Решение Суда Евразийского экономического союза от 21 декабря 2018 г.
Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе
председательствующего Колоса Д.Г.,
судей Ажибраимовой А.М., Айриян Э.В., Баишева Ж.Н., Нешатаевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Долженко Л.Ч.,
с участием представителей закрытого акционерного общества "Санофи-Авентис Восток" Маликовой И.А., Завьялова Г.В., Чикина В.И., Мысника В.Б., представителей Евразийской экономической комиссии Солопова В.И, Киризлеева Р.О., Юрлова И.А., Фурсова В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Санофи-Авентис Восток" к Евразийской экономической комиссии о признании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 октября 2017 года N 132 "О классификации комплектующих для одноразовых шприц-ручек, применяемых для подкожного введения инсулина, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза.
Заслушав судью-докладчика Колоса Д.Г., представителей сторон, исследовав материалы дела, Коллегия Суда установила:
1. Обстоятельства спора
Закрытое акционерное общество "Санофи-Авентис Восток" (далее - ЗАО "Санофи-Авентис Восток", истец, общество) является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец импортирует на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) товары - держатели картриджа и механические части, которые используются им для изготовления в заводских условиях инсулиносодержащих лекарственных препаратов, выпускаемых в форме одноразовых шприц-ручек.
До принятия оспариваемого решения при импорте указанных товаров ЗАО "Санофи-Авентис Восток" самостоятельно классифицировало их по коду 9018 90 840 9 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения; - инструменты и оборудование, прочие; - - прочие; - - - прочие".
3 октября 2017 года Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее - Коллегия ЕЭК) принято Решение N 132 "О классификации комплектующих для одноразовых шприц-ручек, применяемых для подкожного введения инсулина, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 132).
Согласно названному решению комплектующие для одноразовых шприц-ручек, применяемых для подкожного введения инсулина, представляющие собой держатель картриджа с нанесенной шкалой, который предназначен для размещения в нем стеклянного картриджа с инсулином с предохраняющим его колпачком, а также механическую часть шприц-ручки со шкалой и вращающимся блоком для выбора дозы инсулина, с кнопкой для нажатия на перемещающийся внутри поршень для введения определенной дозы инсулина (далее - Комплектующие), в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ) 1 и 6 классифицируются в субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Приведенное в Решении N 132 описание Комплектующих и их функциональное назначение совпадают с описанием и назначением товаров, ввозимых истцом, в связи с чем классификация держателей картриджа и механических частей стала осуществляться им в субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС - "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения; - шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты; - - шприцы, с иглами или без игл".
Данное обстоятельство привело к увеличению тарифной нагрузки на ЗАО "Санофи-Авентис Восток" при ввозе Комплектующих на таможенную территорию Союза. При этом общество не вправе изменить цены на готовые лекарственные препараты, поскольку они включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, цены на которые регулируются Правительством Российской Федерации.
По мнению истца, оспариваемое решение нарушает преамбулу, статьи 3, 25, 31, 32, 33 и 51 Договора о Евразийском экономическом Союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе), статью 52 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), пункты 3 и 13 Положения о Евразийской экономической комиссии, являющегося приложением N 1 к Договору о Союзе (далее - Положение о ЕЭК), поскольку принято с превышением предоставленных Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК, Комиссия, ответчик) полномочий и содержит неверную классификацию Комплектующих.
В этой связи ЗАО "Санофи-Авентис Восток" обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) с заявлением о признании Решения N 132 не соответствующим Договору о Союзе и международным договорам в рамках Союза и нарушающим права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Процедура в Суде
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела Судом направлены запросы и получены ответы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Армения, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Учреждения образования "Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь", Российской таможенной академии, Всемирной таможенной организации, Департамента налогообложения и таможенного союза Европейской комиссии.
Ответчиком представлены письменные возражения на заявление.
3. Доводы истца
3.1. По мнению ЗАО "Санофи-Авентис Восток", Комиссией при принятии оспариваемого решения не учтены объективные свойства и характеристики отдельного вида товара, как того требует применение ОПИ. Общество полагает, что ЕЭК исходила лишь из наличия слова "шприц" в наименовании лекарственных препаратов, для изготовления которых ввозятся Комплектующие, тогда как держатели картриджа и механические части не являются шприцами и не обладают их свойствами и характеристиками.
3.2. Истец утверждает, что классификация Комплектующих в субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС неверна, поскольку конечным товаром, в состав которого входят держатель картриджа и механическая часть, является не шприц, а лекарственный препарат, классифицируемый по коду 3004 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи; - - содержащие инсулин".
В этой связи ЗАО "Санофи-Авентис Восток" считает, что Решение N 132 нарушает статью 52 ТК ТС, противоречит примечанию 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС и не соответствует принципам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (далее - ГС).
Кроме того, общество обращает внимание на то, что выводы Комиссии в Решении N 132 обосновываются только Правилами 1 и 6 ОПИ, ссылка на примечание 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует.
3.3. По мнению истца, классификация Комплектующих в соответствии с Решением N 132 приводит к нарушению ГОСТ ISO 8537-2011 "Межгосударственный стандарт. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглой или без иглы для инсулина", рекомендованного для применения Рекомендацией Коллегии ЕЭК от 4 сентября 2017 года N 17 "О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе полностью или частично обеспечивается соблюдение соответствия медицинских изделий Общим требованиям безопасности и эффективности медицинских изделий, требованиям к их маркировке и эксплуатационной документации на них". ЗАО "Санофи-Авентис Восток" усматривает противоречие в том, что ввозимые им товары, которые на основании Решения N 132 подлежат классификации как "шприцы, с иглами или без игл", не подпадают под требование о регистрации медицинских изделий в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.
3.4. Истец обращает внимание на наличие вступивших в законную силу решений арбитражных судов Российской Федерации по спорам между ЗАО "Санофи-Авентис Восток" и таможенными органами Российской Федерации о классификации держателей картриджа и механических частей в субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС, в которых суды пришли к выводу о том, что ввозимые обществом товары являются неотъемлемой частью (компонентами) лекарственного средства, не могут считаться законченным изделием и не имеют самостоятельного потребительского значения в смысле определенной таможенным органом товарной субпозиции 9018 31, в связи с чем могут классифицироваться декларантом по коду 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС (дела N А35-7459/2015 и N А35-11867/2015).
Истец полагает, что, принимая Решение N 132 при таких обстоятельствах, Комиссия превысила полномочия, предоставленные ей Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза.
4. Возражения ответчика
4.1. По утверждению ответчика, Решение N 132 принято в соответствии с пунктом 7 статьи 52 ТК ТС в целях обеспечения единообразия толкования и применения в государствах - членах Союза ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 51 ТК ТС международной основой ТН ВЭД ЕАЭС является ГС. Тексты товарных позиций и содержание примечаний ТН ВЭД ЕАЭС основаны на положениях ГС и должны применяться без каких-либо изъятий.
Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из их наименования, материалов, из которых они изготовлены, выполняемой функции, способа изготовления, конструкции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки в соответствии с положениями ОПИ, применяемыми последовательно.
Указанные в Решении N 132 виды товаров (держатель картриджа и механическая часть) являются составными частями шприц-ручки для подкожного введения инсулина.
Согласно общепринятым понятиям и терминам наименование "шприц" является названием инструментов, применяемых в медицине и предназначенных для введения в организм лекарственных средств.
Согласно тексту товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в нее в том числе включаются устройства, применяемые в медицине.
Таким образом, по мнению Комиссии, шприцы как устройства, применяемые в медицине, в соответствии с Правилом 1 ОПИ классифицируются в товарной позиции 9018 TН ВЭД ЕАЭС вне зависимости от их конструкции (одноразовые или многоразовые, разборные или неразборные).
4.2. В ТН ВЭД ЕАЭС не существует общего правила для классификации "частей" и "принадлежностей", однако в самих текстах товарных позиций, а также примечаниях к группам ТН ВЭД ЕАЭС могут устанавливаться особенности классификации таких товаров.
Правила классификации "частей" и "принадлежностей" товаров, включаемых в группу 90 ТН ВЭД ЕАЭС, определены положениями примечания 2 к данной группе. Поскольку указанные в Решении N 132 Комплектующие идентифицируются как части, непосредственно предназначенные для сборки одноразовой инсулиновой шприц-ручки, их классификация должна осуществляться в соответствии с положениями примечания 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС в той же товарной позиции, в которой классифицируются готовые шприцы.
4.3. По мнению ЕЭК, довод истца о том, что готовая инсулиновая шприц-ручка является лекарственным средством, классифицируемым в позиции 3004 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем его комплектующие нельзя классифицировать в субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС, является несостоятельным, поскольку обществом не учитывается содержание закрепленных в праве Союза понятий "лекарственное средство", "лекарственный препарат" и "форма выпуска лекарственного препарата".
Комиссия полагает, что виды товара, указанные в Решении N 132, не являются ни лекарственным препаратом, ни его частями, а представляют собой компоненты шприц-ручки, которая выступает в роли первичной упаковки лекарственного препарата и одновременно является средством его введения, в связи с чем по своим функциональным свойствам относится к разновидности шприца.
4.4. Ответчик указывает, что оспариваемое решение соответствует международной практике классификации частей инсулиновых шприц-ручек как компонентов шприцев в субпозиции 9018 31 ГС.
Таким образом, по мнению ЕЭК, позиция истца основана на неверном применении ОПИ, неправильной интерпретации текстов соответствующих товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС и примечаний к ним. В этой связи Комиссия просит Суд отказать в удовлетворении требований ЗАО "Санофи-Авентис Восток".
5. Выводы Суда
5.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент Суда), при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений Суд осуществляет проверку:
а) полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения;
б) факта нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных им Договором о Союзе и (или) международными договорами в рамках Союза;
в) оспариваемого решения или его отдельных положений на соответствие их Договору о Союзе и (или) международным договорам в рамках Союза.
Коллегия Суда исходит из того, что нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных ему Договором о Союзе и (или) международными договорами в рамках Союза, может повлечь только не соответствующее праву Союза решение Комиссии.
В этой связи проверке факта нарушения прав и законных интересов истца должна предшествовать проверка оспариваемого решения на предмет его соответствия Договору о Союзе и (или) международным договорам в рамках Союза, которая применительно к оспариваемому решению предполагает оценку обоснованности отнесения отдельного вида товара к товарной субпозиции.
5.2. В соответствии с пунктом 50 Статута Суда Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 2 к Договору о Союзе (далее - Статут Суда), при осуществлении правосудия Суд применяет: общепризнанные принципы и нормы международного права; Договор о Союзе, международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства - стороны спора; решения и распоряжения органов Союза; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Основным международным договором в рамках ЕАЭС в сфере таможенного регулирования является Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, вступивший в силу 1 января 2018 года. Указанный договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора о Союзе.
До вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное регулирование в Союзе осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в право Союза, которые применялись с учетом переходных положений, закрепленных в статье 101 Договора о Союзе.
В связи с тем, что подготовка и принятие Решения N 132 осуществлялись до вступления в силу ТК ЕАЭС, Коллегия Суда проводит проверку его соответствия ТК ТС, применяемому на тот момент с учетом переходных положений в части, не противоречащей Договору о Союзе. Кроме того, Решение N 132 подлежит проверке на предмет его соответствия нормам ТК ЕАЭС, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 444 ТК ЕАЭС решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в не противоречащей ему части.
В связи с тем, что все государства - члены Союза участвуют в Конвенции о ГС, являющейся международной основой ТН ВЭД ЕАЭС, Коллегия Суда применяет также ГС и Пояснения к ней, принятые Комитетом по ГС. Пояснения к ГС содержат техническое описание товаров, практические рекомендации по их классификации и идентификации, признаются официальным толкованием ГС на международном уровне и воспроизведены в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных Рекомендацией Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 года N 21.
5.3. Являясь органом Союза, ЕЭК действует в пределах полномочий, которые предоставлены ей Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза (пункт 2 статьи 8 Договора о Союзе), в том числе в сфере таможенного регулирования (пункт 3 Положения о ЕЭК).
Комиссия наделена полномочиями по принятию решений о классификации отдельных видов товаров пунктом 1 статьи 22 ТК ЕАЭС (ранее - пункт 7 статьи 52 ТК ТС). Под отдельным видом товара в целях таможенной классификации понимается совокупность товаров, имеющих общие классификационные признаки, позволяющие отнести товары конкретных наименований, марок, моделей, артикулов, модификаций и иных подобных индивидуальных характеристик к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС.
Решения о классификации отдельных видов товаров принимаются ЕЭК в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС и имеют нормативно-правовой характер.
Держатель картриджа и механическая часть одноразовых шприц-ручек, применяемых для подкожного введения инсулина, являются отдельными видами товаров, имеющими общие классификационные признаки, позволяющие отнести их к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС.
Решение N 132, являясь решением Комиссии о классификации отдельных видов товаров, адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на обеспечение единообразного регулирования отношений, возникающих после его вступления в силу, то есть после 3 ноября 2017 года.
Процедура принятия классификационных решений, включая правила внесения в ЕЭК предложений, порядок их рассмотрения, согласования с таможенными органами государств - членов Союза проектов решений, регулируется Решением Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2013 года N 284 "О порядке подготовки Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров".
Коллегией Суда установлено, что предложение о классификации Комплектующих внесено в Комиссию Федеральной таможенной службой Российской Федерации в инициативном порядке с приложением всех требуемых документов, проект классификационного решения согласован таможенными органами всех государств-членов без замечаний, решение принято уполномоченным органом - Коллегией ЕЭК.
При таких обстоятельствах Коллегия Суда приходит к выводу о том, что Решение N 132 принято Комиссией в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с процедурой, установленной для данного вида решений.
5.4. Товары при их таможенном декларировании классифицируются в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 года N 54.
Коллегия Суда отмечает, что критериями классификации товаров в целях таможенного декларирования являются объективные характеристики и свойства, присущие товарам на момент их ввоза на таможенную территорию Союза, которые должны соотноситься с текстами конкретных товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующих примечаний к разделам или группам.
5.4.1. Решение N 132 распространяется на два вида Комплектующих, используемых при производстве одноразовых шприц-ручек для подкожного введения инсулина. Товар "держатель картриджа" представляет собой деталь с нанесенной шкалой, которая предназначена для размещения в ней стеклянного картриджа с инсулином с предохраняющим его колпачком. Товар "механическая часть" представляет собой деталь со шкалой и вращающимся блоком для выбора дозы инсулина, с кнопкой для нажатия на перемещающийся внутри поршень для введения определенной дозы инсулина.
Наименование видов товаров, их описание и функциональное назначение указывают на то, что предметом регулирования Решения N 132 является классификация товаров, которые являются составными частями другого товара и перемещаются через таможенную границу Союза отдельно от него.
ТН ВЭД ЕАЭС не содержит общего правила классификации частей. В этой связи на основании Правила 1 ОПИ классификация товаров такого рода осуществляется исходя из текстов товарных позиций, примечаний к разделам или группам и, если в них не предусмотрено иное, в соответствии с последующими Правилами ОПИ.
При классификации частей необходимо выяснить, имеется ли в ТН ВЭД ЕАЭС товарная позиция, соответствующая их свойствам и характеристикам как отдельного вида товара. Анализ ТН ВЭД ЕАЭС показывает, что в ней отсутствуют товарные позиции, соответствующие описанию Комплектующих, в связи с чем следует обратиться к примечаниям о классификации частей к разделам или группам, в которых классифицируются собираемые из частей готовые изделия.
Таким образом, проверка обоснованности классификации Комплектующих предполагает в первую очередь определение кода товара, составными частями которого являются держатель картриджа и механическая часть.
5.4.2. Оценивая довод истца о том, что Комплектующие являются составными частями лекарственного препарата - инсулинового раствора для подкожного введения в форме одноразовой шприц-ручки, который в готовом виде при таможенном декларировании классифицируется в субпозиции 3004 31 ТН ВЭД ЕАЭС, Коллегия Суда использует понятия и определения, закрепленные в Соглашении о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года и Информационном справочнике понятий, применяемых в рамках Евразийского экономического союза в сфере обращения лекарственных средств, рекомендованном государствам-членам для руководства Рекомендацией Коллегии ЕЭК от 2 мая 2017 года N 12.
На примере производимого истцом с использованием Комплектующих товара - ЛантусСолоСтар
(инсулин-гларгин) раствор для подкожного введения 100 ЕД/мл, шприц-ручки одноразовые СолоСтар
3 мл х 5 (пачка картонная) (регистрационное удостоверение ЛСР-007047/09 от 7 сентября 2009 года) - Коллегия Суда следующим образом систематизирует его характеристики: лекарственное средство - инсулин-гларгин; лекарственная форма - раствор для подкожного введения; лекарственный препарат - инсулин-гларгин раствор для подкожного введения; первичная упаковка - картридж/шприц-ручка СолоСтар
; вторичная (потребительская) упаковка - пачка картонна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Евразийского экономического союза от 21 декабря 2018 г.
Текст решения официально опубликован на официальном сайте Суда Евразийского экономического союза (http://courteurasian.org)