1. Отказ в допуске к участию в закупке в случае непредставления документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, неправомерен, поскольку при отсутствии в заявке таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
В ФАС России поступило обращение общества с жалобой на действия аукционной комиссии государственного заказчика, которой, по мнению общества, по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе неправомерно принято решение о несоответствии заявки заявителя требованиям документации об аукционе.
Федеральной антимонопольной службой на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка по обращению общества.
В ходе рассмотрения обращения заявителя и проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что заявка общества признана не соответствующей требованиям документации об аукционе в связи с тем, что в ее составе нет документа, подтверждающего страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Напомним, что в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в числе прочего, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Объектом закупки являлась поставка серверного оборудования, и, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 968 от 26.09.2016 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительство N 968) заказчиком в пункте 44 информационной карты документации об аукционе установлен запрет на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 968 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
При этом, пунктом 7 Постановления Правительства N 968, установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из указанных в данном пункте документов.
Как следует из материалов проверки, аукционная комиссия заказчика, руководствуясь пунктом 7 Постановления Правительства N 968 приняла решения об отклонении заявок на участие в закупке, на том основании, что в таких заявках не представлены копии одного из указанных в данном пункте документов.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок не согласилась с данным выводом, поскольку, во-первых, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при отсутствии в заявке указанных документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, а, во-вторых, согласно пункту 3 Постановления Правительства N 968 заказчик отклоняет все заявки при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений) и которые одновременно соответствуют условиям, указанным в данном пункте.
Учитывая изложенное, действия аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки, в том числе заявителя, требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 17.12.2018 N 18/44/99/540 (полный текст изготовлен 20.12.2018).
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 07.12.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участников Аукциона;
9) требованиям документации об Аукционе не соответствует ни одна заявка от участников закупки;
10) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.11.2018 N 0340100008018000040-3 (далее - Протокол) заявка участника закупки с порядковым номером "97" (Заявитель) признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно: "нет документа, подтверждающего страну происхождения предлагаемого к поставке товара. (Постановление N 968 от 26.09.2016г., "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, заявка участника закупки с порядковым номером "74" признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе по аналогичному основанию.
Пунктом 44 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 968 от 26.09.2016, "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительство N 968).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 968 Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
При этом, пунктом 7 Постановления Правительства N 968, установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 Постановления Правительства N 968;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства N 968;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 Постановления Правительства N 968;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 Постановления Правительства N 968.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что заявки с порядковыми номерами "97", "74" содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения которых является Россия, при этом, в составе вторых частей указанных заявок не содержится документов, предусмотренных Постановлением Правительства N 968 в качестве подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что у Аукционной комиссии отсутствовали основания для применения положений Постановления Правительства N 968.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя, а также заявки с порядковым номером "74" требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе от 16.11.2018 N 0340100008018000040-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участнику с порядковым номером "27" отказано в допуске к участию в Аукционе на основании следующего: "Поступившая первая часть заявки признана не соответствующей требованиям документации об ЭА и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 968".
На заседании Комиссии установлено, что заявка с порядковым номером "27" содержит предложение о поставке товаров, странами происхождения которых являются Соединенные Штаты, Китай, Индия, Япония, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Соединенное Королевство и Ирландия, Чехия.
Представители Заказчика в письменных возражениях пояснили, что участнику с порядковым номером "27" отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку заявки с порядковыми номерами "74", "97", "198", поданные на участие в Аукционе, содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения которых является Россия.
На основании изложенного, а также учитывая, что документы, предусмотренные Постановлением Правительства N 968 в качестве подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, предоставляются участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что у Аукционной комиссии на момент рассмотрения первых частей заявок отсутствовало необходимое количество документов и сведений, позволяющих применить в отношении заявки с порядковым номером "27" порядок, предусмотренный пунктом 3 Постановления Правительства N 968.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику с порядковым номером "27" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.12.2018 по делу N 18/44/99/540 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
2. Наличие технических ошибок, допущенных при описании объекта закупки, является нарушением Закона о контрактной системе.
Комиссия ФАС России по контролю размещения государственного заказа по обращению общества, согласно которому последний утверждал о том, что заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе конкретных показателей ряда товаров, а также отсутствует возможность определить необходимое количество товаров, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе, провела в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, по результатам которой установила.
Как следует из материалов, вопреки доводам заявителя, Комиссии по контролю в сфере закупок не представилось возможным установить требования в документации об аукционе, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Обратного заявителем не доказано. Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок признала указанный довод заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Между тем, как следует из материалов проверки, Комиссия установила, что при формировании документации об Аукционе допущена техническая ошибка по одному из показателей используемого товара при указании единицы измерения, что не отрицалось заказчиком.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 17.12.2018 N 18/44/99/538 (полный текст изготовлен 20.12.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей следующих товаров: сжиженный газ, припои оловянно-свинцовые, канифоль сосновая, спирт этиловый технический, кроме того, отсутствует возможность определить необходимое количество товаров, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе;
2. В документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 19.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 10.12.2018;
8) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта - *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей следующих товаров: сжиженный газ, припои оловянно-свинцовые, канифоль сосновая, спирт этиловый технический, кроме того, отсутствует возможность определить необходимое количество товаров, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Инструкции "Сведения о конкретных показателях используемого товара предоставляются в первой части заявки на основе максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значений показателей товара, не подлежащих изменению, которые представлены в Приложении N 1 к Техническому заданию (далее также - "Перечень товаров") документации об аукционе".
В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в форме таблицы установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта, в частности по товарам: сжиженный газ, припои оловянно-свинцовые, канифоль сосновая, спирт этиловый технический.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с потребностью Заказчика, при этом в техническом задании документации об Аукционе представлена информация о характеристиках здания, услуги по обслуживанию которого необходимо оказывать в рамках исполнения государственного контракта, о наименовании инженерных систем и оборудования, об ориентировочных объемах трудовых ресурсов, также установлена спецификация на оборудование, подлежащего эксплуатационно-техническому обслуживанию с указанием количественных характеристик, в связи с чем, согласно пояснениям представителей Заказчика, сведений, установленных в техническом задании документации об Аукционе, достаточно для определения участником закупки объема средств и ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в Обращении.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, изложенному в Обращении, в документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
В частности, по мнению Заявителя, по товару "Термометр радиальный биметаллический" неправомерно установлено требование об обязательном наличии возможности использовать в санитарных установках, поскольку перечень работ не предусматривает техническое обслуживание санитарных установок.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление в техническом задании документации об Аукционе вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в частности в пункте 2.2 технического задания документации об Аукционе предусмотрено техническое обслуживание системы внутренней канализации и водопровода, в том числе, проверка целостности термометров и устранение неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках, в процессе повседневной эксплуатации.
Кроме того, по мнению Заявителя, по товару "Смазка Циатим-201" неправомерно установлено требование об обязательном наличии возможности использования при температурах от минус 60 до плюс 90 °С, так как подобные условия эксплуатации отсутствуют на объектах Заказчика.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление в техническом задании документации об Аукционе вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе на основании требований ГОСТ 6267-74.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в Обращении.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление указанных требований по товарам "Смазка Циатим-201", "Термометр радиальный биметаллический" не противоречит Закону о контрактной системе.
Также, по мнению Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к единице измерения товара "Выключатель".
В техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Выключатель": "Степень защиты IP: не ниже 20", при этом в графе "единица измерения" - мм.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании документации об Аукционе допущена техническая ошибка, поскольку степень защиты выключателя не имеет единицы измерения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что по вышеуказанным основаниям заявки на участие в Аукционе не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 05.12.2018 по делу N 18/44/105/1898 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, ненадлежащих требований к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта.
На основании Решения, Заказчику выдано предписание при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать ненадлежащие требования к товарам, используемым при оказании услуг в рамках исполнения государственного контракта и продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу от 05.12.2018 N 18/44/105/1898.
Срок исполнения предписания - 19.12.2018.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе, указанное в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, выдано на основании решения от 05.12.2018 по делу N 18/44/105/1898, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 17.12.2018 по делу N 18/44/99/538 по нарушению, указанному в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 05.12.2018 по делу N 18/44/105/1898 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
3. Указание в проекте контракта сроков в "банковских днях" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя, которая в соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе до момента рассмотрения жалобы заявителя по существу им отозвана.
Между тем, в связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией по контролю в сфере закупок принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов проверки, заказчиком в проекте контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта возвращается исполнителю по контракту в срок, не превышающий 20 банковских дней, после исполнения поставщиком обязательств по контракту. Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 19.12.2018 N 18/44/99/545 (полный текст изготовлен 24.12.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Аукционной комиссии, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
19.12.2018 до момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в Комиссию поступил отзыв обращения Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.11.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) во время проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника закупки, снижение составило 6,5 %;
8) Заказчиком 04.12.2018 заключен государственный контракт от 04.12.2018 N ***** с ООО "***" по цене **** рублей.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией уставлено следующее.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Информационной картой документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "В случае если обеспечение исполнения Контракта представлено в виде внесения денежных средств, обеспечение исполнения контракта возвращается исполнителю по контракту в срок, не превышающий 20 банковских дней, после исполнения Поставщиком обязательств по контракту и направления заказчику письменного обращения о возврате (в том числе посредством почтовой, факсимильной связи либо электронной почты)".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.