Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2018 г. N 5-АПГ18-97
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефёдова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Сокуренко Вадима Александровича, Ефимовой Татьяны Владимировны, Левина Константина Евгеньевича, Виноградовой Елены Андреевны, Зарубина Андрея Александровича, Тарабукина Владимира Борисовича, Ерохиной Валентины Ивановны, Агузаровой Дианы Таймуразовны, Титовой Светланы Алексеевны, Николаевой Марии Александровны, Акимочкина Анатолия Анатольевича, Чухно Аллы Анатольевны, Бычковой Инги Вячеславовны, Кочева Александра Валерьевича, Гомоюновой Натальи Викторовны, Малахиной Людмилы Петровны, Марчук Натальи Леонидовны, Мелюхиной Татьяны Владимировны, Маркова Андрея Александровича, Алябьева Льва Львовича, Руновой Светланы Марковны, Колмакова Александра Александровича, Ларьковой Надежды Владимировны, Ярашевой Заррины Пулатовны, Суляевой Натальи Владимировны, Рожкова Ивана Леонидовича, Сорокина Евгения Николаевича, Рожкова Савелия Леонидовича, Лаврёнова Михаила Генриховича, Глазкова-Степаненко Алексея Леонидовича, Панюшкина Владимира Валерьевича, Зотова Александра Ивановича, Кузнецова Александра Евгеньевича, Давыдовой Ольги Николаевны, Косенко Кирилла Александровича, Гордеевой Елены Викторовны, Охорзиной Галины Николаевны, Шатковской Оксаны Александровны, Очеретина Владимира Викторовича, Виноградова Андрея Леонидовича, Винокуровой Валентины Николаевны, Улинича Николая Алексеевича о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2017 г. N 903-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 47, 48 района Кунцево города Москвы" по апелляционным жалобам Сокуренко Вадима Александровича, Ефимовой Татьяны Владимировны, Левина Константина Евгеньевича, Виноградовой Елены Андреевны, Зарубина Андрея Александровича, Тарабукина Владимира Борисовича, Ерохиной Валентины Ивановны, Агузаровой Дианы Таймуразовны, Титовой Светланы Алексеевны, Николаевой Марии Александровны, Акимочкина Анатолия Анатольевича, Чухно Аллы Анатольевны, Бычковой Инги Вячеславовны, Кочева Александра Валерьевича, Гомоюновой Натальи Викторовны, Малахиной Людмилы Петровны, Марчук Натальи Леонидовны, Мелюхиной Татьяны Владимировны, Маркова Андрея Александровича, Алябьева Льва Львовича, Руновой Светланы Марковны, Колмакова Александра Александровича, Ларьковой Надежды Владимировны, Ярашевой Заррины Пулатовны, Суляевой Натальи Владимировны, Рожкова Ивана Леонидовича, Панюшкина Владимира Валерьевича, Зотова Александра Ивановича, Кузнецова Александра Евгеньевича, Давыдовой Ольги Николаевны, Косенко Кирилла Александровича, Гордеевой Елены Викторовны, Охорзиной Галины Николаевны, Шатковской Оксаны Александровны, Очеретина Владимира Викторовича, Виноградова Андрея Леонидовича, Винокуровой Валентины Николаевны, Улинича Николая Алексеевича на решение Московского городского суда от 25 мая 2018 г., которым в удовлетворении заявлений истцов отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова Валентина Николаевича, объяснения административных истцов Ефимовой Татьяны Владимировны, Охорзиной Галины Николаевны, Рожкова Ивана Леонидовича, Агузаровой Дианы Таймуразовны, объяснения представителей административных истцов Власовой Ольги Игоревны, Обозовой Натальи Юрьевны, Крук Екатерины Александровны, Юрковой Янины Александровны, Кузнецова Геннадия Анатольевича, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения на жалобы представителей Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Горина Евгения Дмитриевича, Валяева Олега Игоревича, представителей Правительства Москвы Аветисянца Эдварда Людвиговича, Антоновой Ирины Александровны, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Ларисы Евгеньевны, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
административные истцы обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2017 г. N 903-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 47, 48 района Кунцево города Москвы", сославшись на то, что оно противоречит положениям статей 35, 40, 42 Конституции Российской Федерации, статей 32, 36, 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29 января 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьям 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 5.1, 41.1 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 4 Градостроительного кодекса города Москвы, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права истцов как жителей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах и земельных участков, находящихся на территории кварталов 47, 48 района Кунцево города Москвы, подлежащих сносу на основании оспариваемого нормативного правового акта.
Московским городским судом принято указанное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просят в апелляционных жалобах заявители, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Правительством Москвы, Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, прокуратурой города Москвы представлены возражения относительно поданных апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Судом установлено, что 21 ноября 2017 г. Правительством Москвы принято постановление N 903-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 47, 48 района Кунцево города Москвы" (далее также - постановление Правительства Москвы N 903-ПП).
Акт размещён на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 23 ноября 2017 г., опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", специальный выпуск от 5 декабря 2017 г. N 39.
Указанным постановлением определена территория проектирования площадью 28,0 га, расположенная в границах района Кунцево города Москвы. Территория представлена участками многоквартирной жилой застройки, учебно-воспитательного жилого назначения, административно-делового назначения, жилищно-коммунального назначения; коммунально-складского назначения.
Проектом планировки на территории жилого квартала предполагается: снос 3-5-этажных домов (участки N 1, 2, 3, 4, 5, 7 на плане "Функционально-планировочная организация территории" и плане "Границы зон планируемого размещения объектов"); размещение многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, подземными гаражами (участки N 1, 2, 3, 4, 5, 6 на плане "Функционально-планировочная организация территории" и плане "Границы зон планируемого размещения объектов"); развитие транспортной инфраструктуры территории, в том числе реконструкция участка улицы Екатерины Будановой; строительство внутриквартальных проездов и проектируемых проездов - продление улицы Екатерины Будановой и от улицы Коцюбинского до улицы Ивана Франко.
Документом предусматривается перечень мероприятий по реализации проекта планировки территории и последовательность их выполнения.
Предлагается на первом этапе строительство стартового жилого дома для начала расселения жителей квартала, затем освобождение территории для строительства последующих объектов капитального строительства, включающих снос существующих объектов по адресам: улица Коцюбинского, д. 6, корп. 1, 2; д. 8, корп. 1; улица Ивана Франко, д. 18, корп. 1, 2; д. 20; д. 22, корп. 1, 2, 3, 4; улица Екатерины Будановой, д. 22, суммарной поэтажной площадью наземной части в габаритах наружных стен 45,5 тыс. кв.м, а также снос общеобразовательной школы N 6 по адресу: улицы Екатерины Будановой, д. 18. Предусматривается строительство капитальных объектов, многоэтажной жилой застройки, общеобразовательной школы, объекта дошкольного образования, объектов улично-дорожной сети, прокладка инженерных сетей для обеспечения возводимой застройки, благоустройство и озеленение территории.
На втором этапе реализации проекта планировки предусмотрены: освобождение территории для строительства первоочередных объектов, включающее снос существующих объектов капитального строительства, капитальных объектов многоэтажной жилой застройки, одного объекта дошкольного образования, строительство объектов улично-дорожной сети и прокладка инженерных сетей для обеспечения возводимой застройки, также благоустройство и озеленение территории.
Отказывая в признании постановления Правительства Москвы N 903-ПП недействующим, суд исходил из того, что оно принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вывод суда мотивирован тем, что оспариваемое регулирование осуществлено в сфере градостроительной деятельности и иные отношения не регламентирует, не является основанием для прекращения права собственности административных истцов на принадлежащее им недвижимое имущество и не ограничивает их права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Данный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Правоотношения в указанной выше сфере на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится, как следует из содержания подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, в том числе утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования.
Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено также статьями 6, 7, 8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.
В соответствии с Уставом города Москвы, утверждённым Законом города Москвы от 28 июня 1995 г., к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится в том числе регулирование градостроительной деятельности (пункт 9 части 1 статьи 13). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (статья 12 Устава). Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы (статьи 5, 9, 44).
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертёж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очерёдности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершённого строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются в том числе органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и иных документов, перечисленных в части 10 статьи 45 ГрК РФ.
Особенности градостроительной деятельности в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) установлены статьёй 63 ГрК РФ, в соответствии с которыми документами территориального планирования города федерального значения Москвы являются Генеральный план города федерального значения Москвы, включающий, сведения, предусмотренные статьёй 23 ГрК РФ, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы, правила землепользования и застройки города Москвы, утверждаемые нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти названного субъекта Российской Федерации. Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования города федерального значения Москвы документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 утверждён Генеральный план города Москвы. В соответствии с Генеральным планом разработан оспариваемый проект планировки территории кварталов 47, 48 района Кунцево, который в части, подлежащей застройке, находится в границах функциональной зоны жилых районов и микрорайонов многоквартирной жилой застройки, а частично располагается в границах многофункциональной парковой зоны. При этом проектом не предусматривается размещение объектов в пределах границ многофункциональной парковой зоны.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки в соответствии со статьями 30, 36 ГрК РФ. Градостроительные регламенты устанавливаются с учётом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований.
Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы. Указанными правилами территория кварталов 47, 48 района Кунцево отнесена к основному виду деятельности, на территории которых согласно коду 2.6.0 предусматривается: "Размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенные на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий, обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома".
Сравнительный анализ содержания постановления Правительства Москвы N 903-ПП с федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности подтверждает вывод в решении суда о том, что регулирование планировки территории осуществлено высшим исполнительным органом власти города федерального значения Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, и согласуется с актами большей юридической силы.
Судом установлено, что 14 января 2003 г. Правительством Москвы принято распоряжение N 30-РП "О Программе комплексной реконструкции кварталов N 7, 20, 45-46, 18, 47-48 и пос. Рублёво района Кунцево Западного административного округа города Москвы". Программа утверждена в целях ускорения ввода городского жилья для переселения при реализации Программы комплексной реконструкции, переселения и сноса районов пятиэтажной и ветхой жилой застройки первого периода индустриального домостроения в городе Москве.
В названный документ в 2018 г. внесены изменения, утверждённые распоряжением Правительства Москвы от 18 апреля 2018 г. N 233-РП. Данным распоряжением поименован адресный перечень жилых домов, подлежащих переселению и сносу при реализации Программы комплексной реконструкции, переселения, сноса и нового строительства в кварталах 7, 20, 45-46, 18, 47-48 и пос. Рублёво района Кунцево Западного административного округа города Москвы, в который вошли дома, расположенные по адресам, где проживают административные истцы.
Ссылки административных истцов на незаконность и нецелесообразность подобных решений органов власти в связи с тем, что перечисленные дома ни ветхими, ни аварийными не являются, не влекут отмену судебного акта. Упомянутое выше распоряжение в установленном законом порядке не признано недействующим. Кроме того, исходя из разъяснения, содержащегося в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Судом установлено, что предусмотренная статьёй 45 ГрК РФ, статьёй 40 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории, являющейся предметом спора, соблюдена.
Согласно пункту 1.2 постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве" основанием для подготовки проекта планировки территории является подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы правовой акт Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 1.2 постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. N 270-ПП" имеется в виду "пункту 1.2 Положение
о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. N 270-ПП"
В данном случае таким основанием явилось распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 25 января 2017 г. N 3, подготовленное во исполнение решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 8 декабря 2016 г. Полномочия поименованного Комитета, в том числе по подготовке проектов планировки территории и проектов планировки территории, включающих проекты межевания территории, закреплены в Положении о названном органе исполнительной власти постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП.
Установлено, что в целях исполнения предусмотренных процедур проект планировки территории кварталов 47, 48 района Кунцево города Москвы направлен Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы в адрес Префектуры Западного административного округа города Москвы для организации проведения публичных слушаний. Информация о проведении публичных слушаний опубликована в газете Западного административного округа города Москвы "На западе Москвы" N 18, 19/457-458 от 19-25 мая 2017 г., размещена на официальном сайте Управы района Кунцево города Москвы, на информационных стендах Управы района Кунцево города Москвы и у входа в подъезды жилых домов, направлена депутатам Московской городской Думы, депутатам муниципального округа Кунцево в городе Москве. В период с 18 мая 2017 г. по 4 июля 2017 г. проводились публичные слушания, оформлен протокол публичных слушаний. 4 июля 2017 г. Комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Западном административном округе города Москвы подготовлено заключение о результатах публичных слушаний.
В связи с этим суд обоснованно не согласился с доводом о том, что рассматриваемый проект планировки территории утверждён Правительством Москвы без надлежащего проведения процедур, в том числе процедуры публичных слушаний.
Также правомерно суд отверг довод административных истцов, полагавших, что проект планировки территории должен быть подготовлен с соблюдением требований статьи 46.1 ГрК РФ. Сославшись на действующее законодательство, суд указал, что оно не запрещает уполномоченным органам в процессе градостроительной деятельности осуществлять проектирование как застроенной, так и незастроенной территории.
В ходе судебного разбирательства ссылки административных истцов на то, что Правительством Москвы в связи с принятием оспариваемого постановления нарушены их права на жилище, благоприятную окружающую среду, права собственности и иные конституционные права, подтверждения не нашли.
Как правильно отметил в решении суд, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, то есть для решения задач, предусмотренных частью 1 статьи 42 ГрК РФ. Регулирование иных, не связанных с подготовкой проектов планировки территории, отношений осуществляется другими отраслями и нормами права.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.
В силу части 3 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утверждёнными документами территориального планирования и утверждёнными проектами планировки территории.
Решение об изъятии земельного участка принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в виде отдельного нормативного акта в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Как верно указано судом в решении, постановление Правительства Москвы N 903-ПП не регулирует вопросы резервирования, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, прекращения права собственности на объекты гражданских прав, переселения в другое жилое помещение, осуществления денежной компенсации.
С учётом того что оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует гражданские, жилищные и земельные правоотношения, он не подлежит судебному контролю на предмет соответствия нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, о чём указывали административные истцы в своих заявлениях в суд.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционных жалобах.
Доводы апелляционных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, повторяют доводы административных истцов в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с решением суда не является предусмотренным законом основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьёй 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 25 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Сокуренко Вадима Александровича, Ефимовой Татьяны Владимировны, Левина Константина Евгеньевича, Виноградовой Елены Андреевны, Зарубина Андрея Александровича, Тарабукина Владимира Борисовича, Ерохиной Валентины Ивановны, Агузаровой Дианы Таймуразовны, Титовой Светланы Алексеевны, Николаевой Марии Александровны, Акимочкина Анатолия Анатольевича, Чухно Аллы Анатольевны, Бычковой Инги Вячеславовны, Кочева Александра Валерьевича, Гомоюновой Натальи Викторовны, Малахиной Людмилы Петровны, Марчук Натальи Леонидовны, Мелюхиной Татьяны Владимировны, Маркова Андрея Александровича, Алябьева Льва Львовича, Руновой Светланы Марковны, Колмакова Александра Александровича, Ларьковой Надежды Владимировны, Ярашевой Заррины Пулатовны, Суляевой Натальи Владимировны, Рожкова Ивана Леонидовича, Панюшкина Владимира Валерьевича, Зотова Александра Ивановича, Кузнецова Александра Евгеньевича, Давыдовой Ольги Николаевны, Косенко Кирилла Александровича, Гордеевой Елены Викторовны, Охорзиной Галины Николаевны, Шатковской Оксаны Александровны, Очеретина Владимира Викторовича, Виноградова Андрея Леонидовича, Винокуровой Валентины Николаевны, Улинича Николая Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефёдов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2018 г. N 5-АПГ18-97
Текст определения официально опубликован не был