Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 1-АПГ18-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Архангельского областного суда от 15 августа 2018 года о частичном удовлетворении административного искового заявления потребительского жилищно-строительного кооператива "Полярный" о признании не действующими с даты вступления решения суда в законную силу отдельных положений Правил благоустройства города Архангельска, утверждённых решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581 утверждены Правила благоустройства города Архангельска.
В соответствии со вторым предложением первого абзаца пункта 10.11.9 указанных Правил контейнеры объемом до 1,1 куб.м размещаются в закрываемых мусорокамерах и (или) закрытых контейнерных площадках.
Удаление крупногабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже двух раз в неделю (пункт 10.11.15 Правил).
Потребительский жилищно-строительный кооператив "Полярный" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими второго предложения первого абзаца пункта 10.11.19 Правил благоустройства, а также пункта 10.11.15 Правил благоустройства в части установленной им периодичности вывоза из домовладений крупногабаритных отходов, ссылаясь на то, что эти положения Правил противоречат санитарным правилам ("СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест") и возлагают на административного истца, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом, дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по содержанию мест складирования твёрдых коммунальных отходов, размещенных на придомовой территории, по вывозу крупногабаритного мусора.
Решением Архангельского областного суда от 15 августа 2018 года административное исковое заявление потребительского жилищно-строительного кооператива "Полярный" удовлетворено частично. Признаны не действующими со дня вступления в силу решения суда в законную силу слово "закрытых" второго предложения первого абзаца пункта 10.11.9 и слово "двух" пункта 10.11.15 Правил благоустройства города Архангельска, утверждённых решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Архангельск" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы потребительским жилищно-строительным кооперативом "Полярный" принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданные относительно нее возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции указал, что, осуществляя правовое регулирование в сфере благоустройства, уполномоченный орган местного самоуправления не может действовать произвольно, а обязан принимать во внимание требования федерального законодательства, регулирующие правоотношения в соответствующей сфере, в рассматриваемом случае - в сферах обращения с отходами потребления и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с абзацами сорок вторым и пятьдесят пятым статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утверждение правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами и правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов относится к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, в частности, что при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства должны соблюдаться санитарные правила.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
По пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Этим нормам корреспондирует и предусмотренное Методическими рекомендациями правило о том, что требования к обустройству контейнерных площадок для установки контейнеров для сбора твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 6.12.5.2 Методических рекомендаций).
Основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населённых мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, установлены санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населённых мест", утверждёнными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года (далее по тексту - СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с пунктом 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пункт 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 предписывает удалять негабаритные отходы из домовладений по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Оспариваемые нормы Правил благоустройства предписывают оборудование закрытых площадок для размещения контейнеров, а также удаление крупногабаритных отходов из домовладений не реже двух раз в неделю.
Введение Правилами благоустройства иного, чем предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, правового регулирования правил обустройства мест складирования твёрдых коммунальных отходов, а также периодичности вывоза крупногабаритных отходов ставит правоприменителя в ситуацию, в которой он вынужден самостоятельно выбирать, какой из конкурирующих правовых норм, регулирующих одну и ту же сферу общественных отношений, руководствоваться, и приводит к произвольному истолкованию и применению правовых норм.
Подобная неопределённость правового регулирования не позволяет лицу, осуществляющему деятельность, связанную с оборотом твёрдых коммунальных отходов, осознать условия, при которых его действия могут быть признаны противоправными, влекущими, в частности, наступление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
С учётом изложенного Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о противоречии оспариваемых административных правовых норм положениям федерального санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами потребления, а также возложении на собственников помещений в многоквартирных жилых домах как на лиц, в силу пунктов 5 и 13 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, несущих бремя содержания мест накопления твёрдых коммунальных отходов, дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством обязанностей по обустройству закрытых контейнерных площадок и вывозу крупногабаритных твёрдых бытовых отходов не реже двух раз в неделю, независимо от интенсивности их накопления.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила
решение Архангельского областного суда от 15 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 1-АПГ18-18
Текст определения официально опубликован не был