Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Магистраль" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), ГКУ Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ЗАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ГКУ Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Нижний Новгород - Шахунья - Киров на участке Неклюдово - Золотово в городе областного значения Бор Нижегородской области (номер извещения - 0832200006618001386) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), а также ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, которые, в том числе, изменяют суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 646 907 871 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, 2 из которых признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
6) дата проведения Аукциона - 14.12.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, а также ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно жалобе Заявителя, в документации установлены ненадлежащие положения Инструкции, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе и ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что положения Инструкции установлены в документации об Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, установлены правила указания конкретных показателей товаров, сопровождающихся символами, указанными в Инструкции (так, например, символы "не более", "не менее", а также указано, что значения показателей должны быть представлены в виде конкретных значений, установлены правила указания диапазонных значений показателей) при этом на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, которые на основании положений Инструкции Аукционной комиссией не отклонялись.
Вместе с тем, учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих, что положения Инструкции ограничивают количество участников закупки, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно требованиям к первой части заявки на участие в Аукционе, Инструкции, участникам закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить, в том числе, сведения о конкретных показателях товаров, перечень которых установлен в пункте 2.1 технического задания документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: по товару "Щебень" участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо указать содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание зерен слабых пород, содержание глины в комках; "Песок из отсевов дробления горных пород должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014, при этом марка по прочности песка из отсевов дробления горных пород должна быть не ниже 1000 и содержание глинистых частиц не более 0,5% определяемых методом набухания" (перечень примеров, указанных в настоящем решении не является исчерпывающим).
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, о чем ранее указано в решении Комиссии ФАС России по делу от 28.11.2018 N 18/44/105/1825.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе в ответ на соответствующий запрос участника закупки, которые, в том числе, изменяют суть документации об Аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в период проведения закупки поступило 3 запроса от участников закупки о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе, на которые Заказчиком, Уполномоченным органом предоставлены разъяснения положений документации об Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 23.11.2018.
Вместе с тем, пунктом 8 документации об Аукционе установлено, что подача заявок на участие в Аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке, что, по мнению Комиссии, не соответствует части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в связи с отсутствием у Комиссии на момент рассмотрения жалобы Заявителя сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количество участников закупки.
4. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 11.12.2018 N 0832200006618001386-1-1, участнику закупки с порядковым номером заявки N 3 отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку участником закупки в приложении к заявке на участие в Аукционе указано наименование материала "стаб. доп." (без расшифровки наименования), а также противоречивые сведения в отношении количества смеси, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные требования к товарам, в отношении которых Аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки участника закупки с порядковым номером заявки N 3 требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, в документации об Аукционе не установлены.
Кроме того, в составе заявки на участие в Аукционе участника закупки с номером заявки N 3 представлено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, при этом из пояснений Заказчика, Уполномоченного органа Комиссии не представляется возможным сделать вывод о несоответствии сведений, представленных в заявке участника закупки с порядковым номером заявки N 3 требованиям технического задания документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки N 3 в допуске к участию в Аукционе не соответствуют части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Магистраль" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписания об устранении выявленных нарушений выданы на основании решений по делам от 28.11.2018 N 18/44/105/1825 и от 13.12.2018 N 18/44/105/2060, по настоящему делу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений по делам от 28.11.2018 N 18/44/105/1825 и от 13.12.2018 N 18/44/105/2060 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2018 г. N 18/44/105/1995 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был