Представление Счетной палаты РФ от 27 декабря 2018 г. N ПР 07-377/07-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования Федеральной службой государственной статистики средств федерального бюджета при реализации полномочий по сбору и обработке статистической информации, а также по предоставлению в установленном порядке официальной статистической информации в 2017 году и истекшем периоде 2018 года" на объектах: Федеральная служба государственной статистики (камерально), федеральное государственное унитарное предприятие "Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России" (г. Москва) (далее - ГМЦ Росстата), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (далее - Владимирстат).
1. По результатам контрольного мероприятия в Федеральной службе государственной статистики выявлены следующие нарушения.
1.1 В нарушение части 2 статьи 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Росстатом при формировании плана закупок Росстата на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, а также плана закупок на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, обоснования закупок на оказание услуг по сопровождению справочно-правовых систем, иного программного обеспечения ИВС Росстата сформированы на общую сумму 188 258,2 тыс. рублей без учета положений пунктов 20.1 и 20.2 Нормативных затрат Росстата, утвержденных приказом Росстата от 4 мая 2016 г. N 223*(1), и пунктов 20.1, 20.2, 34 - 46 Нормативных затрат Росстата, утвержденных приказом Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299*(2).
Так, при расчете Росстатом затрат на оплату услуг по сопровождению справочно-правовых систем, иного программного обеспечения ИВС Росстата не учитывались нормативные трудозатраты, которые должны быть установлены в эксплуатационной документации или в утвержденном регламенте выполнения работ по сопровождению.
1.2. В нарушение части 6 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" Росстатом условия оплаты труда лиц, привлекаемых для сбора первичных статистических данных, и выплаты им вознаграждения в отношении 6 статистических работ*(3), выполненных в рамках основного мероприятия 1 подпрограммы 9 "Официальная статистика" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, определены не были.
В связи с чем территориальными органами Росстата в 2017 и 2018 годах при заключении контрактов на основании пункта 42 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения по вышеуказанным 6 статистическим работам, объем работ и цена контракта, рассчитаны в отсутствие определенных Росстатом указанных условий оплаты труда.
1.3. Росстатом с нарушением срока (до 1 августа текущего года на последующий год), установленного пунктом 2.2.1 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению и координация деятельности в сфере официального статистического учета при их утверждении", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2010 г. N 685, осуществлялось утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению, сбор и обработка данных по которым осуществляются органами государственной статистики.
Так, Росстатом в 2017 году с нарушением указанного срока издано 22 приказа об утверждении форм федеральных статистических наблюдений и указаний по их заполнению, а также об утверждении статистического инструментария.
В истекшем периоде 2018 года Росстатом с нарушением установленного срока издано 15 приказов об утверждении форм федеральных статистических наблюдений и указаний по их заполнению с введением их в действие в 2018 году.
2. Кроме того, в Росстате выявлены следующие недостатки.
2.1. Основные виды деятельности, предусмотренные уставом ГМЦ Росстата и приносящие основной доход предприятию, связаны и выполняются в целях обеспечения реализации полномочий государственного органа (Росстата). Кроме того ГМЦ Росстата является администратором базы данных производственного плана и информационные ресурсы ГМЦ Росстата, включая серверное оборудование, являются частью ИВС Росстата.
Росстатом ежегодно по результатам закрытых конкурсов с ГМЦ Росстата заключаются государственные контракты на выполнение производственных планов Росстата фактически как с единственным исполнителем и по начальной (максимальной) цене (снижение 0,1 %).
Начальная (максимальная) цена (далее - НМЦК) на проведение работ по обеспечению выполнения Производственных планов на 2017 - 2019 годы устанавливалась затратным методом как сумма произведенных затрат, в том числе с учетом усредненной заработной платы и трудоемкости.
Согласно обоснованию НМЦК на проведение работ по обеспечению выполнения Производственного плана Росстата на 2017 год (на 2018 и 2019 годы) среднемесячная заработная плата принималась в размере более 70 тыс. рублей.
При этом, учитывая, что данные работы выполняет исключительно ГМЦ Росстата с момента своего учреждения (2004 год), среднемесячная заработная плата, сложившаяся у него, составила: на 2016 год - 36,9 тыс. рублей, на 2017 год - 38,6 тыс. рублей, на 2018 год - 37,0 тыс. рублей, что в 1,9 - 2,7 раза меньше принятой Росстатом при обосновании НМЦК.
ГМЦ Росстата часть работ по обеспечению выполнения производственных планов Росстата передавались соисполнителям в 2017 году - 19,5 % от общей стоимости контракта на выполнение производственного плана Росстата, в 2018 году - 21,1 %.
Учитывая изложенное, а также, что полномочия Росстата по сбору, обработке и предоставлению статистической информации, фактически осуществляются ГМЦ Росстата в рамках выполнения работ на выполнение Производственного плана, существуют риски неэффективного использования бюджетных средств, связанные с рисками завышения Росстатом НМЦК и стоимости контракта на проведение работ по обеспечению выполнения Производственного плана Росстата.
2.2. Территориальными органами с единственными исполнителями (физическими лицами) заключались контракты (договоры) на выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных по трем формам федерального статистического наблюдения*(4).
Объем работ, связанных со сбором первичных статистических данных, включал, в том числе проведение опроса индивидуальных предпринимателей (заполнение анкет).
Оплата по контрактам осуществлялась исходя из цены контракта и объема выполненных работ, при этом в объем выполненных работ включались случаи не оформления анкет по ненайденным по месту регистрации респондентам. Условиями контрактов стоимость (цена) работы исполнителя за обработку ненайденных респондентов без заполнения анкеты по ним не устанавливалась. Оплата производилась за полную совокупность респондентов, которые должны быть опрошены, и не учитывала количество незаполненных анкет по ненайденным респондентам.
Всего за 2017 год и 9 месяцев 2018 года физическим лицам за не оформленные анкеты по ненайденным по месту регистрации респондентам территориальными органами Росстата осуществлена оплата за счет средств федерального бюджета (расчетно) на общую сумму 3 087,7 тыс. рублей.
2.3. Росстатом в 2016 году проведен закрытый конкурс на проведение работ по обеспечению выполнения Производственного плана на 2017 год, по результатам которого с ГМЦ Росстата заключен государственный контракт от 30 декабря 2016 года N 140-ПП-2017/ГМЦ-2.
В соответствии с разделом 5.1 "Общая характеристика проведения работ Производственного плана Росстата" технического задания Росстат должен разработать экономическое описание для выполнения каждой работы Производственного плана.
Полномочия по разработке экономического описания для выполнения работы "Оценка и прогноз объемов обрабатываемой информации и трудоемкости статистических работ производственного плана Росстата на региональном и федеральном уровнях" (код работы 25810053) (далее - работа ОП "ОТПП") Росстатом не выполнены, вследствие чего актуальная постановка задачи для технологических решений, связанных с ее выполнением, Росстатом не установлена.
ГМЦ Росстата в рамках государственного контракта от 30 декабря 2016 г. N 140-ПП-2017/ГМЦ-2 выполнена работа ОП "ОТПП", по результатам которой установлено, что расчетная численность экономистов, необходимая для выполнения Производственного плана работ на 2017 год, должна составлять 18 797 человек, в том числе по ГМЦ Росстата 6 501 человек, по территориальным органам 12 296 человек.
Однако в ГМЦ Росстата штатная численность экономистов составляла только 165 человек, указанное свидетельствует, что результат работы ОП "ОТПП" Росстатом и ГМЦ Росстата не применен.
Необходимо отметить, что трудоемкость работ, расчетная численность экономистов и нагрузка на одного экономиста сформированы ГМЦ Росстата на основании Методических рекомендаций по определению норм нагрузки работников отделов статистики, утвержденных Госкомстатом России 30 января 1998 года, то есть более 20 лет назад и, соответственно, утратили свою актуальность, поскольку не учитывали возросшего уровня цифровизации и специфики ее использования при выполнении статистических работ.
Вместе с тем формирование трудозатрат на привлечение необходимого количества специалистов и (или) соисполнителей к выполнению ряда работ Производственного плана Росстата на 2017 год осуществлено Росстатом и ГМЦ Росстата без учета результатов выполнения работы ОП "ОТПП".
Таким образом, результаты работы ОП "ОТПП", связанные с оценкой и прогнозом объемов обрабатываемой информации и трудоемкости статистических работ производственного плана Росстата на региональном и федеральном уровнях Росстатом и ГМЦ Росстата не применялись, результат не востребован, что указывает на недостаточность проработки включения указанной работы в Производственный план на 2017 год, на оплату которой в 2017 году израсходованы средства федерального бюджета в сумме 2 194,3 тыс. рублей, что может также указывать о завышении стоимости работ Производственного плана Росстата на 2017 год на указанную сумму.
Учитывая изложенное в случае включения указанной работы в Производственный план на 2019 год необходимо разработать экономическое описание.
2.4. В Производственные планы на 2017 и 2018 годы включена работа "Системное сопровождение Интранет-портала Росстата с обеспечением публикаций материалов центрального аппарата Росстата" (код 25600085) стоимостью 2 500,0 тыс. рублей в каждом из периодов. По указанной работе расходы произведены, при этом работы по обновлению Интранет-портала Росстата в проверяемом периоде не проводились.
Ознакомление в ходе проверки с Интранет-порталом и просмотр его разделов и рубрик показали, что обновление информации в некоторых разделах не осуществлялось в течение нескольких лет.
Например, в разделе "Нормативные документы" последнее обновление произведено 5 февраля 2015 года, в разделе "Информационные технологии" - в 2014 году, в разделе "Статистическое наблюдение" - 24 января 2017 года (1 раз за 2017 год), 3 раза в 2016 году, 2 раза в 2015 году, раздел "Новости" - 7 декабря 2015 года, раздел "Календарь корпоративных событий" - 31 января 2013 года.
Кроме того, обсуждение служебных вопросов на форумах структурных подразделений центрального аппарата Росстата последний раз зафиксировано в Интранет-портале, например: Юридической службы - 2 апреля 2015 года, Управления организации статистического наблюдения и контроля - 4 февраля 2016 года, Управления статистики предприятий - 22 августа 2014 года.
В разделе "Часто задаваемые вопросы" нет ни одного вопроса. В рубрике "Проектные офисы" какая-либо информация отсутствует. При обращении в разделы "Полномочия" и "Формы статистической отчетности" происходит переадресация на официальный сайт Росстата в сети Интернет.
В разделе "База данных "Генеральная совокупность объектов статнаблюдения Статрегистра Росстата" обновление информации зафиксировано только в феврале 2013 года.
Таким образом, в проверяемом периоде работа "Системное сопровождение Интранет-портала Росстата с обеспечением публикаций материалов центрального аппарата Росстата" (код 25600085) не проводилась, ее результаты в проверенном периоде Росстатом не использовались, что указывает на недостаточность проработки включения указанной работы в Производственный план на 2017 год (2018 год), на оплату которой израсходованы средства федерального бюджета в сумме 2 500,0 тыс. рублей (ежегодно), что может также указывать о завышении стоимости работ Производственного плана Росстата на 2017 год (2018 год) на указанную сумму.
2.5. Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также Международным организациям", утвержденный приказом Росстата от 18 марта 2008 г. N 61 (далее - Административный регламент N 61), и Регламент Федеральной службы государственной статистики, утвержденный приказом Росстата от 27 ноября 2012 г. N 618 (далее - Регламент N 618), не приведены в соответствие с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 (далее - Положением о Росстате), в части закрепленных за Росстатом функций и полномочий, часть из которых передана Минэкономразвития России.
Так, в соответствии изменениями, внесенными в Положение о Росстате постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2017 г. N 951, функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере официального статистического учета и ряд полномочий как в сфере официального статистического учета, так и в части организационной деятельности переданы Минэкономразвития России.
Вместе с тем пунктом 1.3 раздела I "Общие положения" Регламента N 618 указано, что Росстат осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, что не соответствует пункту 1 Положения о Росстате.
Пунктом 1.4 раздела I "Общие положения" Регламента N 618 установлено, что руководство деятельностью Росстата осуществляет Правительство Российской Федерации, что не соответствует пункту 2 Положения о Росстате, в соответствии с которым Росстат находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
В части положений Административного регламента N 61 отмечается, что, например, пункт 17.1, в соответствии с которым в случае если поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации не входит в компетенцию Росстата, руководители структурных подразделений центрального аппарата Росстата по согласованию с заместителем руководителя Росстата (в соответствии с распределением обязанностей) представляют руководителю Росстата проект соответствующего доклада с предложением о назначении другого исполнителя поручения для последующего направления в Правительство Российской Федерации, не соответствует подпункту 9.2.9 пункта 9.2 Положения о Росстате, в соответствии с которым проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, представляются Министру экономического развития Российской Федерации.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Росстату надлежит выполнить следующие требования:
1) в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" установить условия оплаты труда лиц, привлекаемых для сбора первичных статистических данных, и выплаты им вознаграждения по 6 работам, выполняемым в рамках основного мероприятия 01 подпрограммы 9 "Официальная статистика" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316;
2) провести проверку по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц Росстата, допустивших указанные нарушения;
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 декабря 2018 г. N 70К (1291).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Росстата или лицу, исполняющему обязанности, необходимо уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 15 февраля 2019 года.
_____________________________
*(1) Приказ Росстата от 4 мая 2016 г. N 223 "Об утверждении Нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной службы государственной статистики и Федерального казенного учреждения Федеральной службы государственной статистики" (утратил силу 26 апреля 2017 года).
*(2) Приказ Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299 "Об утверждении Нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной службы государственной статистики и Федерального казенного учреждения Федеральной службы государственной статистики".
*(3) Единовременное статистическое обследование "Анкета обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов на коммерческой основе", Единовременное статистическое обследование "Сведения о деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле", Единовременное статистическое обследование "Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей", Единовременное статистическое обследование "Основные показатели деятельности микропредприятий", Единовременное статистическое обследование "Статистическое наблюдение за объемами продаж на розничных рынках", Единовременное статистическое обследование "Показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение организаций".
*(4) N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" (код работы 14012014, 14012016); наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" (код работы 14012014, 14012016) и N 1-ИП (автогруз) "Анкета обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов на коммерческой основе" (код работы 18242035).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 27 декабря 2018 г. N ПР 07-377/07-03
Текст представления официально опубликован не был