Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Каскад" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный заочный университет" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству ИКЦ и учебных аудиторий для агрономических и технологических специальностей, в том числе по переработке с.х. продукции для ФГБОУ ВО РГАЗУ (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100052718000008) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выданное Комиссией ФАС России от 16.11.2018 по делу N 18/44/105/1730 (далее - Предписание);
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Наличие опыта работы, связанного с предметом закупки" (далее - Показатель "N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации" (далее - Критерий N 1).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 06.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 07.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 15.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 384 699 200 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 07.12.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии ФАС России от 16.11.2018 по делу N 18/44/105/1730 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов 3, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу выдано Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о проведении Запроса предложений в срок до 30.11.2018.
На заседании Комиссии установлено, что на основании Решения, 28.11.2018 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в документацию, указанная информация размещена в ЕИС.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия N 1.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В документации о Запросе предложений установлены следующие критерии оценки заявок:
1) "Цена контракта" - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
В рамках Критерия N 1 установлен, в том числе, Показатель N 2.
При этом, по Показателю N 2 оценивается наличие опыта участника по успешному выполнению работ, лучшим условием является наибольшее значение представленного объема (количество) подтвержденной информации об опыте выполнения работ, сопоставимых предмету запроса предложений.
Согласно извещению, а также документации Запроса предложений, предметом закупки является выполнение работ по строительству ИКЦ и учебных аудиторий для нужд ФГБОУ ВО РГАЗУ.
На основании изложенного, установленный в документации о Запросе предложений порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о Запросе предложений не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащих оценке и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показателю N 2 Критерия N 1, а именно не раскрыто содержание понятия "сопоставимость".
Кроме того, учитывая пояснения представителя Заказчика, а также, что предметом закупки является выполнение строительных работ для нужд ФГБОУ ВО РГАЗУ, Комиссия приходит к выводу, что работами, сопоставимыми предмету Запроса предложений, в соответствии с установленным порядком оценки, являются строительные работы, выполняемые для нужд конкретного заказчика, что, по мнению Комиссии, ограничивает количество участников закупки и противоречит Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решением Комиссии ФАС России от 03.12.2018 по делу N 18/44/105/1871 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом порядка оценки заявок по Показателю N 2 Критерия N 1.
На основании решения Комиссии ФАС России от 03.12.2018 по делу N 18/44/105/1871 Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе в срок до 17.12.2018 путем внесения изменений в документацию о Запросе предложений.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Каскад" обоснованной в части установления в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом порядка оценки заявок по показателю N 2 Критерия N 1.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 03.12.2018 по делу N 18/44/105/1871, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 03.12.2018 по делу N 18/44/105/1871 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2018 г. N 18/44/105/1920 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был