Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Абисцет" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ культуры "Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией ФГБУ культуры "Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по осуществлению комплектования оборудованием строящихся объектов "под ключ" по федеральной целевой программе "Культура России (2014 - 2018 гг.)" (номер извещения 0366100004118000064) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединена в один предмет закупки поставка невзаимосвязанных товаров, что ограничивает количество участников закупки;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют параметры эквивалентности ряда товаров.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 06.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 07.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 482 542 731,01 рубль;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.12.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединена в один предмет закупки поставка невзаимосвязанных товаров, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектов закупки является выполнение работ по осуществлению комплектования оборудованием строящихся объектов "под ключ".
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках объекта закупки необходимо осуществить поставку и монтаж товаров, оборудования на различные объекты по федеральной целевой программе "Культура России (2014 - 2018 гг.)".
Согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках объекта закупки поставляется, в том числе следующие товары, оборудование: "Apple MacBook Pro 13 i5 2.3/8/128Gb Silver Ноутбук (MPXR2RU/A); холодильник бытовой; гриль (жарочная поверхность); фритюрница; пароконвектомат; ванны купальные; соковыжималка цитрусовая; стол обеденный в комплекте с 4-мя стульями; диван мягкий двухместный; компьютер: системный блок, клавиатура, монитор; многофункциональное устройство ф. А4 - принтер, сканер, копир; табурет винтовой каркас металл опора на колесах; бак металлический для воды на 30 л; кресло руководителя поворотное" и другие.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществлено объединение в один предмета закупки вышеуказанных товаров, поскольку вышеуказанные товары образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеет функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представили документов и сведений, подтверждающих, что поставка и монтаж вышеуказанного оборудования необходимо осуществлять исключительно одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968) утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Постановления N 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза и не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 968 установить, что для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в Перечень и не включенные в него.
Вместе с тем, в Перечне содержатся, в том числе следующие товары: код ОКПД2 26.20.16.120 "Принтеры", код ОКПД2 26.20.16.110 "Клавиатура", код ОКПД2 26.20.17.110 "Мониторы, подключаемые к компьютеру".
На заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку и монтаж оборудования, которые содержатся в Перечне, а именно: "компьютер: системный блок, клавиатура, монитор, мышь" и другие, а также товары, которые не включены в Перечень, а именно: "цифровой микшерный пульт; пульт нерегулируемых цепей; модульный блок для аудио-видео-мультимедиа розеток; модуль проходной адаптер" и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации неправомерно установлены виды радиоэлектронной продукции, включенные в Перечень и не включенные в него.
Кроме того, извещение об Аукционе, документация об Аукционе не содержат информацию об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 968.
Также, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 1236 (далее - Порядок), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Вместе с тем, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку и монтаж оборудования, в том числе программного обеспечения, а именно: "Программное обеспечение для записи музыки и монтажа аудио; операционная система Microsoft Windows 7 Professional Russian 64 bit 60,0; профессиональное программное обеспечение для записи и воспроизведения звуковых" и другие.
Кроме того, согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1072 от 05.09.2017 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1072) В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - Перечень N 2).
Вместе с тем, в Перечне N 2 содержатся, в том числе следующие товары: мебель деревянная для офисов; мебель металлическая для офисов; гарнитуры и наборы комплектной мебели; мебель деревянная для столовой.
Также, пунктом 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
Вместе с тем, в Приложении содержатся, в том числе следующие товары: мебель для офисов и предприятий торговли; мебель кухонная; мебель прочая.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках исполнения контракта необходимо осуществить поставку и монтаж оборудования, которые содержатся в Перечне N 2, а именно: "стол обеденный в комплекте с 4-мя стульями; шкаф для одежды одностворчатый на два отделения; стул офисный; шкаф для одежды; стул полумягкий; диван-банкетка полумягкая со спинкой" и другие.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе не установлены запреты согласно Постановлениям N 1236, 1072, а также условия допуска товаров согласно Приказу N 126н.
Кроме того, в ЕИС отсутствует обоснование о невозможности соблюдения запрета на поставку программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе требования, способствующие ограничению количества участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также не установивших в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановлениям N 1236, 1072, условия допуска товаров Приказу N 126н, ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств согласно Постановлению N 968, нарушают части 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют параметры эквивалентности ряда товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "L-Acoustics WIFOBUMP Элемент для вертикального подвеса ARCS WIDE/FOCUS характеристика L-Acoustics WIFOBUMP Элемент для вертикального подвеса ARCS WIDE/FOCUS; Apple MacBook Pro 13 i5 2.3/8/128Gb Silver Ноутбук (MPXR2RU/A) характеристика Apple MacBook Pro 13 i5 2.3/8/128Gb Silver Ноутбук (MPXR2RU/A); SENNHEISER EK 2000-AW-X Накамерный приемник Adaptive-diversity, 516-558 МГц, ИК-синхронизация, 64 ка характеристика SENNHEISER EK 2000-AW-X Накамерный приемник Adaptive-diversity, 516-558 МГц, ИК-синхронизация, 64 ка" и другие.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно не установлены параметры эквивалентности товаров, оборудования, сведения о которых участникам закупки необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе, что вводит участников закупки в заблуждения, препятствует надлежащему заполнению заявки и ограничивает потенциальный круг участников.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе параметры эквивалентности товаров, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе 7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по её заполнению" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника на выполнение работы или оказание услуг на условиях, предусмотренных настоящей документацией, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару указанному в документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы ( при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы ( при наличии), наименование страны происхождения товара.
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, что не соответствует части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее: "Указанные показатели заполняются в соответствии с техническим заданием и приложениями к нему (Приложения к ТЗ N 1-6), при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, товарный знак (при наличии), страну происхождения товара".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что приложения N 1-6 к техническому заданию в составе документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещены. При этом требования к показателям поставляемых товаров, оборудования, установлены в техническом задании документации об Аукционе, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе содержатся разночтения в отношении раздела документации об Аукционе, содержащего требования к показателям поставляемых товаров, оборудования, которые необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Также, пунктом 7.2.2. документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Между тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией об Аукционе, инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен исчерпывающий перечень документов, которые участнику закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 26.11.2018 в 10:11, при этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе и ЕИС - 10.12.2018 в 08:00, то есть на четырнадцатый день с момента размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона.
Кроме того, согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 3.9. информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата начала срока предоставления разъяснений - 22.11.2018.
При этом извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.11.2018.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлена дата начала срока предоставления разъяснений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, сокративших срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также установивших в документации об Аукционе ненадлежащим образом дату начала срока предоставления разъяснений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
6. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 13.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что денежные средства возвращаются поставщику, с которым заключен контракт при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему контракту и оформленного акта сверки в течение десяти банковских дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика.
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших условие о сроке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Статьей 83.2 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения государственного контракта по результатам проведения электронной процедуры.
Согласно пункту 11.1 документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем аукциона, а в случаях, предусмотренных ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с иным участником аукциона, заявка которого на участие в аукционе в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлен порядок заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с пунктом 50 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2018 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" статья 70 Закона о контрактной системе утратила силу с 01.07.2018.
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 26.11.2018.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащий порядок заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона, нарушают статью 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Абисцет" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 3, 4 статьи 14, части 27 статьи 34, части 3 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.12.2018 N 18/44/105/1921 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2018 г. N 18/44/105/1921 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был