Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 83-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 7 августа 2018 года, которым удовлетворен административный иск Дятьковского районного потребительского общества об оспаривании отдельного положения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Дятьковского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1258 определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Дятьковского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. На основании приказа этого же управления от 2 апреля 2018 года N494 данный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции.
В указанный перечень объектов недвижимого имущества под пунктом 20 включено строение с кадастровым номером 32:06:0080301:80, находящееся по адресу: Брянская область, Дятьковский район, село Бацкино, Сулимова улица, дом (владение) без номера.
Дятьковское районное потребительское общество обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании пункта 20 указанного перечня объектов недвижимого имущества недействующим, ссылаясь на его противоречие положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Брянского областного суда от 7 августа 2018 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе управление имущественных отношений Брянской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества определен уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения его в действие; принадлежащее Дятьковскому районному потребительскому обществу строение с кадастровым номером 32:06:0080301:80 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования - "для хозяйственной деятельности"; данное строение включено в указанный перечень объектов недвижимого имущества на основании абзаца второго подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с предназначением данного строения для использования в целях размещения торгового объекта - магазина.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что на момент включения указанного строения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества его фактическое использование не устанавливалось, и обследование данного строения с целью определения вида его фактического использования не проводилось, а судом при рассмотрении и разрешении административного дела не добыто и административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о предназначении или фактическом использовании на момент включения указанного строения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не менее 20 процентов общей площади данного строения в целях размещения магазина. Как указал суд, включение строения с кадастровым номером 32:06:0080301:80 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в качестве торгового объекта только на том основании, что этот объект недвижимости значится в учетных данных как магазин, не соответствует закону. Кроме этого, суд указал, что при рассмотрении и разрешении административного дела не представлено каких- либо доказательств в подтверждение того, что данное строение относится к торговому объекту по виду разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение строения с кадастровым номером 32:06:0080301:80 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не основано на сведениях кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) этого же объекта недвижимости о его назначении либо сведениях о фактическом использовании указанного объекта недвижимости.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Из приведенных выше положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для признания строения торговым центром в целях данной статьи достаточно наличия одного из условий, приведенных в подпунктах 1 и 2 указанного пункта.
Как видно из материалов административного дела, строение с кадастровым номером 32:06:0080301:80 отвечает условиям абзаца второго подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с техническим паспортом на магазин N 39, находящийся в деревне Бацкино Дятьковского района и принадлежащий Дятьковскому районному потребительскому обществу, выданным из архива учетно-технической документации Брянской области, строение данного магазина имеет площадь 94,1 квадратных метра, из которых площадь 35,6 квадратных метров имеет помещение с назначением, указанным как "зал магазина", что составляет более 20 процентов общей площади данного строения - 37,8 процентов.
Таким образом, более 20 процентов общей площади принадлежащего Дятьковскому районному потребительскому обществу строения с кадастровым номером 32:06:0080301:80 в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) данного объекта недвижимости предусматривает размещение торговых объектов; следовательно, указанное строение для использования в целях размещения торговых объектов предназначено.
Доводы административного истца и суда первой инстанции, которые сводятся к тому, что строение с кадастровым номером 32:06:0080301:80 не эксплуатируется, непригодно для ведения торговой деятельности и является аварийным, по настоящему административному делу, в силу вышеизложенного, правового значения не имеют. При рассмотрении и разрешении административного дела суду следовало иметь в виду, что указанное строение находится на балансе Дятьковского районного потребительского общества в качестве одного из основных средств; Дятьковскому районному потребительскому обществу принадлежит право пользования данным строением, оно вправе по своему усмотрению совершать в отношении данного строения любые действия и несет бремя его содержания.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отмене обжалуемого решения Брянского областного суда, основанного на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и принятии по настоящему административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Дятьковского районного потребительского общества об оспаривании пункта 20 перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Дятьковского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1258 (в редакции приказа этого же управления от 2 апреля 2018 года N 494).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 7 августа 2018 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Дятьковского районного потребительского общества об оспаривании пункта 20 перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Дятьковского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1258 (в редакции приказа этого же управления от 2 апреля 2018 года N 494), отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 83-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был