Представление Счетной палаты РФ от 7 ноября 2018 г. N ПР 04-323/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год и Планом работы Комитета государственного контроля Республики Беларусь на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2017 год" и бюджетной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год в целях подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год" в государственном учреждении "Телерадиовещательная организация Союзного государства" (далее - ТРО Союза).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение статьи 4 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 17 апреля 2017 г. N 2 "О бюджете Союзного государства на 2017 год" (далее - Декрет о бюджете N 2) доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и перечисленные в 2017 году ТРО Союза в бюджет Союзного государства, уменьшены на 27,6 тыс. рублей в связи с оплатой услуг АКБ "Росевробанк" (тарифы комиссионного вознаграждения за оказываемые услуги установлены банком в соответствии с договорами на банковское обслуживание в российских рублях и иностранной валюте). Вместе с тем корректировка размера доходов, подлежащих перечислению в бюджет Союзного государства, нормативными документами Союзного государства в 2017 году не предусматривалась.
Таким образом, ТРО Союза не соблюден принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета Союзного государства, установленный статьей 9 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета), согласно которому все доходы и расходы бюджета Союзного государства подлежат отражению в бюджете Союзного государства в обязательном порядке и полном объеме.
1.2. Выявлен ряд нарушений в закупочной деятельности ТРО Союза:
1.2.1. В нарушение статьи 76 Порядка формирования и исполнения бюджета, согласно которой получатели средств бюджета Союзного государства имеют право принимать денежные обязательства в пределах доведенных до них объемов финансирования, а объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета Союзного государства в текущем финансовом году, не должен превышать утвержденные объемы финансирования, ТРО Союза принимались бюджетные обязательства по государственным контрактам (договорам) на выполнение работ, оказание услуг до утверждения в установленном порядке бюджетов Союзного государства в 2016 году на 2017 год и, соответственно, в 2017 году на 2018 год.
Так, по итогам процедур торгов (конкурсов, аукциона, котировок), проведенных в 2016 году, ТРО Союза приняла на себя обязательства по осуществлению расходов в 2017 году (за счет бюджета Союзного государства на 2017 год) на общую сумму 82 051,9 тыс. рублей по 11 контрактам (договорам), заключенным в период с 22 по 30 ноября 2016 года. При этом бюджет Союзного государства на 2017 год утвержден 17 апреля 2017 года Декретом о бюджете N 2, Постоянным Комитетом Союзного государства в рамках временного управления бюджетом ТРО Союза доведено финансирование на январь 2017 года только 28 декабря 2016 года в общем объеме 18 541,5 тыс. рублей.
Аналогично, по итогам процедур торгов, проведенных в 2017 году, ТРО Союза приняла на себя обязательства по осуществлению расходов в 2018 году (за счет бюджета Союзного государства на 2018 год) на общую сумму 172 675,4 тыс. рублей по 18 контрактам (договорам), заключенным в период с 29 по 30 декабря 2017 года. При этом бюджет Союзного государства на 2018 год утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 16 марта 2018 г. N 2 "О бюджете Союзного государства на 2018 год", Постоянным Комитетом Союзного государства в рамках временного управления бюджетом ТРО Союза доведено финансирование на январь 2018 года в общем объеме 26 294,2 тыс. рублей.
1.2.2. В нарушение статьи 76 Порядка формирования и исполнения бюджета, согласно которой получатели средств бюджета Союзного государства имеют право принимать денежные обязательства в пределах доведенных до них объемов финансирования, ТРО Союза по шести договорам на выполнение работ, оказание услуг, заключенным на территории Республики Беларусь в январе 2017 года со сроком исполнения в том же году, общей стоимостью 18 334,2 тыс. рублей приняты обязательства сверх пределов доведенных до нее объемов финансирования.
1.2.3. В нарушение статьи 76 Порядка формирования и исполнения бюджета, согласно которой принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем средств бюджета Союзного государства договоров (контрактов) в соответствии с законодательством государств-участников, ТРО Союза на территории Республики Беларусь в 2017 году принимала денежные обязательства путем заключения договоров (контрактов) без применения законодательства Республики Беларусь.
Так, без проведения конкурентных процедур по определению исполнителей, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 419-3 "О государственных закупках", на территории Республики Беларусь ТРО Союза заключено 35 договоров, действовавших в 2017 году на общую сумму 82 002,3 тыс. рублей.
1.3. В нарушение пункта 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, а также абзаца 1 пункта 5 Положения о служебных командировках работников ГУ "Телерадиовещательная организация Союзного государства", утвержденного приказом Председателя ТРО Союза от 29 декабря 2016 г. N 131-од, в 2017 году в ряде случаев сотрудникам ТРО Союза, направляемым в командировку, аванс не выдавался, расчеты производились после возвращения их из командировки.
Командировочные расходы (суточные, расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения) возмещались с нарушением сроков, установленных приказами ТРО Союза при направлении сотрудников в командировки, до 56 календарных дней.
1.4. Проверкой установлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, инвентаризации активов и обязательств, предусмотренного Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете).
1.4.1. В нарушение пункта 27 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н), согласно которому учреждения представляют квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность своей вышестоящей организации в установленные сроки (квартальную - не позднее 30 апреля (за I квартал) текущего финансового года в соответствии с пунктом 2.1 Порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджета Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 13), бухгалтерская отчетность за I квартал (по состоянию на 1 апреля) 2017 года ТРО Союза не формировалась и в Постоянный Комитет Союзного государства не представлялась.
1.4.2. В нарушение части 3 статьи 11 Закона о бухучете, абзаца 5 пункта 26 Инструкции N 107н и абзаца 3 пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации), а также абзаца 24 Учетной политики, утвержденной приказом Председателя ТРО Союза от 29 декабря 2016 г. N 129-од, согласно которым проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в ТРО Союза перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год не проводилась инвентаризация наличных денежных средств, материальных запасов, расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
1.4.3. В нарушение пункта 8 Инструкции о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений, финансируемых из бюджета Союзного государства в соответствии со сводной бюджетной росписью, утвержденной приказом Постоянного Комитета Союзного государства от 30 августа 2002 г. N 22 (действовавшей в проверяемом периоде) (далее - Инструкция N 22), пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ТРО Союза за 2017 год, входящая в состав годовой бухгалтерской отчетности ТРО Союза за 2017 год, не содержит данные о результатах проведенной инвентаризации основных средств и нематериальных активов.
1.4.4. В нарушение пункта 8 Инструкции N 22 в приложенных к пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности ТРО Союза расшифровках дебиторской и кредиторской задолженности отсутствует информация о датах возникновения и причинах образования задолженности по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами на общую сумму 1 955,9 тыс. рублей; задолженности по платежам в бюджет, по расчетам с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации на общую сумму 636,5 тыс. рублей.
1.4.5. В нарушение абзаца 8 пункта 123 и пункта 132 Инструкции N 107н дебиторская задолженность ТРО Союза по недостачам в размере 184,8 тыс. рублей, образовавшаяся в 2007 году, по состоянию на 1 января 2018 года учтена на субсчете 170 "Расчеты по недостачам" балансового счета N 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", на котором в соответствии с пунктом 132 Инструкции N 107н учитываются суммы недостач и хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей, отнесенные за счет виновных лиц, и другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке.
В нарушение абзаца 2 пункта 123 и абзаца 13 пункта 198 Инструкции N 107н данная задолженность по истечении срока исковой давности не была списана с баланса ТРО Союза и не учитывалась в 2017 году на забалансовом счете N 05 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".
1.4.6. В нарушение пунктов 37 и 39 Инструкции N 107н объекты основных средств ТРО Союза (производственный и хозяйственный инвентарь) общей балансовой стоимостью 363,9 тыс. рублей учтены на субсчете 013 "Машины и оборудование" вместо субсчета 016 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь" балансового счета 01 "Основные средства".
1.4.7. В нарушение пунктов 37 и 39 Инструкции N 107н объекты основных средств ТРО Союза (оборудование) общей балансовой стоимостью 161,0 тыс. рублей учтены на субсчете 016 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь" вместо субсчета 013 "Машины и оборудование" балансового счета 01 "Основные средства".
1.4.8. В нарушение пункта 37 Инструкции N 107н на субсчете 013 "Машины и оборудование" балансового счета 01 "Основные средства" ТРО Союза учтены основные средства (картины) общей балансовой стоимостью 8,7 тыс. рублей вместо субсчета 019 "Прочие основные средства".
1.4.9. В нарушение части 1 статьи 13 Закона о бухучете, пункта 17 Инструкции N 22, согласно которым бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, данные баланса ТРО Союза по состоянию на 1 января 2018 года по строке 220 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (178)" (108,2 тыс. рублей) не соответствуют данным оборотно-сальдовой ведомости ТРО Союза по счету 178 за 2017 год, отраженным по строке "Итого развернутое" в графе "Сальдо на конец периода. Дебет" (105,9 тыс. рублей), так как по строке 220 баланса ТРО Союза была также отражена сумма начисленных в декабре 2017 года отпускных сотруднику ТРО Союза в размере 2,3 тыс. рублей, учтенных по субсчету 180 "Расчеты по оплате труда" балансового счета 18 "Расчеты по оплате труда и стипендиям".
2. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. К должностям служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний, обеспечивающих создание и производство аудиовизуальной продукции, трансляцию телерадиопрограмм, правильную техническую эксплуатацию телевизионного и радиотехнического оборудования, в соответствии с постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 67 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний" отнесены технические должности режиссера монтажа, телеоператора-постановщика, художника компьютерной графики, электромеханика телевидения (радиовещания).
Вместе с тем в штате работников ТРО Союза, как и в предыдущие годы, указанные технические должности отсутствуют, что не способствует надлежащей реализации установленной деятельности ТРО Союза в области телерадиовещания и электронных средств массовой информации.
2.2. ТРО Союза с АО "ИД "Комсомольская правда" заключены договоры аренды нежилых помещений от 1 июля 2017 г. N 05-234 и от 1 декабря 2017 г. N 05-550 по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1, в которых с 1 декабря 2017 года размещен основной штат сотрудников.
При этом ТРО Союза в 2017 году прекращены арендные отношения по помещениям, расположенным по адресам: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 12 и ул. Пятницкая, д. 25, стр. 1, общей площадью 320,3 кв. метра. Усредненная стоимость квадратного метра с учетом эксплуатационного обслуживания составляет 1,86 тыс. рублей в месяц.
В АО "ИД "Комсомольская правда" арендованы помещения общей площадью 350,6 кв. метров. При этом стоимость 1 кв. метра составляет 2,6 тыс. рублей. Таким образом, стоимость аренды 1 квадратного метра в новых арендуемых помещениях выросла на 39,8%. В этой связи расходы ТРО Союза на аренду помещений для сотрудников в 2018 году могут возрасти расчетно на 3 113,3 тыс. рублей (2,6 - 1,86)*350,6*12).
При этом согласно проведенному мониторингу в сети "Интернет" у ТРО Союза имелись возможности снять офисные помещения класса "А" или "Б+" по стоимости ниже, чем в заключенных договорах с АО "ИД "Комсомольская правда".
Таким образом, ТРО Союза цель оптимизации затрат на аренду помещений, заявленная при заключении с АО "ИД "Комсомольская правда" договоров аренды нежилых помещений, не достигнута.
2.3. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 октября 2014 г. N 31 "Об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства, и о приостановлении действия отдельных постановлений Совета Министров Союзного государства" (далее - Постановление N 31) до принятия закона Союзного государства, регулирующего вопросы собственности Союзного государства, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь поручено осуществлять в соответствии с национальным законодательством обособленный учет имущества, созданного (создаваемого) и (или) приобретенного (приобретаемого) в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, за исключением объектов интеллектуальной собственности.
ТРО Союза не направляла сведения об имуществе, созданном и (или) приобретаемом в 2017 году за счет средств бюджета Союзного государства и являющемся собственностью государств - участников Союзного государства в соответствии с их национальными законодательствами, в Росимущество и Госкомимущество Республики Беларусь в целях постановки на обособленный учет.
Так, в ходе контрольного мероприятия не представлены подтверждающие документы о направлении ТРО Союза сведений об имуществе, в частности о нематериальных активах, приобретенных в 2017 году по 42 наименованиям общей стоимостью 172 735,8 тыс. рублей (в том числе по 36 наименованиям общей стоимостью 170 939,1 тыс. рублей, по которым стоимость единицы составляет более 500,0 тыс. рублей), в Росимущество или Госкомимущество Республики Беларусь для осуществления специализированного учета.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" государственному учреждению "Телерадиовещательная организация Союзного государства" надлежит выполнить следующие требования:
1) провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, а также в целях составления достоверной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства;
2) представить предложения Постоянному Комитету Союзного государства по внесению изменений в статью 76 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства", учитывающих при принятии ТРО Союза денежных обязательств особенности установленной ей деятельности в области телерадиовещания и электронных средств массовой информации.
Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения, и принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, в том числе представить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь сведения об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства на соответствующей территории государства-участника, в том числе разместить указанную информацию в части территории Российской Федерации в специализированной форме "Сведения об имуществе Союзного государства" с электронным адресом https://mvpt.rosim.ru.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (протокол от 29 октября 2018 г. N 53К (1274) / 10).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 11 февраля 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Председателю государственного учреждения "Телерадиовещательная организация Союзного государства" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 ноября 2018 г. N ПР 04-323/04-02
Текст представления официально опубликован не был