Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 574348-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (далее - законопроект N 574348-7), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях согласования положений Федеральных законов от 6 ноября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) с учетом изменений и дополнений, которые предлагается внести в данный Кодекс проектом федерального закона N 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" (далее - законопроект N 573902-7).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать как "6 октября 1999 г."
Нормами законопроекта N 574348-7 предлагается дополнить пункт 1 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ новым абзацем шестым, предусматривающим, что в случаях и порядке, установленных законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ, из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.
Полагаем, что в данной норме законопроекта N 574348-7 необходимо четко определить, когда случаи и порядок предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий бюджетам других субъектов Российской Федерации будет устанавливаться законом субъекта Российской Федерации, а когда нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что в законопроекте N 573902-7, в частности, в проектируемой статье 138.3 БК РФ конкретные случаи и порядок предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации указанных субсидий не устанавливаются.
В указанной проектируемой статье 138.3 БК РФ предусматривается, что цели и условия предоставления данных субсидий будут устанавливаться соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, заключаемыми в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, из бюджета которого предоставляется субсидия.
Таким образом, нормами законопроекта N 573902-7 по сути вводится новая форма межбюджетных трансфертов ("горизонтальные субсидии"), практика применения которой в сфере межбюджетных отношений в настоящее время отсутствует. При этом цели и условия предоставления данных субсидий в законопроекте N 573902-7 не конкретизированы, а также не определены принципы заключения соответствующих соглашений, что не позволяет однозначно определить назначение и обоснованность установления такой формы межбюджетных трансфертов.
Полагаем, что в законопроекте N 573902-7, в частности, в проектируемой статье 138.3 БК РФ необходимо установить конкретные случаи, порядок, цели и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации указанных субсидий. При этом в законопроекте N 574348-7 также необходимо предусмотреть соответствующие отсылочные нормы в части требований, которые должны быть установлены в БК РФ относительно вопросов предоставления указанных субсидий.
Положениями законопроекта N 574348-7 предусматривается внести изменения в статью 63.1 Федерального закона N 131-ФЗ, которыми уточняется возможность субъекта Российской Федерации предоставления местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации не только субсидий, иных межбюджетных трансфертов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, но и иных дотаций в случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "в статью 63.1" следует читать "в статью 63"
Необходимо учитывать, что законопроектом N 573902-7 (пункт 14 статьи 1) вносятся уточнения в статью 135 БК РФ в части определения форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в виде дотаций. В пояснительной записке к законопроекту N 573902-7 внесение указанных изменений обосновывается тем, что местным бюджетам могут быть предоставлены из бюджета субъекта Российской Федерации не только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), но и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, на поощрение достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и иные дотации, поэтому в данной статье БК РФ предлагается установить общую формулировку - "дотации местным бюджетам".
В то же время из данных положений законопроекта N 573902-7 не понятно, в каком конкретно порядке и каких конкретных случаях будут устанавливаться те или иные виды новых (иных) дотаций местным бюджетам. Нормами данного законопроекта N 573902-7 не предусматривается внесение соответствующих изменений в БК РФ. Необходимо также учитывать, что в настоящее время подавляющее большинство муниципальных образований являются дотационными, поэтому в целях обеспечения объективности и прозрачности межбюджетных отношений, устранения субъективных подходов в регулировании доходной базы местных бюджетов в законопроекте N 573902-7 необходимо определить не только исчерпывающий перечень видов дотаций местным бюджетов из бюджетов субъектов Российской Федерации, но и принципы их распределения между бюджетами муниципальных образований, а также порядок и условия установления новых видов дотаций бюджетам муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации.
Полагаем также, что в законопроекте N 574348-7 необходимо предусмотреть соответствующие отсылочные нормы в части требований, которые должны быть установлены непосредственно в БК РФ относительно вопросов предоставления указанных дотаций и определения их перечня.
Нормами законопроекта N 574348-7 предлагается предоставить возможность предоставления местным бюджетам из бюджетов других муниципальных образований субсидии в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В то же время в законопроекте N 573902-7 относительно порядка и условий предоставления указанных дотаций не установлено каких-либо требований. Согласно проектируемой законопроектом N 573902-7 статье 142.3 БК РФ (пункт 25 статьи 1) цели и условия предоставления указанных субсидий будут устанавливаться соглашениями между местными администрациями, заключаемыми в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия
При этом цели и условия предоставления данных субсидий в законопроекте N 573902-7 не конкретизированы, а также не определены принципы заключения соответствующих соглашений, что не позволяет однозначно определить предназначение и обоснованность установления такой формы межбюджетных трансфертов.
Полагаем, что в законопроекте N 573902-7, в частности, в проектируемой статье 142.3 БК РФ необходимо установить конкретные случаи, порядок, цели и условия предоставления из бюджета муниципального образования указанных субсидий. При этом в законопроекте N 574348-7 также необходимо предусмотреть соответствующие отсылочные нормы в части требований, которые должны быть установлены в БК РФ относительно вопросов предоставления указанных субсидий.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект N 574348-7 с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять с учетом указанных замечаний и предложений при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.