Представление Счетной палаты РФ от 2 марта 2018 г. N ПР 12-29/12-02
В соответствии с Планами работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 и 2018 годы проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности мероприятий, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г, N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в части создания передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов и увеличения количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, в 2014 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года" в федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" (далее - РОСИЗО).
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" в РОСИЗО осуществляли трудовую деятельность сотрудники, находящиеся в близком родстве (свойстве), замещающие должности, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а именно: заместитель директора дирекции по выставочной деятельности являлся супругом 1-ого заместителя генерального директора и находился в прямом ее подчинении; главный специалист отдела формирования и пополнения музейного фонда дирекции по учету и хранению фондов являлся супругом начальника отдела формирования и пополнения музейного фонда дирекции по учету и хранению фондов и находился в прямом его подчинении.
1.2. В нарушение пункта 7 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), РОСИЗО распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании на 2017 год, утвержденном заместителем Министра культуры Российской Федерации 25 января 2017 года, между обособленными подразделениями РОСИЗО по форме, установленной для государственного задания (приложение N 1 к Положению N 640), не осуществлялось.
В нарушение пункта 40 Положения N 640, в соответствии с которым финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) обособленными подразделениями федерального государственного учреждения, осуществляется в пределах рассчитанного в соответствии с Положением N 640 объема финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным государственным учреждением в соответствии с правовым актом федерального государственного учреждения, создавшего обособленное подразделение, РОСИЗО указанный правовой акт не издавался.
1.3. В нарушение пункта 100 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. N 290, согласно которому предметы (произведения искусства), поступившие на временное хранение, регистрируются в книге временных поступлений, музейные ценности (произведения современного искусства (картины, металлические, деревянные и из иных материалов экспонаты), принятые на ответственное хранение РОСИЗО при перемещении из фондохранилищ ФГБУК "Государственный центр современного искусства", расположенных по адресу: г., Москва, ул. Зоологическая, д. 13, стр.2 и ул. Магистральная, д. 8, при отсутствии учетной-хранительской документации, в книге временных поступлений не зарегистрированы.
1.4. В нарушение пункта 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), РОСИЗО музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и по состоянию на 31 декабря 2016 года составляющие 39 332 единицы хранения, в бухгалтерском учете на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не отражены.
В результате, в нарушение пункта 21 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), РОСИЗО при формировании и представлении годовых отчетов за 2016 год в справках о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах учреждения (ф. 0503730) не отражены количественно-суммовые данные (пункт 334 Инструкции N 157н) по музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
1.5. В нарушение пункта 64 Инструкции N 157н РОСИЗО товарные знаки "Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО" свидетельство N 585246 от 29 августа 2016 года и "Stat Museum and Exhibition Center ROSIZO" - свидетельство N 591985 от 24 октября 2016 года РОСИЗО к бухгалтерскому учету в момент возникновения исключительного права на товарные знаки первоначальной (балансовой) стоимостью 16,2 тыс. рублей не приняты, в связи с чем не были отражены в бухгалтерской отчетности на конец отчетного периода по формам 0503730 "Баланс бюджетного учреждения" (строки 040, 042), 0503768 "Сведения о движении нефинансовых активов учреждения" (строка 110), 0503773 "Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения" (строки 040, 042). Также по состоянию на 21 ноября 2017 года в бухгалтерском учете РОСИЗО не учтены товарные знаки, правообладателем которых являлось ФГУК "Государственный центр современного искусства".
1.6. В нарушение пункта 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, перемещение оборудования в составе: видеопанель Sony KD-84X9005, тип ЖК-панель, разрешение 4К (3840x2160) диагональ 84 (214 см), навесная аудиосистема в количестве 3 штук, выбывшее со склада РОСИЗО на проведение выставки "Актуальная Россия" на территории ВГБУК "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства" согласно служебной записке на срок: с 30 ноября 2017 года по 28 января 2018 года, на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" РОСИЗО не отражено.
1.7. В нарушение пункта 38 Инструкции 157н РОСИЗО принято на баланс два здания (строения 3 и 4, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Зоологическая, д. 13) балансовой стоимостью 986,5 тыс. рублей, которые на момент приемки были снесены.
1.8. В нарушение пункта 48 Инструкции N 33н в отчете об обязательствах учреждения РОСИЗО по форме 0503738 за 2016 год не отражены показатели принятых обязательств РОСИЗО финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом с применением конкурентных способов в сумме 32 510,0 тыс. рублей.
1.9. В нарушение пункта 18 Инструкции N 33н, РОСИЗО в отчете "Баланс государственного (муниципального) учреждения" по форме ОКУД 0503730 по состоянию на 1 января 2017 года в составе бухгалтерской отчетности за 2016 год сведения об акциях и иных формах участия в капитале ЗАО "Дирекция выставок и аукционов" в сумме 189,4 тыс. рублей по строке 212 "остаток по счету 020430000 "Акции и иные формы участия в капитале" не учтены. Таким образом, выявлена недостоверность (искажение) формы 0503730 бухгалтерской отчетности за 2016 год.
1.10. В нарушение части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" РОСИЗО не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 16 объектов недвижимости1 из 32.
1.11. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений, предусмотренный частью 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, структурным подразделением РОСИЗО, отвечающим за содержание и эксплуатацию зданий и сооружений, надлежащим образом не осуществляется.
В нарушение части 5 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации РОСИЗО не обеспечено ведение журналов эксплуатации помещений, закрепленных за учреждением.
1.12. В нарушение части 15 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) план-график осуществления закупок на 2017 год, утвержденный заместителем генерального директора РОСИЗО от 6 февраля 2017 года, размещен в единой информационной системе в сфере закупок 15 февраля 2017 года, то есть с нарушением установленного срока (в течение 3 рабочих дней с даты утверждения) на 6 дней.
При этом объем закупок в указанном плане-графике предусмотрен на общую сумму 5 484,5 тыс. рублей, в то время как Планом финансово-хозяйственной деятельности общий объем расходов на закупку товаров, работ, услуг составил 687 104,6 тыс. рублей, из них за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания - 250 356,7 тыс. рублей, за счет субсидий на иные цели - 362 742,3 тыс. рублей, что свидетельствует о недостаточном качестве планирования закупок для нужд учреждения.
1.13. В нарушение пункта 11 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553, согласно которому план-график закупок заказчика должен содержать приложения в части обоснования по каждому объекту закупки, включающие обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком; способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), План-график закупок РОСИЗО на 2016 год, размещенный учреждением в единой информационной системе 30 декабря 2015 года с объемом закупок 150 101,0 тыс. рублей, не содержит приложения обоснования начальной цены.
1.14. В нарушение пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ годовой объем закупок РОСИЗО у единственного поставщика на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей, составил в 2015 году 34 754,5 тыс. рублей, в 2016 году - 41 481,0 тыс. рублей, в 2017 году (по состоянию на 1 октября 2017 года) - 40 094,9 тыс. рублей, что превышает установленный указанным пунктом размер закупок у единственного поставщика для учреждения культуры (не более чем 20,0 млн. рублей) на 14 754,5 тыс. рублей, 21 481,0 тыс. рублей и 20 094,9 тыс. рублей соответственно.
1.15. В нарушение требований части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ РОСИЗО в 2014 - 2017 годах закупки у субъектов малого предпринимательства составили менее 15% (в 2014 году - 0,0%, в 2015 году -1,6%, в 2016 году - 0,93%, в 2017 году - 0,7%, при совокупном годовом объеме закупок в 2014 году 252 106,0 тыс. рублей, 2015 году - 314 437,5 тыс. рублей, в 2016 году - 107 231,2 тыс. рублей, в 2017 году - 107 000,0 тыс. рублей).
1.16. В нарушение требований части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, согласно которой изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается
в ходе исполнения договора от 26 мая 2014 г. N 157/ГИ-14 стоимостью 45 702,0 тыс. рублей изменены существенные условия договора путем заключения сторонами дополнительного соглашения от 20 мая 2015 г. N 7 в части увеличения срока выполнения работ на 2 месяца;
в ходе исполнения 18 договоров (от 25 ноября 2016 г. NN 430/16, 431/16, 432/16 и от 1 декабря 2016 г. NN 457/16, 458/16, 459/16, 460/16, 461/16, 462/16, 463/16, 464/16, 465/16, 466/16, 467/16, 468/16, 469/16, 470/16, 471/16), заключенных на общую сумму 6 329,4 тыс. рублей, изменены существенные условия договора путем заключения дополнительных соглашений от 16 декабря 2016 года в части изменения состава и объема проводимых работ;
в ходе исполнения вышеуказанных 18 договоров изменены существенные условия договоров путем заключения дополнительных соглашений от 16 декабря 2016 года в части увеличения срока выполнения работ на 1 месяц.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки,
2.1. В 2017 году при организации выставок в г. Белгороде "Книжная иллюстрация" и г. Санкт-Петербурге "Актуальная Россия: игра в классиков" РОСИЗО на основании приказов РОСИЗО от 7 сентября 2017 г. N 242-ПР и от 23 мая 2017 г. N 336-ПР транспортировка 45 и 47 музейных экспонатов общей стоимостью 20,0 млн. рублей от места хранения до экспозиции и обратно обеспечивалась собственным транспортом, не отвечающим требованиям, установленным методическими рекомендациями Минкультуры России по организации выставочной деятельности в малых и средних городах субъектов Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г, N 597, направленными музеям федерального ведения письмом Минкультуры России от 30 июня 2013 г. N 63-01-39/05-АМ,
2.2. При проведении проверки фактического наличия оборудования на складах РОСИЗО, приобретенного у ООО "ЭЛЕОН" по договору от 30 декабря 2013 г, N 256/ОХ-13 на общую сумму 21 950,0 тыс. рублей за счет субсидии на иные цели, установлено отсутствие компьютерного монитора Samsung S 2C200B, входящего в комплекс экспозиционного оборудования, при этом документ, подтверждающий убытие указанного объекта учета со склада, отсутствует, в связи с чем возникает риск его утраты.
2.3. В ходе проверки выявлены факты неэффективного использования РОСИЗО федерального имущества, приобретенного для организации выставочных проектов с привлечением средств федерального бюджета на общую сумму 11 802,2 тыс. рублей, в том числе:
при исполнении договора от 4 апреля 2016 г. N 90/16, заключенного с ООО "Инфотех" на выполнение поставки, монтажа, внедрения, ввода в эксплуатацию локальной билетно-пропускной системы, приобретены: оборудование на сумму 2 937,8 тыс. рублей (39 ед.), 13 лицензий на прикладные программы стоимостью 817,0 тыс. рублей и сублицензия на систему управления базой данных стоимостью 340,0 тыс. рублей. При выходе на объект установлено, что указанные лицензии на программное обеспечение в РОСИЗО отсутствуют, оборудование в количестве 27 ед. общей стоимостью 2 768,2 тыс. рублей не используется более 8 месяцев, хранится в разобранном виде на складе по адресу: г. Москва ул. Люблинская, д. 48 стр. 1 (склад, помещение N 15 и 209). В связи с тем, что локальная билетно-пропускная система на момент проведения проверки демонтирована и не функционирует, установить фактическое наличие и функциональность программного обеспечения не представляется возможным;
в рамках договора от 10 мая 2016 г. N 151/16, заключенного с ООО "Москапстрой" на поставку оборудования, выполнение работ по монтажу, пуско-наладке и сдаче в эксплуатацию системы видеонаблюдения приобретено оборудование стоимостью 1 341,4 тыс. рублей. На момент проведения проверки видеооборудование стоимостью 204,8 тыс. рублей демонтировано, не используется и находится на складе по адресу: ул. Люблинская, д. 48, стр. 1;
в рамках исполнения договора от 22 апреля 2016 г. N 118/16, заключенного с ООО "Спецэлектропоставка", приобретено климатическое оборудование для обеспечения проведения выставочных работ общей стоимостью 1 819,0 тыс. рублей. По состоянию на 1 декабря 2017 года оно не функционирует, находится на складах учреждения (г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 76, ул. Люблинская, д. 48, стр. 1), что свидетельствует о его неэффективном использовании;
в рамках исполнения договора от 12 апреля 2016 г. N 98/16 с ООО "АлТехно" приобретены осветительные приборы для организации выставочного пространства общей стоимостью 987,5 тыс. рублей. Проверкой эксплуатации осветительного оборудования установлено, что по состоянию на 1 декабря 2017 года приборы стоимостью 102,0 тыс. рублей не функционируют и находятся на складе по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 48, стр. 1, что свидетельствует о его неэффективном использовании;
на входе в здание РОСИЗО по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 48, стр. 1 установлена рентгенотелевизионная установка (интерскоп) стоимостью 1 868,0 тыс. рублей, приобретенная по контракту от 17 декабря 2012 г. N 0373100017812000014-0049813-01, которая с июля 2015 года до настоящего времени, то есть более двух лет, не эксплуатируется, что свидетельствует о ее неэффективном использовании;
РОСИЗО по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 48, стр. 1 за счет субсидии на иные цели были оборудованы 2 помещения на цокольном этаже (подвал) общей площадью 89,6 кв. метра под фондохранилища с установкой системы безопасности и системы пожаротушения стоимостью 4 406,2 тыс. рублей, а также с установкой соответствующего специализированного оборудования для хранения экспонатов стоимостью 634 тыс. рублей, которые не эксплуатируются с 2012 года, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества.
2.4. Объем поступлений доходов РОСИЗО в разрезе источников финансирования, указанный в форме федерального статистического наблюдения N 8-НК, не соответствует данным бухгалтерской отчетности по формам 0503737 за 2014 и 2016 годы на 30 837,0 тыс. рублей и 0,9 тыс. рублей соответственно. Данный факт указывает на искажение статистической отчетности за соответствующие отчетные периоды.
2.5. РОСИЗО, несмотря на реорганизацию в 2016 году путем присоединения ФГБУК "Государственный центр современного искусства", в связи с чем численность работников учреждения увеличилась в 4 раза (в 2014 году - 98 чел., в 2017 году - 382 чел.), План мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения на 2013 - 2018 годы, утвержденный приказом РОСИЗО от 30 января 2013 г. N 7, не скорректирован в сторону увеличения значений показателей дорожной карты учреждения.
2.6. РОСИЗО не организована надлежащим образом претензионно-исковая работа по взысканию суммы неустойки (штрафы, пени) за ненадлежащее исполнение условий договоров от 23 августа 2016 г. N 279/16 и от 26 мая 2014 г. N 157/ГИ-14, что влечет недополучение учреждением средств в общей сумме 3 003,2 тыс. рублей (расчетно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" РОСИЗО надлежит выполнить следующие требования:
1. Отразить в бухгалтерской отчетности за 2017 год в Отчете об обязательствах учреждения РОСИЗО по форме 0503738 показатели принятых обязательств РОСИЗО финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом с применением конкурентных способов в сумме 32 510,0 тыс. рублей.
2. Учесть в бухгалтерском учете сведения об акциях и иных формах участия в капитале ЗАО "Дирекция выставок и аукционов" в сумме 189,4 тыс. рублей с отражением в отчете "Баланс государственного (муниципального) учреждения" по форме ОКУД 0503730.
3. Принять на бухгалтерский учет нематериальные активы - товарные знаки (свидетельство от 29 августа 2016 N 585246, и от 24 октября 2016 N 591985), правообладателем которых являлось ФГУК "Государственный центр современного искусства", в соответствии с требованиями пункта 64 Инструкции N 157н.
4. Музейные ценности (произведения современного искусства (картины, металлические, деревянные и из иных материалов экспонаты), принятые на ответственное хранение РОСИЗО при перемещении из фондохранилищ ФГБУК "Государственный центр современного искусства", зарегистрировать в книге временных поступлений, в соответствии с требованиями пункта 100 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. N 290.
5. Обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на 16 объектов недвижимости РОСИЗО в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "13 июля 2015 г."
6. Обеспечить ведение журналов эксплуатации помещений, закрепленных за Русским музеем, в соответствии с требованиями части 5 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
7. Провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц РОСИЗО, допустивших указанные нарушения.
8. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 февраля 2018 г. N 5К (1226).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 июля 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона генеральному директору федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 2 марта 2018 г. N ПР 12-29/12-02
Текст представления официально опубликован не был