Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 19-АПГ18-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия Предгорного муниципального района Ставропольского края "Жилищно-коммунальный комплекс Предгорного района" на решение Ставропольского краевого суда от 27 июля 2018 года о частичном удовлетворении требований административного искового заявления об оспаривании отдельных положений Правил благоустройства территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, утверждённых решением Совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края 3 августа 2017 года N 459 (в редакции от 22 декабря 2017 года N 37).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя административного истца Чопозова Г.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила
в соответствии с подпунктом 10 пункта 10.22 главы 10 Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, утверждённых решением Совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 3 августа 2017 года N 459 (в редакции от 22 декабря 2007 года N 37), организации, осуществляющие сбор и вывоз отходов, обязаны осуществлять уборку отходов, в том числе просыпавшихся из мусоросборников при выгрузке в транспортное средство, в радиусе 5 метров от контейнерной площадки, а также при движении по маршруту мусоровоза.
Муниципальное унитарное предприятие Предгорного муниципального района Ставропольского края "Жилищно-коммунальный комплекс Предгорного района" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведённой выше нормы, ссылаясь на её противоречие статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой не предполагается возложения на предприятия по сбору, транспортированию отходов, в отсутствие соответствующих контрактов на оказание услуг и без их оплаты, обязанности по поддержанию порядка и чистоты прилегающих территорий контейнерных площадок, отнесённой федеральным законодательством к обязанности их собственника. В подтверждение нарушенных прав административный истец указывал на неоднократное привлечение его к административной ответственности за нарушение подпункта 10 пункта 10.22 Правил благоустройства.
Решением Ставропольского краевого суда от 27 июля 2018 года административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия Предгорного муниципального района Ставропольского края "Жилищно-коммунальный комплекс Предгорного района" удовлетворено частично, оспариваемая норма со дня вступления решения суда в законную силу признана недействующей в той мере, в какой она по своему содержанию вызывает неоднозначное толкование и правовую неопределённость при её применении, а именно при установлении субъекта, ответственного за сбор и вывоз отходов (кроме просыпавшихся из мусоросборников при выгрузке в транспортное средство, а также при движении по маршруту мусоровоза) в радиусе 5 метров от контейнерной площадки.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда изменить, удовлетворить заявленные им административные исковые требования в полном объёме, признав оспариваемую норму не действующей с момента принятия.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, административным ответчиком и заинтересованным лицом представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене или изменению.
При вынесении решения суд первой инстанции справедливо исходил из того, что предусмотренная оспариваемой нормой обязанность организаций, осуществляющих сбор и вывоз отходов, производить уборку отходов, просыпавшихся из мусоросборников при выгрузке в транспортное средство, в том числе в пределах поименованных территорий, а также при движении по маршруту мусоровоза, сама по себе не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а также условиям заключённых с указанными организациями договоров на выполнение работ, связанных со сбором и вывозом твердых коммунальных отходов (загрузкой, транспортировкой, выгрузкой), при этом посчитав, что оспариваемая правовая норма по своей юридико-технической конструкции всё-таки вызывает неопределённость при установлении субъекта, ответственного за сбор и вывоз отходов в радиусе 5 метров от контейнерной площадки.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с предписаниями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов (статья 1); территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований лицензируется, осуществляется специализированными субъектами на договорной основе за плату (статья 13).
На основании пункта 13 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории несут в зависимости от местонахождения последних собственники помещений в многоквартирном доме, органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки (ранее - собственники земельного участка, на котором расположены площадки и территория); региональный оператор несет ответственность за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах (сбора и) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Аналогичное правовое регулирование, вводящее договорно-платный характер отношений, возникающих в связи с планово-регулярной очисткой, сбором отходов на объектах очистки между организацией, в ведении которой находится объект и организацией, ответственной за сбор и вывоз отходов, регламентировано и санитарными правилами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными 5 августа 1998 года N 4690-88 (пункты 1.8, 2.1.1, 2.2.10).
Таким образом, по мысли федерального законодателя не допускается возложение актом местного самоуправления бремени содержания в чистоте и порядке прилегающих территорий контейнерных площадок на лиц, не являющихся собственниками данного имущества.
Вопреки этому орган местного самоуправления, утверждая правила благоустройства и предъявляя требования к содержанию прилегающей территории контейнерной площадки, фактически определил в качестве ответственных лиц за содержание прилегающей территории контейнерной площадки в радиусе 5 метров, организации, осуществляющие сбор и вывоз отходов, не являющиеся собственниками данного имущества и с которыми муниципальные контракты или договоры, содержащие условия об уборке такой территории не заключены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции разумно пришёл к выводу о неясности данного правового регулирования.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила
решение Ставропольского краевого суда от 27 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия Предгорного муниципального района Ставропольского края "Жилищно-коммунальный комплекс Предгорного района" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 19-АПГ18-17
Текст определения официально опубликован не был