Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 33-АПГ18-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беловой Ларисы Вячеславовны о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 решения совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 21 октября 2015 года N 110 "О внесении изменений в решение совета депутатов Выскатского сельского поселения от 23 января 2014 года N 400 "Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области" по апелляционной жалобе Беловой Л.В. на решение Ленинградского областного суда от 2 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Решением совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 23 января 2014 года N 400 утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее также - Положение).
Пунктом 6 статьи 7 указанного Положения было предусмотрено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,6 состава денежного содержания, установленного в части 5 статьи 7 настоящего Положения.
21 октября 2015 года решением совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области N 110 в Положение внесены изменения, а именно в соответствии с пунктом 1.1 пункта 1 решения совета депутатов в статье 7 пункта 6 слова "не может превышать 0,6 состава денежного содержания" заменены на слова "составляет 0,3 состава денежного содержания".
Решение от 21 октября 2015 года N 110 официально опубликовано в установленном порядке в газете "Знамя труда" 22 октября 2015 года.
Административный истец Белова Л.В., являвшаяся муниципальным служащим до 18 ноября 2016 года и получающая пенсию за выслугу лет в соответствии с названным Положением, обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим подпункт 1.1 пункта 1 решения совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 21 октября 2015 года N 110, указав на несоответствие оспариваемой нормы статьям 9, 10 Закона Ленинградской области от 5 июля 2010 года N 34-оз "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области" и пункту 2 статьи 23 регламента работы совета депутатов Выскатского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов указанного поселения от 22 октября 2014 года N 9. Также административный истец полагала, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением регламента, проект акта не был изготовлен, отсутствует обоснование необходимости внесения изменений.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Ададуров А.И. поддержал заявленные требования.
Представитель административных ответчиков - совета депутатов и администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Подперигора Е.В. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что оспариваемая норма не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, решение советом депутатов принято вследствие наличия значительных финансовых затрат и дотационного бюджета, процедура принятия решения соблюдена.
Участвующий в деле прокурор Мурашко М.А. в заключении указала на необоснованность заявленных требований.
Решением Ленинградского областного суда от 2 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Беловой Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Белова Л.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 23 регламента, обязывающего при внесении изменений в действующий нормативный правовой акт представлять обоснование таких изменений. Считает, что заседание постоянной комиссии по бюджету, налогам и тарифам от 15 октября 2015 года является неправомочным, а принятые на данном заседании решения незаконными, поскольку оно было проведено в составе двух человек, тогда как согласно пункту 4 статьи 10 регламента заседание постоянной депутатской комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии, то есть не менее трех из пяти членов комиссии.
На апелляционную жалобу административными ответчиками и прокурором представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда не подлежащим отмене.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 данного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 55 Устава муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области также установлено, что помимо основных государственных гарантий муниципального служащего, установленных федеральным законодательством и законами Ленинградской области, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Ленинградской области.
Закон Ленинградской области от 5 июля 2010 года N 34-оз "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области" предусматривает, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,8 состава денежного содержания, установленного частью 1 статьи 9 настоящего областного закона, или 0,6 состава денежного содержания, установленного частью 2 статьи 9 настоящего областного закона, учитываемых для расчета среднемесячного заработка в порядке, установленном законодательством Ленинградской области (часть 3 статьи 10).
Таким образом, в данном законе области установлены лишь максимальные размеры денежного содержания, из которых исчисляется пенсия за выслугу лет, и не предусмотрены минимальные размеры денежного содержания для такого исчисления, в связи с чем установление меньших размеров денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не противоречит вышеуказанным положениям Закона Ленинградской области.
Оспариваемым подпунктом 1.1 пункта 1 решения совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 21 октября 2015 года N 110 в Положение, утвержденное решением от 23 января 2014 года N 400, внесены изменения в части того, что в статье 7 пункта 6 Положения слова "не может превышать 0,6 состава денежного содержания" заменены на слова "составляет 0,3 состава денежного содержания".
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что совет депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение уполномочен был принимать решения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет, поскольку финансирование данной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то совет депутатов вправе был вводить и изменять порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных возможностей названного муниципального образования, а также в связи с тем, что установленный размер состава денежного содержания не превышает максимальный размер денежного содержания, установленного Законом Ленинградской области от 5 июля 2010 года N 34-оз.
Кроме того, суд первой инстанции, проверив оспариваемое решение на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования муниципального правового акта, не усмотрел таких нарушений.
Судебная коллегия не может не согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены Судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных нарушениях регламента при принятии оспариваемого решения являлись предметом проверки и исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в судебном решении, оснований не согласиться с которой у Судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 2 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беловой Ларисы Вячеславовны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 33-АПГ18-22
Текст определения официально опубликован не был