Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) информирует, что федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - ФГБОУ ВО МГППУ) по итогам проведенных вебинаров 16 мая и 8 июня 2018 г. по экспертно-методическому сопровождению применения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (далее - Стандарт) подготовлены рекомендации участников серии вебинаров "Экспертно-методическое сопровождение применения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (прилагаются).
Указанные рекомендации направляются с целью информирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, об основных результатах профессионально-общественного обсуждения практик применения Стандарта, а также для принятия решения о формировании в субъектах Российской Федерации пилотных площадок по применению Стандарта в режиме адаптации. Проект Положения о региональной пилотной площадке по применению профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" прилагается.
Сведения о формировании в субъектах Российской Федерации пилотных площадок по применению Стандарта в режиме адаптации Департамент просит представить в срок до 1 октября 2018 г.
Дополнительно Департамент сообщает, что в настоящее время ФГБОУ ВО МГППУ формирует сборник статей, посвященный описанию практик применения Стандарта в 2018 году, а также осуществляет подготовку вебинаров по экспертно-методическому сопровождению применения Стандарта, которые пройдут 20 сентября, 5 октября и 2 ноября 2018 г.
Информация о приеме статей для указанного сборника и порядке подключения к вебинарам размещена на сайте httр://профстанартпедагога.рф.
Контактная информация: Леонова Олеся Игоревна, ведущий аналитик ФГБОУ ВО МГППУ, телефон: (909) 966-55-37.
Приложения: 1. Рекомендации участников серии вебинаров на 5 л. в 1 экз.
2. Проект Положения на 5 л. в 1 экз.
Заместитель директора департамента |
Л.П. Фальковская |
Рекомендации
участников серии вебинаров "Экспертно-методическое сопровождение применения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - ФГБОУ ВО МГППУ) 16 мая и 8 июня 2018 г. провел серию вебинаров по экспертно-методическому сопровождению применения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (далее соответственно - серия вебинаров, Стандарт).
Центральными задачами серии вебинаров стали:
профессионально-общественное обсуждение региональных практик применения Стандарта;
выявление требований профессионального стандарта к квалификации и содержанию профессиональной деятельности специалистов, рассмотрение условий эффективности применения указанного профессионального стандарта;
определение задач и ожидаемых результатов его внедрения в режиме адаптации.
В серии вебинаров приняли участие более 2200 человек из 77 субъектов Российской Федерации - представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководители, педагоги-психологи образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, представители организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки педагогов-психологов, члены общественной организации "Федерация психологов образования России", эксперты в области разработки и применения профессиональных стандартов.
Участники серии вебинаров обсудили основные вопросы применения Стандарта, зафиксированные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности":
организация системы перехода на Стандарт на территории субъекта Российской Федерации;
организация применения Стандарта в образовательных организациях;
разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями Стандарта;
разработка инструментария оценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций Стандарта;
перспективные задачи экспертно-методического сопровождения внедрения Стандарта;
анализ практик применения Стандарта;
внедрение Стандарта при аттестации педагогов-психологов и другие*.
Заслушав и обсудив доклады выступающих, участники определили условия эффективности Стандарта, задачи экспертно-методического сопровождения его применения, отметили позитивный эффект применения Стандарта, полученный в субъектах Российской Федерации (Калужская область, Москва, Московская область, Республика Башкортостан, Республика Чувашия, Самарская область, Свердловская область) и отметили целесообразность присвоения организациям, представившим опыт применения Стандарта на территории вышеуказанных субъектов Российской Федерации, статуса пилотных площадок по применению Стандарта.
Участники профессионально-общественного обсуждения констатируют, что условиями организации эффективного применения Стандарта выступают:
1. Организация системы экспертно-методического сопровождения внедрения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" на территории субъектов Российской Федерации путем создания рабочих групп либо пилотных площадок по применению профессионального стандарта.
2. Включение в число приоритетных вопросов рабочих групп либо пилотных площадок в рамках перехода к применению Стандарта в субъекте Российской Федерации:
определение сведений об общей численности педагогов-психологов и их потребности в образовании и обучении;
выявление проблем организации перехода на профессиональный стандарт, в том числе в части ресурсного обеспечения деятельности педагогов-психологов;
анализ практики применения Стандарта, в том числе в условиях межведомственного взаимодействия;
организация профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования в целях приведения квалификационных характеристик педагогов-психологов в соответствие требованиям Стандарта.
3. Организация постоянно действующих Всероссийских вебинаров по вопросам применения Стандарта, включающих профессионально-общественное обсуждение лучших практик его внедрения;
4. Организация работы горячей линии по вопросам применения профессионального Стандарта на сайте ответственной организации - разработчика Стандарта**.
Участники профессионально-общественного обсуждения выносят на рассмотрение Министерства образования и науки Российской Федерации (после процедур реорганизации - Министерство просвещения Российской Федерации) следующие рекомендации:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, образование рабочих групп либо пилотных площадок по применению Стандарта.
2. Утвердить проект положения о пилотной площадке по применению профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
3. Поручить организационно-методическое сопровождение формирования рабочих групп/пилотных площадок по применению Стандарта ФГБОУ ВО МГППУ.
4. Рабочим группам/пилотным площадкам по применению Стандарта в субъектах Российской Федерации направить информацию о координаторах рабочих групп/пилотных площадок и плане работ на 2018 год в ФГБОУ ВО МГППУ***.
5. ФГБОУ ВО МГППУ организовать и провести очередной вебинар в сентябре 2018 года, посвященный экспертному обсуждению основных мероприятий пилотных площадок по применению Стандарта в режиме адаптации.
6. ФГБОУ ВО МГППУ подготовить и издать в 2018 году сборник статей, посвященный вопросам применения Стандарта, в том числе в условиях межведомственного взаимодействия.
7. ФГБОУ ВО МГППУ разместить на сайте httр://профстанартпедагога.рф информацию о подготовке указанного сборника статей, о работе горячей линии по вопросам применения Стандарта и о проведении вебинаров в 2018 году.
______________________________
* Мтериалы вебинаров размещены на сайте httр://профстанартпедагога.рф
** ФГБОУ ВО МГППУ
*** Контактное лицо - Леонова Олеся Игоревна, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы, leonovaoi@mgppu.ru, +7 (909) 966-55-37
Проект
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной пилотной площадке по применению профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
1. Общие положения
1.1. Региональная пилотная площадка по применению профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (далее соответственно - региональная пилотная площадка, Стандарт) - система рабочих органов применения Стандарта на территории субъекта Российской Федерации.
1.2. Положением о региональной пилотной площадке определяются ее статус, порядок ее работы и ожидаемые результаты ее деятельности.
1.3. Положение о региональной пилотной площадке разрабатывается в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации на основе настоящего Примерного положения и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
2. Статус региональной пилотной площадки
2.1. Региональная пилотная площадка является основанным на принципах межведомственного взаимодействия*(1) сетевым объединением организаций системы образования, действующих на территории субъекта Российской Федерации, имеющих материальные, организационные, кадровые и иные ресурсы для эффективной реализации задач применения Стандарта.
2.2. Основная цель региональной пилотной площадки - готовность всех организаций системы образования, действующих на территории субъекта Российской Федерации, к применению Стандарта не позднее, чем в первом квартале 2020 года*(2).
2.3. Основными задачами региональной пилотной площадки являются:
2.3.1 организация применения Стандарта при формировании кадровой политики и управления персоналом;
2.3.2 обеспечение согласованности требований Стандарта и основных профессиональных образовательных, а также дополнительных профессиональных образовательных программ;
2.3.4 определение систем аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих применению в соответствии с профессиональным Стандартом;
2.3.5 организация межведомственного взаимодействия в условиях применения Стандарта;
2.3.6 обеспечение разработки, утверждения и реализации региональной модели (дорожной карты) применения Стандарта;
2.3.7 обобщение опыта применения Стандарта на территории субъекта Российской Федерации.
2.4. Ответственность за решение задач региональной пилотной площадки несет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
3. Порядок работы региональной пилотной площадки
3.1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования:
3.1.1 утверждает перечень организаций системы образования, входящих в состав региональной пилотной площадки;
3.1.2 создает координационный орган межведомственного взаимодействия по реализации региональной модели (дорожной карты) применения Стандарта (далее - Координационный орган), утверждает его состав;
3.1.3 утверждает региональную модель (дорожную карту) применения Стандарта на 2018-2019 годы;
3.1.4 осуществляет общую координацию и контроль организации применения Стандарта в субъекте Российской Федерации;
3.1.5 осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и настоящим Примерным положением.
3.2. В состав Координационного органа включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, главный внештатный эксперт психолог субъекта Российской Федерации, представители профсоюзных организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
В состав Координационного органа могут включаться представители организаций системы образования, действующих на территории субъекта Российской Федерации, имеющих материальные, организационные, кадровые и иные ресурсы для эффективной реализации задач применения Стандарта представители организаций, осуществляющих на территории субъекта Российской Федерации образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, представители органов местного самоуправления и иные лица.
3.3. Координационный орган:
3.3.1 представляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственное управление в сфере образования, на утверждение региональную модель (дорожную карту) применения Стандарта на 2018-2019 годы, организует межведомственное взаимодействие для ее надлежащей реализации;
3.3.2 утверждает технические задания по применению Стандарта для организаций систему образования, входящих в состав региональной пилотной площадки, утверждает отчеты об их исполнении;
3.3.3 осуществляет текущий контроль решения задач, стоящих перед региональной пилотной площадкой;
3.3.4 обеспечивает оказание методическое и консультативной помощи руководителям и специалистам организаций системы образования;
3.4. Координационный орган вправе создавать комиссии и рабочие группы.
3.5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, может утверждать регламент Координационного органа.
3.6. Организации системы образования, входящие в состав региональной пилотной площадки:
3.6.1 обеспечивают выполнение технических заданий по применению Стандарта и представление Координационному органу отчетов о их выполнении;
3.6.2 оказывают содействие Координационному органу в работе по решению задач, стоящих перед региональной пилотной площадкой;
3.6.3 содействуют оказанию методической и консультативной помощи работникам системы образования;
3.6.4 осуществляют иные функции в соответствии с положением о региональной пилотной площадке и региональной моделью (дорожной картой) применения Стандарта на 2018-2019 годы.
4. Ожидаемые результаты деятельности региональной пилотной площадки
4.1. Основные результаты деятельности региональной пилотной площадки:
4.1.1 решение всех задач, стоящих перед региональной пилотной площадкой, в соответствии с настоящим Примерным положением;
4.1.2 описание обобщенного опыта применения Стандарта на территории субъекта Российской Федерации*(3);
4.1.4 система профессионального и дополнительного профессионального образования работников в соответствии с требованиями Стандарта;
4.1.5 нормативно-правовое и методическое обеспечение межведомственной работы специалистов системы образования, требующей специальной организации взаимодействия различных ведомств при разработке и реализации эффективных решений приоритетных проблем психолого-педагогического сопровождения образования в субъекте Российской Федерации.
______________________________
*(1) Приказ Минтруда России от 18.11.2014 N 889н "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)".
*(2) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года N 584 "Особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" реализация мероприятии планов по организации применения профессиональных стандартов в государственном (муниципальном) секторе должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г.
*(3) Представляется в порядке и сроки, определяемые Министерством просвещения Российской Федерации
*(4) Представляются в# Министерством просвещения Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 13 сентября 2018 г. N 07-132 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был