Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 12-93/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведена проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (г. Москва) (далее - Управление, Управление Роспотребнадзора по г. Москве).
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность Управления Роспотребнадзора по г. Москве за 2016 год является недостоверной, что привело к недостоверности сводной бюджетной отчетности Роспотребнадзора, в связи со следующим.
1.1.1. В ходе контрольного мероприятия и установлены факты при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств подписания инвентаризационных описей от 17 ноября 2016 г. N 9, от 24 ноября 2016 г. N 13, от 2 декабря 2016 г. N 27 членами инвентаризационной комиссии, находившимися в отпуске.
В соответствии с пунктом 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания N 49), отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
В нарушение пункта 1.3 абзаца 2 Методических указаний N 49, которым определено, что инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, в инвентаризационные описи к отчету за 2016 год не включен информационный киоск DEPO Infomat A220 - имущество, полученное Управлением в рамках проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
В нарушение пункта 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция Минфина России N 157н) и пункта 1.3 Методических указаний N 49 инвентаризация материальных ценностей, а также иных активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, в 2016 году в Управлении не проводилась.
1.1.2. В нарушение пункта 38 Инструкции Минфина России N 157н Управлением не приняты к учету в качестве основных средств специальное оборудование санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на сумму 15 242,7 тыс. рублей, полученное Управлением для постоянного использования, а отражены на забалансовом счете 01.
1.1.3. Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), в годовом отчете о движении денежных средств (форма ОКУД 0503123) Управлением Роспотребнадзора по г. Москве объем дебиторской задолженности по доходам на 31 декабря 2015 г., перешедший на 1 января 2016 г., отраженный только, как задолженность по доходам перед бюджетами указанных субъектов Российской Федерации по номеру аналитического счета 16 28000 01 0000 140 1 205 41 000, включал дебиторскую задолженность по денежным взысканиям (штрафам) за нарушения, поступления от которых подлежали зачислению в федеральный бюджет и должны были быть отражены по номерам счета бюджетного учета 1 16 01000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 02000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 07000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 90010 01 0000 140 1 205 41 000.
1.2. В нарушение пункта 6 Инструкции Минфина России N 157н Управлением, как субъектом учета, Учетная политика Управления для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2016 год, утвержденная приказом Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 3 февраля 2016 г. N 38ок, не содержит:
рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.
1.3. В нарушение пункта 11 Инструкции Минфина России N 157н, в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве первичные (сводные) учетные документы за 2016 год, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к Журналам операций с безналичными денежными средствами, расчетов с подотчетными лицами, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с дебиторами по доходам, расчетов по выбытию и перемещению нефинансовых активов, по прочим операциям, не сброшюрованы.
1.4. В нарушение пункта 23 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 N 193 (далее - Правила N 193), должностное лицо, ответственное за ведение журнала внутреннего финансового контроля, не установлено.
1.5. Управлением в 2016 году велись кассовая книга, авансовый отчет, инвентарные карточки, не соответствующие формам первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
1.6. В нарушение пункта 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила N 225), приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей не скреплены сургучной печатью и не опломбированы.
1.7. В нарушение пункта 42 Правил N 225 по окончании каждого месяца лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, не предоставляет в бухгалтерию Управления отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации.
1.8. В нарушение пункта 6.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", которым определен порядок выдачи денежных средств подотчетному лицу, заявления подотчетных лиц на выдачу наличных денежных средств не содержали информации о сроке, на который выдаются наличные деньги и о дате оформления заявления на выдачу подотчетных сумм:
заявление Миняевой Е.Л. на 17,0 тыс. рублей (расходный кассовый ордер от 29 февраля 2016 г. N 35 на сумму 15,0 тыс. рублей),
заявление Кутьиной Т.Н. на 1,5 тыс. рублей (расходный кассовый ордер от 29 февраля 2016 г. N 27 на сумму 1,5 тыс. рублей),
заявление Миняевой Е.Л. на 10,0 тыс. рублей (расходный кассовый ордер от 29 марта 2016 г. N 47 на сумму 10,0 тыс. рублей),
заявление Кутьиной Т.Н. на 1,5 тыс. рублей (расходный кассовый ордер от 29 марта 2016 г. N 44 на сумму 1,5 тыс. рублей).
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. Принимаемые Управлением Роспотребнадзора по г. Москве меры по сокращению дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета являются недостаточными, об этом свидетельствует ее значительное увеличение в 2016 году на 52 041,8 тыс. рублей или на 74,8%.
При этом меры по взысканию задолженности по неуплаченным в период с 2012 года по 2015 год юридическими и физическими лицами денежным взысканиям в виде штрафов Управлением не принимались.
Так, не организовано взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов, порядок которого установлен Соглашением о взаимодействии Управления Роспотребнадзора по г. Москве и Управления Федеральной службой судебных приставов по г. Москве при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов от 19 июня 2013 г. N 2.
По указанной причине при числящейся по учету дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 69 571,6 тыс. рублей, а на 1 января 2017 года в сумме 121 613,4 тыс. рублей, в 2016 году было передано в Управление Федеральной службой судебных приставов по г. Москве только 641 дело об административном правонарушении из 2 371.
2.2. В нарушение пункта 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49, приказ Управления Роспотребнадзора по г.Москве от 19 октября 2016 г. N 128 "О проведении инвентаризации" не зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации, данная книга в Управлении не ведется. С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" предлагается:
1. Внести соответствующие изменения в бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета за 2016 год, в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и представить уточненную бюджетную отчетность в Роспотребнадзор и в Счетную палату Российской Федерации.
2. Внести изменения в учетную политику Управления, утвердив рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета; порядок отражения в учете событий после отчетной даты; порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты; формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов; порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.
3. Сброшюровать первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к Журналам операций с безналичными денежными средствами, расчетов с подотчетными лицами, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с дебиторами по доходам, расчетов по выбытию и перемещению нефинансовых активов, по прочим операциям, в соответствии с требованиями пункта 11 Инструкции Минфина России N 157н.
4. Установить должностное лицо, ответственное за ведение, учет и хранение журнала внутреннего финансового контроля, в соответствии с требованиями пункта 23 Правил N 193.
5. Приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них скрепить сургучной печатью либо опломбировать.
6. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Управления Роспотребнадзора по г. Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2017 г. N 29К/2 (1174)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Управления Роспотребнадзора по г. Москве или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 12-93/12-03
Текст представления официально опубликован не был