Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ПАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик), Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи для нужд ЦА Росреестра (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100010918000091) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Код ОКПД, указанный Заказчиком в документации об Аукционе не соответствует объекту закупки;
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в один объект закупки объединены услуги функционально не связанные по видам деятельности и не содержится обоснования дополнительных требований к объекту закупки;
3. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам Аукциона;
4. Заказчиком неправомерно установлен порядок проведения Аукциона, путем снижения начальной (максимальной) цены контракта;
5. Заказчиком неправомерно установлены антидемпинговые меры;
6. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок обеспечение заявок на участие в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 30.11.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 04.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 552 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 06.12.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Код ОКПД, указанный Заказчиком в документации об Аукционе не соответствует объекту закупки.
Согласно пункту 3 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: идентификационный код закупки, а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 Закона о контрактной системе указание на соответствующую часть статьи 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой осуществляется закупка.
Согласно документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг подвижной радиотелефонной связи для нужд ЦА Росреестра, при этом в извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлен код ОКПД2 61.10.11.120 "Услуги по предоставлению местных соединений".
Из пояснения Заказчика следует, что услуги по предоставлению местных соединений, включают, в том числе услуги подвижной радиотелефонной связи. При этом детализированный перечень оказываемых услуг установлен в Техническом задании документации об Аукционе, который относится исключительно к услугам подвижной радиотелефонной связи.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что установленный Заказчиком в извещении о проведении Аукциона код ОКПД2 нарушает права и законные интересы Заявителя, а так ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, указанный довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в один объект закупки объединены услуги функционально не связанные по видам деятельности и не содержится обоснования дополнительных требований к объекту закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1.1 Технического задания документации об Аукционе, в ходе исполнения государственного контракта Заказчику требуется предоставить услуги подвижной радиотелефонной связи для нужд центрального аппарата Росреестра. Вместе с тем пунктом 3.6 Технического задания документации об Аукционе установлено, что исполнитель по государственному контракту при предоставлении услуги подвижной радиотелефонной связи должен обеспечить в том числе возможность местной и внутризоновой телефонной связи, междугородной и международной связи, а также согласно пункту 3.8 Технического задания документации об Аукционе, исполнитель государственного контракта в рамках исполнений требований к услугам подвижной радиотелефонной связи используемой в качестве транспортной среды для функционирования конфиденциальной сотовой связи, в том числе, должен обеспечить функционирование ССТ Заказчика в режиме шифрованной связи.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что вышеуказанные услуги имеют функциональную и технологическую связь, составляют единый комплекс услуг и являются потребностью Заказчика в достижении единой конечной цели при использовании подвижной радиотелефонной связи.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не установил требования к наличию у участников закупки следующих видов лицензий: "услуги местной телефонной связи", "услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа", "услуги внутризоновой телефонной связи", "услуг междугородной и международной телефонной связи".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно Техническому заданию документации об Аукционе, в рамках исполнения государственного контракта предоставление услуг, требующих наличие вышеперечисленных лицензий не установлено.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен порядок проведения Аукциона, путем снижения начальной (максимальной) цены контракта.
По мнению Заявителя, данная закупка осуществляется Заказчиком путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, вместе с тем Заказчиком не установлен объем оказания услуг, а документацией об Аукционе предусмотрено проведение закупки путем снижения начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 4 "Начальная (максимальная) цена контракта" Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 522 000 (Десять миллионов пятьсот двадцать две тысячи) рублей 00 копеек;
Начальная (максимальная) цена единицы услуги составляет 13 065 (Тринадцать тысяч шестьдесят пять) рублей 07 копеек" начальная (максимальная) цена единицы услуги".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что поскольку объектом закупки являются услуги подвижной радиотелефонной связи для нужд центрального аппарата Росреестра, Заказчику не представляется возможным определить объем оказываемых услуг, в связи с чем, проведение Аукциона осуществляется путем снижения начальной (максимальной) цены единицы услуги в соответствии с положениями статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены антидемпинговые меры.
В соответствии с положениями статьи 37 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, к такому участнику закупки применяются антидемпинговые меры.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Вместе с тем пунктом 12 "Антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона" информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Если при проведении электронного аукциона Участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 14 настоящей Информационной карты, или информации, подтверждающей добросовестность Участника электронного аукциона на дату подачи заявки в соответствии с пунктом 2.1.14.3 Раздела 2 настоящей документации об электронном аукционе".
Между тем, поскольку Аукцион проводится Заказчиком путем снижения начальная (максимальная) цена единицы услуги, начальная (максимальная) цена контракта остается не изменой и не может уменьшиться в результате проведения Аукциона, в связи с чем антидемпинговые меры при проведении закупок в соответствии со статье 42 Закона о контрактной системе не применяются.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены антидемпинговые меры.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок обеспечение заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Согласно части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В извещении о проведении Аукциона установлено, что порядок внесения и возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе определяется в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пунктом 13 "Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее: "Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может быть предоставлено Участником электронного аукциона только путем внесения в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником электронного аукциона".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, неправомерно установил возможность внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки в виде банковской гарантии.
Таким образом, действия Заказчика, установившего возможность внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки в виде банковской гарантии, без учета положений части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников Аукциона и сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы, не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "Вымпел-Коммуникации" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе антидемпинговых мер, а также предоставление обеспечения заявки в виде банковской гарантии.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.12.2018 N 18/44/105/1896 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 декабря 2018 г. N 18/44/105/1896 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был