ускорить подготовку официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона N 605945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации";
20) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение удаленного доступа к документам электронного архива;
21) рассмотреть возможность подготовки проектов федеральных законов, направленных на создание и функционирование государственной электронной почтовой системы, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти, организаций и населения;
22) рассмотреть возможность информирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах выполнения Программы.
4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
1) расширить практику применения механизма "регулятивных песочниц" на территориях субъектов Российской Федерации для технологического и организационного тестирования цифровых технологий и платформенных решений;
2) проработать вопрос о возможности формирования универсального перечня государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в электронном виде.
5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации завершить распределение целевых показателей федеральных проектов Программы по каждому субъекту Российской Федерации, учитывая текущее состояние информационной инфраструктуры и социально-экономические показатели.
6. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации обеспечить подключение информационных систем в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации к единой государственной информационной системе здравоохранения в рамках федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".
7. Поручить Счетной палате Российской Федерации проводить ежегодно контрольное мероприятие в части целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы.
8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) привести стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Программой, обеспечив согласование по составу и значениям целевых показателей;
2) обеспечить разработку и (или) корректировку нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий по подключению социально значимых объектов инфраструктуры к сетям связи на объектах региональной и муниципальной собственности;
3) обеспечить реализацию региональных планов мероприятий ("дорожных карт") в части развития единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе по внедрению информационных систем и технологий в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также по подключению их к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации и единой государственной информационной системе здравоохранения;
4) продолжить реализацию мероприятий по внедрению телемедицинских технологий в клиническую практику, в том числе с использованием в дальнейшем федеральной телемедицинской системы Министерства здравоохранения Российской Федерации;
5) подготовить обоснования для выделения бюджетных ассигнований на софинансирование мер финансовой поддержки в целях реализации Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" и направить их в Правительство Российской Федерации;
6) обеспечить своевременную разработку, утверждение и реализацию проектов "Умный город";
7) обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, участвующих в реализации Программы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, по программам обучения ключевым компетенциям цифровой экономики, в том числе обеспечить участие в программах подготовки управленческих кадров для цифровизации экономики и социальной сферы;
8) обеспечить создание центров обучения компетенциям цифровой экономики в субъектах Российской Федерации, в том числе для реализации государственной системы стимулирующих выплат (индивидуальных цифровых ваучеров от государства) на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики.
9. Поручить Совету по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) проводить мониторинг реализации мероприятий по цифровизации здравоохранения и образования в субъектах Российской Федерации;
2) рассмотреть вопрос о ходе законодательного обеспечения развития цифровой экономики с учетом запланированных Правительством Российской Федерации сроков подготовки и внесения соответствующих проектов федеральных законов;
3) изучить опыт работы государств - членов Евразийского экономического союза по совершенствованию национальных законодательств в сфере цифровой экономики, а также опыт Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств по гармонизации национальных законодательств в указанной сфере.
10. Комитетам Совета Федерации обеспечивать приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов в целях создания единой взаимоувязанной системы законодательного обеспечения развития цифровой экономики Российской Федерации.
11. Комитету Совета Федерации по экономической политике:
1) обеспечить в январе 2019 года проведение открытого диалога с Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам цифровизации экономики и социальной сферы;
2) подготовить и провести парламентские слушания о совершенствовании федерального законодательства в части создания единой взаимоувязанной системы правового обеспечения развития цифровой экономики Российской Федерации;
3) рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство в части расширения использования простой электронной подписи при подаче заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) с учетом необходимости обеспечения информационной безопасности взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
12. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
13. Комитету Совета Федерации по экономической политике информировать палату в период весенних и осенних сессий 2019 и 2020 годов о ходе реализации настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
21 декабря 2018 г.
N 685-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2018 г. N 685-СФ "О мерах Правительства Российской Федерации по реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу с 21 декабря 2018 г.
Текст постановления официально опубликован не был