Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2018 г. N 50-КГ18-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 декабря 2018 г. гражданское дело по иску Китайгоры Иннессы Валерьевны, действующей в интересах Китайгоры Виолетты Витальевны, к Министерству образования Омской области, Управлению образования администрации Таврического муниципального района Омской области о признании права на получение денежной компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида
по кассационной жалобе Китайгоры И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2017 г., которым решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Китайгора И.В., действующая в интересах дочери Китайгоры В.В., 13 марта 2017 г. обратилась в суд иском к Министерству образования Омской области, Управлению образования администрации Таврического муниципального района Омской области о признании права на получение денежной компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида.
В обоснование заявленных требований Китайгора И.В. указала, что её дочь, Китайгора В.В., ... года рождения, является инвалидом II группы, инвалид с детства. Китайгора В.В. проходит обучение на дому по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 5 декабря 2013 г. N 316-п "Об отдельных вопросах предоставления мер социальной поддержки" Китайгора И.В. получала компенсацию затрат на обучение дочери Китайгоры В.В. за 2015-2016 учебный год.
Постановлением врачебной комиссии от 26 мая 2016 г. (протокол N 95) Китайгора В.В. признана нуждающейся в обучении на дому по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, 9 класс, на 2016-2017 учебный год, в связи с чем Китайгора И.В. обратилась в Министерство образования Омской области с заявлением о назначении компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида на 2016-2017 учебный год.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 13 мая 2016 г. N 1519 Китайгоре И.В. было отказано в назначении компенсации затрат на обучение со ссылкой на подпункт 1 пункта 6 Положения о размере и порядке выплаты компенсации затрат на обучение одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 5 декабря 2013 г. N 316-п, с указанием на то, что за получением компенсации обратилось лицо, не относящееся к категории лиц, для которых установлено право на получение этой компенсации.
Считая данный отказ в выплате компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида незаконным и ссылаясь на статью 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Китайгора И.В. полагает, что, поскольку её дочь Китайгора В.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в обучении - получении общего образования, предельный возраст получения образования для детей с ограниченными возможностями может быть увеличен, родители ребёнка-инвалида (инвалида) имеют право на денежную компенсацию затрат на его обучение, организованное на дому, за весь период обучения, в связи с чем просила суд признать за ней право на получение компенсации затрат на обучение Китайгоры В.В. (инвалида II группы, инвалида детства), обучение которой по основным общеобразовательным программам организовано на дому с 21 апреля 2016 г., признать незаконным решение Министерства образования Омской области от 13 мая 2016 г. N 1519 об отказе в назначении компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, обязать
Министерство образования Омской области продлить выплату компенсации затрат на обучение Китайгоры В.В. с 21 апреля 2016 г.
Представитель Министерства образования Омской области возражал против удовлетворения исковых требований Китайгоры И.В.
Решением Таврического районного суда Омской области от 12 мая 2017 г. исковые требования Китайгоры И.В. удовлетворены. За Китайгорой И.В. признано право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида Китайгоры В.В., обучение которой по основным общеобразовательным программам организовано на дому, за период с 21 апреля 2016 г. по 1 мая 2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Китайгоре И.В. отказано.
В кассационной жалобе Китайгорой И.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 13 июля 2018 г. Китайгоре И.В. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2017 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 20 июля 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 11 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела стороны спора, сведений о причинах неявки не представили. От Китайгоры И.В., представителя Таврического отдела межрайонного управления Министерства труда и социального развития Омской области поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё представителя Министерства образования Омской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Китайгора В.В., ... года рождения, является дочерью Китайгоры И.В.
Бюро N 6 - филиалом федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Китайгора В.В. признана инвалидом II группы, причина инвалидности - инвалидность с детства.
Обучение Китайгоры В.В. по основным общеобразовательным программам, включая ... класс (2015-2016 учебный год), было организовано на дому, в связи с чем Китайгоре И.В., как родителю (законному представителю) Китайгоры В.В., выплачивалась денежная компенсация затрат на обучение ребёнка-инвалида, обучение которого по общеобразовательным программам организовано на дому.
Согласно справке Бюро N 6 - филиала федерального казённого учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. Китайгоре В.В. установлена II группа инвалидности на период с 21 апреля 2016 г. до 1 мая 2017 г. и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида на срок до 1 мая 2017 г., из которой следует, что Китайгора В.В. нуждается в организации обучения с 21 апреля 2016 г. по 1 мая 2017 г.
... г. Китайгоре В.В. исполнилось 18 лет.
Постановлением врачебной экспертной комиссии бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница" от 26 мая 2016 г. (протокол N 95) Китайгора В.В. по состоянию здоровья признана нуждающейся в обучении на дому, по программам специального (коррекционного) образовательного обучения VIII вида, 9 класс на 2016-2017 учебный год.
18 апреля 2016 г. Китайгора И.В. обратилась к Министру образования Омской области с заявлением о продлении срока выплаты компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида Китайгоры В.В., ... года рождения, по основным общеобразовательным программам, организованного на дому, в связи с рекомендацией по условиям организации обучения с 21 апреля 2016 г. по 1 мая 2017 г. по индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 13 мая 2016 г. N 1519 Китайгоре И.В. со ссылкой на подпункт 1 пункта 6 Положения о размере и порядке выплаты компенсации затрат на обучение одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 5 декабря 2013 г. N 316-п, отказано в назначении компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, в связи с достижением Китайгорой В.В. совершеннолетия (18-летнего возраста).
Решением Таврического районного суда Омской области от 20 июня 2016 г. Китайгора В.В. признана недееспособной.
Распоряжением Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Таврическому району Омской области от 1 августа 2016 г. N 92/о над Китайгорой В.В. установлена опека, опекуном Китайгоры В.В. назначена её мать Китайгора И.В.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Китайгоры И.В., действующей в интересах Китайгоры В.В., о признании права на получение денежной компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида, суд первой инстанции сослался на положения Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и исходил из того, что, поскольку индивидуальной программой реабилитации инвалида и заключением врачебной комиссии установлена нуждаемость Китайгоры В.В. в организации обучения на дому (9 класс) до 1 мая 2017 г., то есть до окончания получения ею основного общего образования, Китайгора И.В., как мать Китайгоры В.В. и её опекун, имеет право на получение денежной компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида, предусмотренной пунктом 5 статьи 47 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, Положением о размере и порядке выплаты компенсации затрат на обучение одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, утверждённым постановлением Омской области от 5 декабря 2013 г. N 316-п, и после достижения Китайгорой В.В. в процессе обучения 18-летнего возраста.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Китайгоре И.В. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что выплата денежной компенсации затрат на обучение одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, предусмотренная Положением о размере и порядке выплаты компенсации затрат на обучение одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, утверждённым постановлением Омской области от 5 декабря 2013 г. N 316-п, предусмотрена для одного из родителей ребёнка-инвалида. Поскольку Китайгора В.В. по достижении возраста 18 лет утратила статус ребёнка-инвалида и перестала относиться к категории граждан, предусмотренных названным положением, оснований для выплаты компенсации Китайгоре И.В. затрат на обучение после достижения Китайгорой В.В. 18-летнего возраста не имеется.
По мнению суда апелляционной инстанции, необходимость обеспечить право Китайгоры В.В. на образование само по себе не является достаточным основанием для назначения спорной денежной компенсации, поскольку образование Китайгоры В.В. на дому было организовано независимо от назначения компенсации родителю затрат на обучение и независимо от достижения Китайгорой В.В. 18-летнего возраста.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Кроме того, Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе основного общего образования, доступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1486-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, установлено, что участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам (документ вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г.).
Статьёй 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г., была ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 г.) признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения из эффективного обучения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов (часть 4 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения (часть 8 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
В силу части 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (часть 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Частью 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Частью 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ установлено, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
Из приведённых нормативных положений следует, что одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого, включая инвалидов и детей-инвалидов, на бесплатное получение общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В целях реализации права инвалидов на получение образования, в том числе основного общего образования, срок получения которого для инвалидов может быть увеличен не более чем на один год, и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует создание таким гражданам необходимых условий для его получения, включая обеспечение возможности получения образования на дому в тех случаях, когда по состоянию здоровья инвалиды не могут посещать образовательные организации. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки детей-инвалидов, обучение которых по основным общеобразовательным программам организовано на дому, и их родителей (законных представителей) является компенсация затрат родителям (законным представителям) детей-инвалидов на их обучение, размер и порядок выплаты которой устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации - Омской области - отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Омской области, урегулированы законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее - Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан).
Согласно части 5 статьи 47 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, ежемесячно выплачивается компенсация затрат на обучение в размере и порядке, которые определяются Правительством Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 5 декабря 2013 г. N 316-п "Об отдельных вопросах предоставления мер социальной поддержки" утверждено Положение о размере и порядке выплаты компенсации затрат на обучение одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому (далее также - Положение).
Согласно пункту 2 названного положения компенсация выплачивается одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида и устанавливается в следующих размерах: 1822 руб. в месяц - при освоении ребёнком-инвалидом образовательной программы дошкольного образования (подпункт 1 пункта 2 Положения); в размере, определяемом согласно прилагаемой методике расчёта размера компенсации, - при освоении ребёнком-инвалидом образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (подпункт 2 пункта 2 Положения).
Пунктом 3 Положения определён перечень документов, которые представляет заявитель в Министерство образования Омской области для получения компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому. К числу таких документов относятся в том числе копия документа, подтверждающего факт установления инвалидности ребёнку-инвалиду, копия индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, заключение психолого-медико-педагогической комиссии Омской области, справка, выданная образовательной организацией, об организации обучения ребёнка- инвалида по основным общеобразовательным программам на дому, в том числе адаптированным основным общеобразовательным программам с указанием нозологии, содержащая сведения об уровне образования ребенка-инвалида, о периоде, на который организовано такое обучение в текущем учебном году.
Основания к отказу в назначении компенсации затрат на обучение одному из родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, предусмотрены пунктом 6 Положения.
Одним из таких оснований исходя из подпункта 1 пункта 6 Положения является обращение за компенсацией лица, не относящегося к категории граждан, предусмотренной пунктом 2 Положения.
Пунктом 7 Положения установлено, что компенсация назначается со дня представления документов, предусмотренных пунктом 3 Положения, но не ранее дня начала периода, на который организовано обучение ребёнка-инвалида, до окончания указанного периода.
В пункте 9 Положения определены основания для прекращения выплаты компенсации, в числе которых истечение периода, на который организовано обучение ребёнка-инвалида (подпункт 1 пункта 9).
Таким образом, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Омской области - предусмотрена выплата ежемесячной компенсации затрат на обучение ребёнка-инвалида одному из родителей (законному представителю) ребёнка-инвалида, обучение которого организовано на дому, при освоении таким ребёнком образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования. Эта компенсация назначается не ранее дня начала периода, на который организовано обучение ребёнка-инвалида, до окончания указанного периода.
По смыслу приведённых положений нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - Омской области - в их взаимосвязи с положениями федерального законодательства и нормами международного права, ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая одному из родителей (законному представителю) ребёнка-инвалида, обучение которого по основным общеобразовательным программам организовано на дому, направлена на возмещение родителям (законным представителям) ребёнка-инвалида затрат, связанных с организацией такого обучения на дому, и эта компенсация по своей правовой природе является необходимым условием реализации права на образование детей-инвалидов. Следовательно, достижение ребёнком-инвалидом до окончания получения им основного общего образования 18-летнего возраста не может служить основанием для отказа в выплате одному из родителей (законному представителю) такого ребёнка компенсации затрат на его обучение, организованного на дому. Иное противоречило бы закреплённым в законе гарантиям общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования.
Именно из такой правовой позиции исходил суд первой инстанции, делая вывод о наличии у Китайгоры И.В. как опекуна Китайгоры В.В., обучение которой по основным общеобразовательным программам согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида предусмотрено на дому, права на получение компенсации затрат на её обучение на период получения Китайгорой В.В. основного общего образования, в том числе и после достижения ею 18-летнего возраста (то есть после 20 апреля 2016 года).
Вывод же суда апелляционной инстанции об отказе Китайгоре И.В. в удовлетворении исковых требований о признании права на ежемесячную компенсацию затрат на обучение её дочери Китайгоры В.В., инвалида с детства, до окончания получения ею основного общего образования в связи с достижением её дочерью Китайгорой В.В. 18-летнего возраста (совершеннолетия) нельзя признать правомерным, так как он основан на неправильном толковании приведённых выше норм международного, федерального и регионального законодательства.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что необходимость обеспечения права Китайгоры В.В. на образование само по себе не является достаточным основанием для назначения спорной выплаты, является ошибочным, поскольку реализация права инвалида, в том числе ребёнка- инвалида, на образование возлагает на государство в лице соответствующих органов, а также на родителей (законных представителей) такого ребёнка обязанность по организации его образования с учётом состояния здоровья ребёнка-инвалида. Выплата же компенсации затрат на обучение ребёнка- инвалида в случае, если его обучение по основным общеобразовательным программам организовано на дому, направлена на возмещение его родителям (законным представителям) затрат при организации непосредственно самого процесса обучения в целях получения ребёнком-инвалидом качественного образования.
С учётом изложенного обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, правильно разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2017 г. отменить.
Оставить в силе решение Таврического районного суда Омской области от 12 мая 2017 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2018 г. N 50-КГ18-23
Текст определения официально опубликован не был