Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 12-92/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1 Бюджетная отчетность Роспотребнадзора за 2016 год является недостоверной в связи со следующим.
1.1.1. Распределение кодов бюджетной классификации, счетов бюджетного учета и соответствующих им статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования доходов в 2016 году, установлены приказами Роспотребнадзора:
от 29 января 2014 г. N 62 "Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" (с сентября 2016 года - приказ Роспотребнадзора от 9 сентября 2016 г. N 935 "Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов");
от 29 января 2014 г. N 63 "Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" (с сентября 2016 года - приказ Роспотребнадзора от 9 сентября 2016 г. N 934 "Об осуществлении территориальными органами и казенными учреждениями Роспотребнадзора бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета").
В то же время в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой выявлены факты, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении Роспотребнадзором своих полномочий, установленных подпунктов "в" пункта 5 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в части проведения сверки представляемых Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации данных бухгалтерской отчетности, что привело к недостоверности сводной бюджетной отчетности по Роспотребнадзору.
Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), бюджетная отчетность за 2016 год, представленная Управлениями Роспотребнадзора по Республике Дагестан, Республике Мордовия, Калужской области, Тверской области, Тюменской области, Республике Тыва, Мурманской области, Ярославской области и Псковской области, в части дебиторской задолженности по доходам является недостоверной.
Так, объем дебиторской задолженности по денежным взысканиям (штрафам) за нарушения, поступления от которых подлежали зачислению в федеральный бюджет и отражению в бухгалтерской отчетности по номерам аналитического счета 1 16 01000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 02000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 07000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 90010 01 0000 140 1 205 41 000, в отчетных данных по форме по ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" на 31 декабря 2016 г. указанными управлениями Роспотребнадзора отражен, как задолженность по доходам перед бюджетами указанных субъектов Российской Федерации по номеру аналитического счета 1 16 28000 01 0000 140 1 205 41 000.
Представленные Управлениями Роспотребнадзора по Ярославской, Мурманской и Псковской областям данные по уровню дебиторской задолженности по доходам в разрезе статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования доходов в 2016 году в общей сумме не совпадают с данными, указанными в форме по ОКУД 0503169 на 31 декабря 2016 год.
Так, при проверке отчетных данных по форме по ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" Управления Роспотребнадзора по Мурманской области установлено, что согласно представленной Управлением информации в разрезе контрагентов размер дебиторской задолженности по коду счета бюджетного учета 1 205 41 000 составил на 31 декабря 2016 г. 11 514 957,64 рублей, что на 4 119 500,0 рублей больше, чем в форме по ОКУД 0503169 (7 395 457,64 рублей).
Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области представлены данные в разрезе контрагентов о размере дебиторской задолженности по доходам в сумме 8 132 408,38 рублей. Однако в форме по ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" Управления Роспотребнадзора по Ярославской области объем дебиторской задолженности по доходам на 31 декабря 2016 г. по коду счета бюджетного учета 1 205 41 000 указан в размере 1 763 300,0 рублей (различие на 6 369 108,38 рублей).
Управлением Роспотребнадзора по Псковской области представлены данные в размере контрагентов о размере дебиторской задолженности по доходам в сумме 4 198 134,95 рублей, при этом в форме по ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" Управления Роспотребнадзора по Ярославской области объем дебиторской задолженности по доходам на 31 декабря 2016 г. по коду счета бюджетного учета 1 205 41 000 указан в размере 3 871 946,2 рублей (различие на 326 188,75 рублей).
Исходя из представленных Управлениями данных, общая дебиторская задолженность Роспотребнадзора по коду счета бюджетного учета 1 205 41 000 на 31 декабря 2016 года подлежит увеличению на 10 814 797,13 рублей, сумма дебиторской задолженности по доходам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет (отраженной по номерам аналитического счета 1 16 01000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 02000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 07000 01 0000 140 1 205 41 000, 1 16 90010 01 0000 140 1 205 41 000), подлежит увеличению на 17 090 166,16 рублей с одновременным уменьшением на данную сумму размера дебиторской задолженности по доходам, подлежащим зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, отраженную по номеру аналитического счета 1 16 28000 01 0000 140 1 205 41 000.
Аналогичная ситуация установлена по дебиторской задолженности за 2015 год, перешедшей на 1 января 2016 года по Управлениям Роспотребнадзора по г. Москве, Брянской области, Кабардино-Балкарской Республике, Саратовской области, Республике Дагестан, Республике Мордовия, Калужской области, Тверской области, Тюменской области, Республике Тыва, Мурманской области, Ярославской области, Псковской области.
После проведения проверки Роспотребнадзор письмом от 18 мая 2017 г. N 01/6197-17-33 уведомил Счетную палату о внесении соответствующих изменений в годовую отчетность "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (форма по ОКУД 0503169) и представлении ее в Федеральное казначейство. При этом отсутствует подтверждение достоверности внесенных изменений - не представлен порядок разнесения сумм дебиторской задолженности по доходам в разрезе каждого аналитического счета с указанием территориальных органов Роспотребнадзора, осуществивших корректировку данных.
1.1.2. Кроме того, в ходе контрольного мероприятия в Управлении Роспотребнадзора по г.Москве установлены нарушения при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, влияющие на достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности в целом по Роспотребнадзору.
1.2. Порядок составления и ведения бюджетной росписи, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 31 декабря 2015 г. N 1393, не приведен в соответствие с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 187н (в редакции приказов Минфина России от 9 июня 2016 г. N 80н, от 7 июля 2016 г. N 109н, от 2 декабря 2016 г. N 223н) в части положений об установлении источников финансирования дефицита федерального бюджета, изменений порядка представления в Министерство финансов Российской Федерации предложений по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на финансовый год и на плановый период (форма 0501065), расширения перечней оснований при оформлении справок (форма 0501055), а также в части дополнений по порядку оформления данных справок в поле "Дополнительная информация".
1.3. Роспотребнадзором лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации доведены до подведомственного получателя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" по объекту "Строительство лабораторного корпуса, г. Анапа" расходным расписанием от 24 марта 2016 г. N 141/00141/045 на сумму 1 000,0 тыс. рублей, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (не позднее первых 45 рабочих дней 2016 года), на 7 рабочих дней.
1.4. Роспотребнадзором обязательства по оплате работ по государственным контрактам от 26 июля 2016 г. N 0173100001416000018, от 25 октября 2016 г. N 0173100001416000044, от 4 января 2016 г. N 0173100001415000059, осуществлялись с нарушением сроков, установленных пунктом 2.4 указанных контрактов, от 2 до 4 дней, что влечет риски предъявления к Роспотребнадзору неустойки.
1.5. В нарушение пункта 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них не прошнурованы, не пронумерованы, не заверены подписью руководителя организации, не скреплены сургучной печатью или опломбированы.
1.6. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила N 365) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056), и пункта 27 Правил N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) в отсутствии утвержденного плана информатизации на 2016 год (утвержден приказом от 25 июля 206 года N 816) Роспотребнадзором в 2016 году осуществлено финансирование мероприятий по информатизации по государственным контрактам в сумме 41 305,2 тыс. рублей (более 80% всех контрактом по информатизации).
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. Принимаемые Роспотребнадзором меры по сокращению дебиторской задолженности являются недостаточными, об этом свидетельствует ее значительное увеличение в 2016 году на 253 721,7 тыс. рублей или на 35,1%. Просроченная дебиторская задолженность по итогам 2016 года (12 556,48 тыс. рублей) возросла на 9 848,68 тыс. рублей или 363,7 % по сравнению с началом отчетного периода (2 707,80 тыс. рублей). При этом должные меры по взысканию задолженности по неуплаченным в период с 2012 года по 2015 год юридическими и физическими лицами денежных штрафов Роспотребнадзором не принимались.
2.2. Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия, установленный пунктом 10 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, осуществлялся Роспотребнадзором не на должном уровне, о чем свидетельствуют допущенные подведомственными федеральными унитарными предприятиями нарушения сроков перечисления в федеральный бюджет части прибыли, установленного пунктом 8 указанных Правил (до 15 июня):
ФГУП "Центр дезинфекции в Ставропольском крае" Роспотребнадзора" осуществил перечисление части прибыли на общую сумму 85 тыс. рублей платежными поручениями от 16 июня 2016 г. N 55, от 17 июня 2016 г. N 56, от 20 июня 2016 г. N 58 и 59, от 21 июня 2016 г. N 60, то есть с нарушением установленного срока на 6 календарных дней;
ФГУП "Дезинфекционист, г. Махачкала" осуществил перечисление части прибыли на общую сумму 76,5 тыс. рублей платежным поручением от 20 июня 2016 г. N 41, то есть с нарушением установленного срока на 5 календарных дней;
ФГУП "Краевой центр дезинфекции, г. Барнаул" осуществил перечисление в сумме 186,75 тыс. рублей платежными поручениями: от 17 июня 2016 г. N 85, от 20 июня 2016 г. N 88, от 12 июля 2016 г. N 110, то есть с нарушением установленного срока на 35 календарных дней.
2.3. Приказ Роспотребнадзора от 18 февраля 2016 г. N 114 о предоставлении права подписи финансовых документов начальнику финансово-экономического управления Роспотребнадзора Румянцевой Е.А. с 1 февраля 2016 года, утвержден на 18 календарных дней позже даты предоставления права подписи.
2.4. Роспотребнадзором при определении начальной (максимальной) цены контрактов методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) запросы о предоставлении ценовой информации направлялись 2 или 3 поставщикам, что не соответствует пункту 3.7.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта (лота), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, согласно которым направление таких запросов осуществляется не менее 5 поставщикам.
2.5. При внесении изменений в 2016 году в сводную бюджетную роспись Роспотребнадзора по коду вида изменений 261 следующие предложения по внесению изменений в обоснования бюджетных ассигнований сформированы Роспотребнадзором не по форме обоснований бюджетных ассигнований, утвержденной приложением N 21 к Порядку формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 38н, без указания даты:
ОБАС по номеру документа 1-90-141/00987 на сумму 85 112,4 тыс. рублей,
ОБАС по номеру документа 1-90-14/0149 на сумму 157 053,2 тыс. рублей,
ОБАС по номеру документа 1-90-141/0155 на сумму 829 688,1 тыс. рублей,
ОБАС по номеру документа 1-90-141/0202 на сумму 837 948,4 тыс. рублей.
2.6. Роспотребнадзором не обеспечен надлежащий контроль за переданными подведомственным учреждениям полномочиями государственных заказчиков по строительству и реконструкции объектов капитального строительства в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год.
2.6.1. Не обеспечено завершение работ и ввод в 2016 году в эксплуатацию объекта капитального строительства, предусмотренного Федеральной адресной инвестиционной программой на 2016 год, "Реконструкция экспериментально биологической лаборатории (вивария) с наружными инженерными сетями ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии". При этом на 2017-2019 год на завершение реконструкции объекта предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 226 914,9 тыс. рублей. Однако на момент проверки внесение изменений в приказ Роспотребнадзора от 14 октября 2016 г. N 1044 "Об осуществлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объект капитального строительства "Реконструкция экспериментально биологической лаборатории (вивария) с наружными инженерными сетями г. Москва, ул. Новогиреевская, д. 3А" ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" не осуществлено.
2.6.2. В установленные Федеральной адресной инвестиционной программой на 2016 год сроки (2016 год) не завершены проектно-изыскательские работы и на момент проверки отсутствовали положительные заключения ФАУ "Главгосэкспертиза" на проектно-сметную документацию по объектам:
завершение реконструкции корпусов (2-я очередь), Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Голубинская, дом 7 (ФКУЗ "Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт");
строительство лабораторного пятиэтажного корпуса с пристроенным хозблоком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области", г. Оренбург;
строительство лабораторного корпуса ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", Краснодарский край, г. Анапа.
2.7. В соответствии с договором от 18 августа 2016 г. N 017310000101340028 Роспотребнадзором закуплены принтер этикеток TSC ТТР-345 PSU стоимостью 40,7 тыс. рублей (инвентарный номер 101340028) и терминал сбора данных Bitatek IT 9000 стоимостью 41,8 тыс. рублей (инвентарный номер 1013400029), которые введены в эксплуатацию 8 сентября 2016 г.
Однако закупленное оборудование на момент проверки не использовалось в течение свыше 230 дней, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Роспотребнадзору необходимо выполнить следующие требования:
1. Внести соответствующие изменения в бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета за 2016 год (в форму по ОКУД 0503169) в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и представить уточненную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство и в Счетную палату Российской Федерации.
2. Порядок составления и ведения бюджетной росписи Роспотребнадзора, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 31 декабря 2015 г. N 1393, привести в соответствие с Порядком N 187н, в части установления положений об установлении источников финансирования дефицита федерального бюджета, изменений порядка представления в Министерство финансов Российской Федерации предложений по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на финансовый год и на плановый период (форма 0501065), расширения перечней оснований при оформлении справок (форма 0501055), а также в части дополнений по порядку оформления данных справок в поле "Дополнительная информация".
3. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Роспотребнадзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "19" мая 2017 г. N 29К/2К (1174)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Роспотребнадзора или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.