Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 48-АПГ18-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ржевского А.О. о признании недействующим пункта 5.2.1 приложения N 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06 декабря 2017 г. N 86 "Об утверждении значения коэффициента , применяемого для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Аргаяшского муниципального района" по апелляционной жалобе Ржевского А.О. на решение Челябинского областного суда от 05 июля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ржевский А.О. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5.2.1 приложения N 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06 декабря 2017 г. N 86 "Об утверждении значения коэффициента применяемого для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Аргаяшского муниципального района", которым установлен коэффициент
равный 5 в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - "туристическое обслуживание".
Ржевский А.О. является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером _, площадью 55 366 кв.м, расположенного примерно в 800 м на юго-запад от ориентира - административного здания санатория "Увильды".
Согласно уведомлению от 13 сентября 2018 г. расчет годовой арендной платы за этот земельный участок по договору аренды от 08 сентября 2009 г. N 327 составил 59 230,55 руб. и произведен с использованием коэффициента содержащегося в оспариваемом нормативном правовом акте, который, по мнению заявителя, противоречит пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Решением Челябинского областного суда от 05 июля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ржевский А.О. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Челябинской области представлены возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы административный истец, представители Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области и прокуратуры Челябинской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06 декабря 2017 г. N 86 утверждены значения коэффициента применяемого для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Аргаяшского муниципального района.
Пунктом 5.2.1 Приложения N 1 к названному решению значение коэффициента для видов разрешенного использования земельных участков "туристическое обслуживание" установлен равным 5.
В качестве обоснования указанного значения коэффициента в материалы дела представлено заключение Южно-Уральской торгово-промышленной палаты от 29 ноября 2017 г. N 026-05-01495, в котором выведена формула максимального значения величины арендной платы, одним из значений которой является соотношение между арендной платой и земельным налогом. Экономически обоснованной величиной арендной платы, по мнению специалиста Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, является диапазон 1-2 величины земельного налога.
Согласно таблице 5 заключения для земельных участков с видом разрешенного использования "туристическое обслуживание" расчет коэффициента произведен путем умножения показателя ставки арендной платы - 0,3%, установленной статьей 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 г. N 257-ЗО в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов туристско-рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, на значения коэффициентов К_2 - коэффициента, учитывающего особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе (1), К_3 - коэффициента, учитывающего категорию арендатора (1) и деления полученной суммы на величину арендной платы, рассчитанной в процентной соотношении от кадастровой стоимости земельного участка - 1,5%.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание выводы, содержащиеся в заключении Южно-Уральской торгово-промышленной палаты от 29 ноября 2017 г. N 026-05-01495, сделал вывод об экономической обоснованности значения коэффициента равного 5, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящимися в собственности Аргаяшского муниципального района, и о его соответствии постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Судебная коллегия, исследовав и оценив представленное в материалы дела доказательства, в том числе заключение Южно-Уральской торгово-промышленной палаты от 29 ноября 2017 г. N 026-05-01495, установила, что названное заключение не содержит экономического обоснования установления коэффициента для видов разрешенного использования земельных участков "туристическое обслуживание" в размере 5, определенного с учетом доходности земельных участков исходя из его местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры и иных экономических факторов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 05 июля 2018 г. отменить. Административное исковое заявление Ржевского Андрея Олеговича удовлетворить.
Признать недействующим пункт 5.2.1 приложения N 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06 декабря 2017 г. N 86 "Об утверждении значения коэффициента , применяемого для расчета арендной платы за пользование земельными определила:
решение Челябинского областного суда от 05 июля 2018 г. отменить. Административное исковое заявление Ржевского Андрея Олеговича удовлетворить.
Признать недействующим пункт 5.2.1 приложения N 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 06 декабря 2017 г. N 86 "Об утверждении значения коэффициента применяемого для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Аргаяшского муниципального района", которым установлен коэффициент
равный 5 в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - "туристическое обслуживание", с даты принятия настоящего определения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 48-АПГ18-24
Текст определения официально опубликован не был