Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 33-АПГ18-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" на решение Ленинградского областного суда от 10 августа 2018 года, которым удовлетворен административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области о ликвидации Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 октября 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения о созданном юридическом лице - Ленинградском региональном отделении Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" за государственным регистрационным номером 1134700001710. Лицами, имеющими право действовать без доверенности от имени Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" (далее также - Ленинградское региональное отделение), согласно записи в ЕГРЮЛ являются председатель Ленинградского регионального совета Буянов А.А. и первый заместитель председателя Ленинградского регионального совета Смирнов А.В.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области (далее также - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса".
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что основанием для внесения указанной выше записи в ЕГРЮЛ послужил в том числе представленный Смирновым А.В. Устав Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" (далее также - Общественная организация, Организация), не зарегистрированный в установленном порядке, как и сама Общественная организация. В нарушение положений Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, Федеральный закон "Об общественных объединениях") Ленинградское региональное отделение использует в своем наименовании слово "Общероссийской", а в Уставе Общественной организации содержатся положения, которые распространяются только на юридических лиц, между тем данная организация не является юридическим лицом; вопреки требованиям Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" отдельные направления деятельности, указанные в Уставе Общественной организации, не отражены в ее наименовании и выходят за рамки уставных целей ее деятельности. По фактам перечисленных нарушений Управление в отношении истца выносило предупреждения, но нарушения ответчиком не устранены, что свидетельствует о грубом и неоднократном неисполнении требований законодательства, являющимся в силу абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ правовым основанием для ликвидации общественного объединения.
К участию в деле судом привлечены в качестве административного ответчика Ленинградское региональное отделение Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса", в качестве заинтересованных лиц Общероссийская Общественная организация "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" и Избирательная комиссия Ленинградской области.
Решением Ленинградского областного суда от 10 августа 2018 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Ленинградское региональное отделение Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" просит решение суда первой инстанции отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Статьей 8 названного федерального закона определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно статье 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (часть первая).
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой названной статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации (часть десятая этой же статьи).
Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности (абзац третий части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 74" имеется в виду "подпункта 74 пункта 6"
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 20 января 2016 года Управлением в адрес Ленинградского регионального отделения направлено письмо о необходимости представления в срок до 1 марта 2016 года документов, подтверждающих создание в установленном законодательством порядке Общественной организации. 14 сентября 2016 года Управление вынесло предупреждение Ленинградскому региональному отделению в связи с выявлением следующих нарушений законодательства: непредставление отчета по форме ОН0003; неопубликование отчета об использовании имущества за 2015 год; отсутствие в ЕГРЮЛ, а также в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций сведений об Общественной организации; использование в своем наименовании в нарушение части 6 статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ слова "Общероссийской" - срок для устранения нарушений установлен до 1 декабря 2016 года (на данное предупреждение ответчик направил истцу претензию о несогласии с ним). 16 января 2017 года Управление вынесло повторное предупреждение в отношении ответчика с установленным сроком для устранения нарушений до 10 марта 2017 года (на данное предупреждение ответчик также направил истцу претензию). 23 января 2018 года Управление вынесло распоряжение N 52-р "О проведении плановой документарной проверки Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса", в ходе проведения которой согласно акту от 29 июня 2018 года выявлены нарушения требований Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ и установлены факты невыполнения указанных предупреждений в части использования в наименовании слова "Общероссийской".
Согласно Уставу Общественной организации, принятому на учредительном съезде 25 апреля 2013 года (далее - Устав), Общероссийская Общественная организация "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" - это общественное объединение, созданное для участия офицеров запаса и офицеров в отставке Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе служивших в частях, на кораблях, в подразделениях Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войсках СССР, в общественной жизни страны, для защиты их общественных, социальных и экономических интересов, посредством формирования и выражения их общественной воли, участия в общественных мероприятиях, в выборах и референдумах (пункт 1.1).
Пунктом 1.2 Устава установлено, что Организация проводит свою деятельность на всей территории России, во всех субъектах РФ, имеет общероссийский территориальный статус. Пунктом 1.4 Устава предусмотрено, что организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры и контракты, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском судах, открывать расчетные и иные счета в рублях и в валюте в банковских учреждениях, иметь печать, штамп и иные реквизиты, утвержденные и зарегистрированные в установленном законом порядке. Местонахождение постоянно действующего руководящего и исполнительного коллегиального органа организации - Центрального Совета Организации: г. Выборг, Ленинградская область, РФ (пункт 1.8 Устава).
Цели Организации приведены в пункте 2.1 Устава. Согласно пункту 3.1 Устава Организация имеет в том числе права учреждать средства массовой информации, участвовать в выборах и референдумах всех уровней, осуществлять рекламную деятельность, образование для взрослых, деятельность лечебных учреждений, розничную торговлю. В пункте 6.1 Устава указано, что решение о создании и прекращении деятельности Регионального отделения Организации принимается Центральным Советом Организации. С момента государственной регистрации Регионального отделения Организации является юридическим лицом.
Из материалов дела усматривается, что Общероссийская Общественная организация "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" в установленном порядке в качестве юридического лица не зарегистрирована.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что закрепление в пунктах 1.1 и 3.1 Устава права на участие в выборах и референдуме при отсутствии регистрации Общественной организации в качестве юридического лица является нарушением положений статьи 27 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ и подпункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу которых только являющееся юридическим лицом общественное объединение для осуществления уставных целей имеет право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также в пункте 1.4 Устава содержатся положения, распространяющиеся только на юридических лиц, к которым Организация не относится. Ряд видов деятельности Организации, указанных в пункте 3.1 (такие как рекламная деятельность, образование для взрослых, деятельность лечебных учреждений, розничная торговля), выходит за рамки уставных целей деятельности Организации.
Под общероссийским общественным объединением в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации). Следовательно, необходимыми условиями подтверждения статуса общероссийского общественного объединения являются создание в установленном законом и уставом порядке соответствующих структурных подразделений и осуществление таким объединением деятельности на территориях более 43 субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области установлено, что в нарушение приведенного законоположения и Устава административный ответчик не подтвердил фактическое наличие в составе Организации необходимого количества структурных подразделений для осуществления деятельности в качестве общероссийского общественного объединения, что в силу части шестой статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ не допускает включение в наименование общественного объединения наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, общероссийский статус Организации, для подтверждения которого необходимо иметь структурные подразделения и осуществлять деятельность на территориях более 43 субъектов Российской Федерации, не подтвержден. Поскольку Организация не зарегистрирована в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, указание истца на нарушение ответчиком части шестой статьи 14 названного федерального закона является правомерным, так как Ленинградским региональным отделением не представлено доказательств того, что Общественная организация является всероссийской, разрешение на использование в наименовании слова "Общероссийской" не представлено.
Несмотря на неоднократные предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял мер к устранению выявленных нарушений закона. Данные предупреждения незаконными вышестоящим органом не признаны, в судебном порядке не обжаловались.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что Устав Организации содержит противоречивые положения и требует внесения в него изменений, ее наименование, как и наименование Ленинградского регионального отделения, не соответствуют приведенным выше нормам, а устранить данные нарушения законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения обоснованно отнес к грубым.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может не согласиться с суждением суда первой инстанции о том, что допущенные административным ответчиком нарушения являются существенными и грубыми, достаточными для ликвидации общественного объединения на основании абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Ссылка в апелляционной жалобе на ненадлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания является несостоятельной и опровергается материалами административного дела.
Материалы дела, вопреки утверждению ответчика, исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации "Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 33-АПГ18-21
Текст определения официально опубликован не был