Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу РОО ОО "СТОПкартель" (далее - Заявитель) на действия Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - Заказчик), Главного управления контрактной системы Омской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Омской области и сооружений на них (Реестровый номер "18.34.0811") (номер извещения 0152200004718001492) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не исполнившего надлежащим образом предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России от 20.11.2018 по делу N 18/44/105/1735.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 900 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.12.2018.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель 16.11.2018 обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона в связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по содержанию автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и ледяных переправ, расположенных в разных районах Омской области, что ограничивает количество участников закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев 20.11.2018 жалобу Заявителя, признала указанную жалобу обоснованной, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 20.11.2018 по делу N 18/44/105/1735, принятого по итогам рассмотрения жалобы Заявителя, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание от 20.11.2018 по делу N 18/44/105/1735 об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе (далее - Предписание) путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
Срок исполнения указанного Предписания - 04.12.2018.
Из мотивировочной части решения от 20.11.2018 по делу N 18/44/105/1735 следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом осуществлено объединение в один предмет закупки работ по содержанию автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и ледовых переправ, расположенных в разных районах Омской области не связанных между собой технологической и функциональной связью, что в совокупности приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников закупок.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком, Уполномоченным органом 27.11.2018 внесены изменения в документацию об Аукционе.
Вместе с тем, согласно приложениям государственному контракту, размещенным в редакции от 27.11.2018, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по содержанию региональных и межмуниципальных дорог в количестве около 650 объектов, протяженностью более 10 тыс. км; работы по содержанию искусственных дорожных сооружений в количестве 149 объектов, протяженностью около 7800 п.м.; работы по содержанию ледовых переправ в количестве 9 объектов, расположенных в разных районах Омской области.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом не устранено нарушение Закона о контрактной системе в части формирования Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки путем объединения в один лот выполнения работ по содержанию региональных и межмуниципальных дорог в количестве около 650 объектов, протяженностью более 10 тыс. км; работы по содержанию искусственных дорожных сооружений в количестве 149 объектов, протяженностью около 7800 п.м.; работы по содержанию ледовых переправ в количестве 9 объектов, расположенных в разных районах Омской области, что в совокупности приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчиком, Уполномоченным органом не представлено доказательств, подтверждающих, что все автомобильные дороги, искусственные дорожные сооружения, ледовые переправы, содержание которых необходимо произвести в рамках исполнения контракта, имеют общие границы и неразрывно связаны между собой, а также, что оказание всего перечня услуг и работ по объекту закупки выполнимо исключительно в рамках единого технологического процесса.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не исполнивших Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также установивших в документации об Аукционе требования, способствующие ограничению количества участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу РОО ОО "СТОПкартель" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы дела от 07.12.2018 N 18/44/105/1927 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.