Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Капитал строй" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства культуры Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию и комплексному обслуживанию здания Минкультуры России по адресу: г. Москва, М. Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100007718000354) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным определить объем товара, подлежащего поставке при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта;
2. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 19.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 21 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.12.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным определить объем товара, подлежащего поставке при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Инструкции "Сведения о конкретных показателях используемого товара предоставляются в первой части заявки на основе максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значений показателей товара, не подлежащих изменению, которые представлены в Приложении N 1 к Техническому заданию (далее также - "Перечень товаров") документации об аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в форме таблицы установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта.
При этом, согласно доводу Заявителя, в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе не указана информация о необходимом количестве товаров, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в техническом задании документации об Аукционе представлена информация о характеристиках здания, услуги по обслуживанию которого необходимо оказывать в рамках исполнения государственного контракта, о наименовании инженерных систем и оборудования, об ориентировочных объемах трудовых ресурсов, также установлена спецификация на оборудование, подлежащего эксплуатационно-техническому обслуживанию с указанием количественных характеристик, в связи с чем, согласно пояснениям представителей Заказчика, сведений, установленных в техническом задании документации об Аукционе, достаточно для определения участником закупки объема средств и ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что на основании сведений, установленных в техническом задании документации об Аукционе, не представляется возможным определить объем средств и ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит, в том числе, следующие положения: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой" и перед которым (то есть после наименования показателя) стоит символ "двоеточие", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через "данный символ".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление указанных положений в документации об Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих, что указанные положения Инструкции вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют надлежащему заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно доводу Заявителя, Инструкция не содержит правил указания характеристик товаров, сопровождающихся словосочетаниями "а также", "в том числе".
Вместе с тем, техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым в рамках исполнения государственного контракта: "Лента армированная": "40 и , а также > 48 < 55", "Стартер": "
и
, в том числе
. "Термоманометр аксиальный": "
и
,
и > 63 < 66, а также
и
, 802".
Вместе с тем, Инструкция не содержит правил указания характеристик товаров, сопровождающихся словосочетаниями "а также", "в том числе", что, по мнению Комиссии, препятствует надлежащему заполнению заявки на участие в Аукционе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Согласно доводу Заявителя, Инструкция не содержит правил указания в составе заявки характеристик товаров, сопровождающихся знаком ".".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Эмаль": "Красный и Кремовый, [Бледно-зеленый], [Серо-зеленый], [Светло-бежевый], Фисташковый 388, [Серо-голубой], "Сталь листовая": "500, 530. 550; 600".
Вместе с тем на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти выводу о том, что Инструкция содержит правила, позволяющие определить порядок указания указанных характеристик в составе заявки по указанным позициям.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Реле времени": "от 30 до 40 х < 95 > 90 х > 55 < 60 и > 42 < 45 х > 97 < 100 х > 63 < 65", "Источник бесперебойного питания": "от 310 до 320 х х > 120 < 125, от 325 до 330 х < 225 > 222 x > 127 < 135", "Источник бесперебойного питания": "> 225 < 230 х < 290 > 280 х от 115 до 122".
При этом, согласно доводу Заявителя, по указанным позициям Заказчиком установлены требования к габаритным размерам без указания на то, относится ли требование к характеристикам показателя "длина", "ширина" или "высота" товара.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление в техническом задании документации об Аукционе требования к габаритным размерам указанного товара без указания на то, относится ли требование к характеристикам показателя "длина", "ширина" или "высота" товара, обусловлено потребностью Заказчика о наличии информации об общем объеме товара, без детальной расшифровки на его пространственные измерения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление указанных требований не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, техническим заданием документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к товару "Прокладки сантехнические": "Диаметр: до 18, 20*-25*".
При этом, согласно доводу Заявителя, отсутствие единиц измерения по параметру "Диаметр" не позволяет определить потребность Заказчика, поскольку согласно положениям Инструкции "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения". Таким образом, участник должен представить значение диаметра товара в составе заявки в виде диапазона, при этом, диаметр представляет собой размер товара, который имеет конкретное значение, а не диапазон значений.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании документации об Аукционе допущена техническая ошибка, поэтому по данной позиции не установлены сведения в отношении единиц измерения, а также, что единицы измерения в данном случае - "миллиметр".
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Труба": "Номинальный наружный диаметр - 20 и 25 / 32, 40 и 50", "Труба": "Номинальный наружный диаметр: 63 / 75; 90 / 110".
Согласно Инструкции: "Все остальные слова, символы, союзы и обозначения, не оговоренные настоящей инструкцией и присутствующие в описании показателей (параметрах) товара, не подлежат уточнению и указываются в заданном (исходном) виде".
Символ "/" не оговорен Инструкцией, поэтому указывается в неизменном виде.
При этом, согласно доводу Заявителя, установленные Заказчиком требования к диаметру трубы и номинальному наружному диаметру трубы вводят участников закупки в заблуждение, поскольку у трубы не может быть одновременно диаметр Ду 15 мм и 20 мм (требуемое значение "15/20 мм"). Также у трубы не может быть одновременно номинальный наружный диаметр 63 мм и 75 мм (требуемое значение "63/75 мм").
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что по данным позициям участнику в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить предложение в отношении нескольких труб разных диаметров.
На основании изложенного, а также учитывая положения Инструкции, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным определить потребность Заказчика и надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Капитал строй" обоснованной в части установления документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также установлении ненадлежащим образом требований к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.12.2018 N 18/44/105/1898 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 декабря 2018 г. N 18/44/105/1898 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был