Представление Счетной палаты РФ от 28 декабря 2017 г. N ПР 12-317/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка реализации мероприятий, направленных в 2016 году и за истекший период 2017 года на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий, включая создание и функционирование многофункциональных центров прикладных квалификаций, а также мероприятий по подготовке и проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани, в том числе в составе приоритетного проекта "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" на объекте Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство, Минобрнауки России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 4.1.1. соглашения от 30 января 2017 г. N 06.F30.26.0001, заключенного между Министерством и Кабинетом Министров Республики Татарстан о предоставлении в 2017 году из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов на мероприятия, связанные с подготовкой мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году, согласно которому Министерство обязуется обеспечить предоставление иных межбюджетных трансфертов при соблюдении Республикой Татарстан условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, на основании приказа от 27 января 2017 года N 80 "О передаче Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов" довело лимиты бюджетных обязательств в объеме 345 860,0 тыс. рублей до территориального органа Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджет Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов в отсутствие выполненных Кабинетом Министров Республики Татарстан условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных подпунктом 3.2 соглашения от 30 января 2017 года N 06.F30.26.0001, а именно в отсутствие нормативного правового акта Республики Татарстан об утверждении перечня мероприятий, на финансовое обеспечение которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, а также до момента представления Кабинетом Министров Республики Татарстан отчета о показателях результативности использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2016 году из федерального бюджета.
В отсутствие выполненных условий предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Татарстан перечислены средства федерального бюджета в размере 34 600,0 тыс. рублей.
1.2. В нарушение пункта 2.2.1 соглашения от 30 января 2017 г. N 06.G38.24.0001, заключенного между Минобрнауки России и Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" (далее - Союз) о предоставлении в 2017 году из федерального бюджета субсидии на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации "Ворлдскиллс" для обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии Российской Федерации", предусматривающего, что Министерство обязуется перечислить субсидию при соблюдении получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных указанным соглашением, в том числе условия о согласовании Министерством отчета о выполнении показателей результативности предоставления субсидии в 2016 году, Минобрнауки России осуществлено доведение бюджетных назначений (в объеме 1 814 492,0 тыс. рублей) в отсутствие согласованного Министерством отчета Союза о выполнении показателей результативности предоставления субсидий в 2016 году.
1.3. Пунктом 3.6. Порядка ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 224н (действовавшего в 2016 году), предусмотрено, что главные распорядители средств федерального бюджета в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений в соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации, формируют и представляют в Федеральное казначейство в электронном виде информацию об изменении соглашения с приложением необходимых документов, в том числе отчетности, предоставленной получателем межбюджетного трансферта.
В нарушение указанного пункта Минобрнауки России не направило в Федеральное казначейство сведения об изменении Соглашения от 28 сентября 2016 г. N 06.F30.26.0001, заключенного между Минобрнауки России и Кабинетом министров Республики Татарстан о предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на мероприятия, связанные с подготовкой мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году, путем заключения Дополнительного соглашения N 1 от 26 декабря 2016 г.
1.4. В нарушение пункта 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 217, в соответствии с которым соглашение о предоставлении субсидии заключается в срок не позднее одного месяца со дня утверждения указанных Правил, Минобрнауки России и Союзом соглашение N 06.G38.24.0001 о предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета на подготовку и проведение чемпионатов по профессиональному мастерству, проводимых международной организацией WorldSkills International, заключено 4 мая 2016 года, то есть на 13 календарных дней позже установленного срока.
1.5. В нарушение подпункта "в" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" Минобрнауки России предоставило субсидию Союзу в соответствии с соглашением от 4 мая 2016 г. N 06.G38.24.0001 без справки, подтверждающей отсутствие на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планировалось заключение соглашения о предоставлении субсидии, задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также задолженности по возврату в установленном порядке в федеральный бюджет не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидий (бюджетных инвестиций), наличие потребности в которых в 2016 году не подтверждено в установленном порядке.
1.6. В нарушение пункта 4.1.2 соглашения от 9 января 2017 г. N 17.2.18.5345.01, заключенного между Министерством и ФГБОУ ДО "Всероссийский детский центр "Смена", в соответствии с которым Министерство обеспечивает перечисление субсидии на иные цели согласно графику перечисления субсидии, сумма в объеме 131 750,0 тыс. рублей, подлежащая перечислению в течение 10 дней после подписания соглашения, перечислена позже установленного срока на 14 дней, а сумма в объеме 131 750,0 тыс, рублей, подлежащая перечислению в срок до 15 марта 2017 года, перечислена позже установленного срока на 16 дней.
1.7. В нарушение подпунктов "в" и "к" пункта 3 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на мероприятия, связанные с подготовкой мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 791, которые предусматривают, что соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемые между Минобрнауки России и уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан, должны содержать перечень мероприятий, на реализацию которых предоставлены иные межбюджетные трансферты, а также порядок их возврата в случае нарушения условий соглашения, соглашение от 28 сентября 2016 г. N 06.F30.26.0001, заключенное между Министерством и Кабинетом Министров Республики Татарстан, не содержит перечень мероприятий, на реализацию которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, а также порядок возврата иных межбюджетных трансфертов в случае нарушения условий соглашения.
1.8. В нарушение статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником, с разрешения или ведома работодателя, Минобрнауки России направляло в служебные командировки директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотареву в апреле 2016 года (в Швецию), в октябре 2016 года (в Канаду) и в декабре 2016 года (в Швецию), не выполнив обязательств по возмещению расходов по проезду и найму жилого помещения.
1.9. Расчет Минобрнауки России размера субсидии субъектам Российской Федерации (Республика Татарстан, Ульяновская область, Московская область, Свердловская область, Тюменская область и Чувашская Республика) в 2016 году осуществлен с нарушением пунктов 11, 12, 13 Правил предоставления и распределения субсидий (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 360 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы").
Согласно данным Правилам, размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусмотренной на осуществление мероприятий, рассчитывается на основании коэффициента ресурсозатратности реализации обязательств i-го субъекта Российской Федерации (Z), который определяется, исходя из значения отраслевого коэффициента у-й отрасли, устанавливаемого Минобрнауки России и учитывающего профиль (целевое направление), по которому будет оказываться поддержка соответствующей региональной системе профессионального образования субъекта Российской Федерации - победителя конкурса (Ку).
Вместе с тем расчеты, осуществленные Счетной палатой Российской Федерации в ходе проведения контрольного мероприятия, выявили, что расчет Минобрнауки России для определения размера субсидии субъектам Российской Федерации осуществлен в нарушение Правил. Так, согласно объявлению о проведении в 2015 году конкурса, ежегодный объем бюджетных ассигнований, выделяемых Минобрнауки России в 2016 и 2017 годах на предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации составляет: Лот 1-100 млн. рублей, Лот 2 - 300 млн. рублей, Лот 3 - 600 млн. рублей, что не предусмотрено пунктами 11, 12, 13 Правил предоставления и распределения субсидий.
Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N 800-р, 2 субъектам Российской Федерации объем субсидии занижен - Республике Татарстан на 47 205,7 тыс. рублей, Ульяновской области на 64 470,4 тыс. рублей, а 4 субъектам объем субсидии завышен - Московской области на 20 324,4 тыс. рублей, Свердловской области на 50 036,0 тыс. рублей, Тюменской области на 18 294,1 тыс. рублей, Чувашской Республики на 23 021,6 тыс. рублей.
В 2017 году расчет Минобрнауки России размера субсидии субъектам Российской Федерации (Республика Татарстан, Ульяновская область, Московская область, Свердловская область, Тюменская область и Чувашская Республика) также осуществлен с нарушением пунктов 11, 12, 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в редакции постановления Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 917 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы").
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 106-р, 2 субъектам Российской Федерации объем субсидии занижен - Республике Татарстан на 35 574,8 тыс. рублей, Ульяновской области на 44 130,5 тыс. рублей, а 4 субъектам объем субсидии завышен - Московской области на 16 525,4 тыс. рублей, Свердловской области на 34 807,9 тыс. рублей, Тюменской области на 13 748,7 тыс. рублей, Чувашской Республики на 14 623,3 тыс. рублей.
1.10. Минобрнауки России 29 октября 2015 г. размещено на официальном сайте Министерства Объявление о проведении в 2015 году конкурсного отбора субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2016 - 2017 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение мероприятий ФЦПРО по мероприятию 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса".
Согласно пунктам 3, 4 указанного объявления, участниками указанного конкурса признавались субъекты Российской Федерации, подавшие заявку по форме, установленной приложением N 1 к объявлению, в составе которой представляется, в том числе письмо об участии в конкурсе.
В соответствии с образцом письма об участии в конкурсе, форма которого предусматривалась приложением N 1, подписывая указанное письмо высший исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации обязался взять на себя обязательства по обеспечению заключения договора между созданным межрегиональным центром компетенций (далее - МЦК) и союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - Союз) о предоставлении в безвозмездное пользование Тренировочного полигона МЦК для подготовки национальной сборной и команд других субъектов Российской Федерации к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства Ворлдскиллс.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным органам, органам местного самоуправления, государственным или муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Таким образом, Минобрнауки России условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2016 - 2017 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение мероприятия 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса" ФЦПРО сформированы с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи 17.1. Федерального закона N 135-ФЗ.
1.11. В соответствии с пунктом 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р (далее - Комплекс мер), Минобрнауки России в 2016 - 2017 годах должно актуализировать и утвердить федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов.
Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержден приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831 (далее - Перечень ТОП-50).
При этом в нарушение пункта 3 Комплекса мер Минобрнауки России утверждено только 15 ФГОС СПО, охватывающих 17 профессий, входящих в Перечень ТОП-50.
Кроме того, указанные ФГОС СПО по профессиям, входящим в Перечень ТОП-50, не содержат конкретных требований к материально-техническим условиям реализации основных образовательных программ, что предусмотрено частью 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим возникают риски отсутствия единых подходов к материально-техническому обеспечению организаций СПО.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки:
2.1. В соответствии с пунктом 2.2.4 соглашения от 4 мая 2016 г. N 06.G38.24.0001, заключенным между Министерством и Союзом, Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением, целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также за исполнением Союзом обязательств, предусмотренных указанным соглашением.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что Союзом не выполнены в полном объеме 2 целевых показателя предоставления субсидии из федерального бюджета, предусмотренные приложением N 2 к соглашению от 4 мая 2016 года N 06.G38.24.0001 (с учетом изменений, внесенными дополнительными соглашениями от 14 сентября 2016 года N 1 и от 27 декабря 2016 года N 2), а именно: "количество сертифицированных экспертов, обеспечивающих чемпионатное обучение экспертов" и "разработка программного продукта для мониторинга качества подготовки кадров".
2.2. Пунктами 1.4 и 2.1.1 соглашения от 28 сентября 2016 года N 06.F30.26.0001 предусмотрено осуществление перечисления бюджету Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов в срок до 10 октября 2016 года, а также обязательство Министерства доводить лимиты бюджетных обязательств до Кабинета Министров Республики Татарстан.
Минобрнауки России полномочия по перечислению иного межбюджетного трансферта были переданы территориальному органу Федерального казначейства на основании приказа от 3 марта 2016 г. N 184 "О передаче Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов" (с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2016 г. N 1233).
При этом указанные изменения в 2016 году о порядке перечисления иных межбюджетных трансфертов в соглашение от 28 сентября 2016 года N 06.F30.26.0001 внесены не были.
2.3. В соответствии с пунктом 2.1.3 соглашения от 20 июня 2016 г. N 06.G 14.24.0004, заключенного между Министерством и Правительством Свердловской области, о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Свердловской области на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 (далее - соглашение от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0004) Министерство обязуется осуществлять контроль за исполнением обязательств, предусмотренных указанным соглашением.
В соответствии с подпунктом 2.3.1. пункта 2.3. соглашения от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0004 Правительство Свердловской области взяло на себя обязательства, в том числе, соблюдать условия, предусмотренные в заявках на участие в конкурсном отборе.
В нарушение пункта 2.1.3. соглашения от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0004 Министерством не был осуществлен контроль за исполнением получателем субсидии указанных обязательств, в результате чего общий объем бюджетных ассигнований Свердловской области, предусмотренных в региональном бюджете на исполнение расходных обязательств по соглашению от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0004, составляет 400 000,0 тыс. рублей. В соответствии с отчетом Свердловской области об исполнении условий предоставления субсидии, направленным в адрес Минобрнауки России письмом от 13 января 2017 г. N 0201-79/182, произведено расходов на общую сумму 701 473,75 тыс. рублей, из них за счет бюджета Свердловской области - 393 890,99 тыс. рублей.
2.4. В соответствии с пунктом 2.1.3 соглашения от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0005, заключенного между Минобрнауки России и Правительством Тюменской области, о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Тюменской области на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 (далее - соглашение от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0005), Министерство обязуется осуществлять контроль за исполнением обязательств, предусмотренных указанным соглашением.
В соответствии с подпунктом 2.3.1. пункта 2.3. соглашения от 20 июня 2016 г. N 06.G 14.24.0005 Правительство Тюменской области взяло на себя обязательства, в том числе, соблюдать условия, предусмотренные в заявках на участие в конкурсном отборе.
В нарушение пункта 2.1.3. соглашения от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0005 Министерством не был осуществлен контроль за исполнением получателями субсидий указанных обязательств, в результате чего общий объем бюджетных ассигнований Тюменской области, предусмотренных в региональном бюджете на исполнение расходных обязательств по соглашению от 20 июня 2016 г. N 06.G14.24.0005, составляет 52 566,0 тыс. рублей. В соответствии с отчетом Тюменской области об исполнении условий предоставления субсидии, направленным в адрес Минобрнауки России письмом от 13 января 2017 г. N 148, произведено расходов на общую сумму 105 961,99 тыс. рублей, из них за счет бюджета Тюменской области - 50 531,99 тыс. рублей.
2.5. Минобрнауки России как главным распорядителем бюджетных средств ненадлежащим образом осуществлялись полномочия, установленные подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения соблюдения Союзом перечисления в федеральный бюджет неподтвержденного к использованию в 2017 году возврата средств за 2016 год в сумме 23,6 тыс. рублей, который поступил на лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса, открытый Союзу в территориальном органе Федерального казначейства, 11 января 2017 года.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и пунктом 27 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" средства от возврата дебиторской задолженности должны быть перечислены в доход федерального бюджета не позднее тридцать пятого рабочего дня со дня их поступления, при этом перечисление указанного возврата в доход федерального бюджета в 2017 году обеспечено лишь 8 октября 2017 года.
2.6. В части реализации Минобрнауки России приоритетного проекта "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9 с учетом изменений, внесенных запросом на изменение приоритетного проекта "Рабочие кадры для передовых технологий" N 1, утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 22 марта 2017 г. N 3) установлено следующее:
2.6.1. В 2016 году финансовое обеспечение проекта отсутствовало. Сводной бюджетной росписью федерального бюджета по состоянию на 31 октября 2017 года на реализацию проекта предусмотрено 3 604 739,6 тыс. рублей. При этом кассовое исполнение Минобрнауки России на 1 октября 2017 года составило 1 597 259,2 тыс. рублей или 44,3%, что создает риски недостижения Министерством целей приоритетного проекта.
2.6.2. В рамках выполнения контрольной точки "Разработаны материалы об отборе субъектов Российской Федерации на представление субсидий" Минобрнауки России разработаны и размещены на официальном сайте Министерства материалы об отборе субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2018 году субсидий на поддержку реализации мероприятия 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 (далее - ФЦПРО).
С учетом того, что ФЦПРО подлежит досрочному прекращению с 1 января 2018 года, возникают риски при реализации мероприятия 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса" в 2018 году, связанные с отсутствием правового механизма для предоставления межбюджетных трансфертов.
2.6.3. В рамках выполнения контрольной точки "Организованы, проведены и подведены итоги национального чемпионата по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) и демонстрационного экзамена в 2017 году" в 2016 году и истекшем периоде 2017 года субъектами Российской Федерации проведено более 90 чемпионатов различных уровней, в которых приняли участие почти 14 тыс. человек, подготовленных по стандартам "Вордлскиллс".
Вместе с тем, указанное значение фактически составляет менее 1% от общего количества обучающихся в системе среднего профессионального образования в Российской Федерации (2 867,8 тыс. человек), что формирует риск недостижения цели приоритетного проекта.
2.6.4. По контрольной точке "Аккредитованы всего 85 специализированных центров компетенций по стандартам Ворлдскиллс Россия. Подготовлено (накопительным итогом) 5 тыс. экспертов для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия и чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)". Союзом обеспечено прохождение повышения квалификации 5 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, с учетом стандартов "Ворлдскиллс". Учитывая срок выполнения данного мероприятия до 20 декабря 2017 года, существует риск недостижения контрольной точки, так как по состоянию на 30 октября 2017 года аккредитовано только 70 из 85 специализированных центров компетенций по стандартам Ворлдскиллс Россия.
Кроме того, пунктом 43 приложения N 4 к соглашению от 30 января 2017 г. N 06.G38.24.0001, заключенному между Министерством и Союзом, предусмотрено, что показатель "количество специализированных центров компетенций, аккредитованных по стандартам "Ворлдскиллс Россия" должен быть достигнут Союзом не позднее 25 декабря 2017 года, что не согласуется со сроком выполнения контрольной точки. Указанное создает риск недостижения результатов проекта в установленный срок.
2.6.5. Контрольная точка "Создана образовательная инфраструктура для тренировки национальной сборной во Всероссийском учебно-тренировочном центре профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра "Смена" со сроком выполнения 15 октября 2017 года Минобрнауки России и Сменой не выполнена.
2.7. Утвержденные Минобрнауки России ФГОС СПО по профессиям, входящим в Перечень ТОП-50, не содержат конкретных требований к материально-техническим условиям реализации основных образовательных программ, что предусмотрено частью 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим возникают риски отсутствия единых подходов к материально-техническому обеспечению организаций СПО.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру образования и науки Российской Федерации необходимо выполнить следующие требования.
1. При заключении с Кабинетом Министров Республики Татарстан соглашения о предоставлении в 2018 году иных межбюджетных трансфертов на мероприятия, связанные с подготовкой мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году, предусмотреть в нем перечень мероприятий, на реализацию которых предоставлены иные межбюджетные трансферты, а также порядок их возврата в случае нарушения условий соглашения в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на мероприятия, связанные с подготовкой мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 года N 791.
2. Принять меры к реализации положений, предусмотренных пунктом 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р.
3. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
4. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 декабря 2017 г. N 71К (1216).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 июля 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру образования и науки Российской Федерации или лицу, исполняющему обязанности, необходимо уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 декабря 2017 г. N ПР 12-317/12-04
Текст представления официально опубликован не был