Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение (далее - Обращение) по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части порядка возмещения заказчиком расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги собственникам помещений, переданных в безвозмездное пользование заказчику, в рамках компетенции сообщает следующее.
Пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2018 N 194н, установлено, что Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "14.09.2018"
При этом законодательством Российской Федерации обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.
Кроме того, полномочия по правовой оценке судебных актов у Минфина России отсутствуют.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленного в Обращении вопроса.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.
Согласно пункту 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
Таким образом, заказчики вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями), переданным ему исключительно в безвозмездное пользование или оперативное управление.
При этом Минфином России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (http://regulation.gov.ru/projects#npa=80532) (далее - законопроект), предусматривающий расширение способов закрепления нежилых помещений, переданных заказчику (на ином законном основании), с целью применения пункта 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, законопроектом предусмотрено, что при отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с исполнителем указанных услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных услуг пропорционально размеру площади переданных заказчику помещений в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на оказание указанных услуг.
Таким образом, принятие и реализация законопроекта позволит заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, заключить контракт с единственным исполнителем услуг, которые оказываются другому заказчику, пользующемуся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения заказчика, переданные ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также возмещать расходы в объеме, соразмерном площади занимаемых помещений.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.